Напоминание

"Мониторинг социологического исследования,как одна из функций профилактики накркомании в студенческой среде."


Автор: Забродина Элла Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Кольский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Апатиты,Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг социологического исследования,как одна из функций профилактики накркомании в студенческой среде."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мониторинг социологического

исследования как одна из функций

профилактики наркомании

в студенческой среде

Подготовила: педагог-психолог

ГАПОУ МО «КМК»

Забродина Э.А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области «Кольский медицинский колледж»

Апатиты

2022

В условиях современной реальности наркотизация является

не

только

правоохранительной,

медицинской,

психологической и моральной, но и крупнейшей социальной

проблемой, затрагивающей практически все слои общества.

Проблема далека не только от своего решения, но и от

адекватного

осмысления,

в

силу

того,

что

наркомания

является очень сложным социальным феноменом.

В

последнее время наркоситуация в России осложняется

новыми

обстоятельствами

«омоложением»

наркозависимых,

расширением

географии

подростковой

наркомании,

а

также

появлением

различного

рода

новых

синтетических наркотиков.

Наркотизация

студенческой

среды

это

процесс,

обуславливающий

общую

аморализацию

и

деградацию

отдельно

взятой

личности,

деформацию

её

целостности,

ориентацию нравственных установок, а также интенсивный

катализатор асоциального поведения.

2

Наркотизация

студенческой среды

НАРКОМАНИЯ

НАРКОТИК

НАРКОТИЗМ

3

Наркотизм – разновидность аддитивного поведения, суть

которого

заключается

в

злоупотреблении

различными

веществами,

изменяющими

психическую

деятельность

без формирования зависимости.

«Наркотик»

-

сильнодействующие,

природные

основном

растительные), а также синтетические вещества, парализующие

деятельность

центральной

нервной

системы,

вызывающие

искусственный сон и безболезненность, а иногда неадекватное

поведение и галлюцинации, а также потерю сознания и смерть

(в случае передозировки).

Наркомания

разновидность

заболеваний,

которые

проявляются

влечением

к

постоянному

приёму

в

возрастающих

количествах

наркотических

средств

вследствие

стойкой

психической

и

физической

зависимости

от

них

с

развитием

абстиненции

при

прекращении их приёма.

Профилактика

наркомании

в

студенческой

среде

комплекс

мероприятий,

проводимый

в

средних

и

высших

образовательных

учреждениях

и

направленный

на

предупреждение

употребления

наркотических веществ.

4

Профилактика наркомании

в студенческой среде

Главная задача:

предупреждение

употребления

наркотических веществ.

первичная

вторичная

третичная

Направления:

административно-

воспитательная работа;

санитарно-

гигиеническое

воспитание;

общественная борьба с

распространением и

употреблением

наркотиков.

Главная задача:

раннее выявление лиц,

употребляющих

психоактивные

вещества.

Главная задача:

социально-трудовая и

медицинская реабилитация

больных наркоманией.

5

Стратегии:

информирование

студентов

о

видах

наркотических

веществ,

их

пагубном воздействии на организм, психику, поведение человека, а также

формирование

мотивации

и

стимулирование

различными

способами

(пропаганды здорового образа жизни и прочее) эффективного социально-

психологического и физического развития;

формирование у студентов мотивации на социально-поддерживающее

поведение;

развитие

и

поддержание

протективных

факторов

здорового

социально-эффективного поведения среди молодёжи;

развитие

навыков

разрешения

проблем,

связанных

с

принятием

наркотических

веществ

(поиск

социальной

поддержки

и

так

далее)

в

студенческой среде.

6

В

настоящей

работе

была

предпринята

попытка

анализа практики профилактики наркомании на примере

ГАПОУ МО «КМК».

В первую очередь для анализа были использованы

данные

добровольного

анонимного

социологического

опроса,

предложенного

к

проведению

служащим

ФСБ

при проведении профилактической работе в колледже в

марте 2022г.

Соцопрос

в

форме

анкетирования

проводился

педагогом-психологом

совместно

с

кураторами

и

воспитателями

колледжа

в

апреле

2022

года

среди

студентов по методу квотной выборки.

7

Общее количество респондентов составило 195 человек:

1. 96 студентов, опрошено в колледже (5 групп):

Две группы первого года обучения (18 и 19 группы, кураторы - Дегинау Анна

Всеволодовна, Дмитриева Наталья Юрьевна)

Две группы второго года обучения (20 и 27 группы, кураторы - Дзюбак Наталья

Александровна, Дуброва Наталья Сергеевна)

Одна

группа–третий

год

обучения

(39

группа,

куратор

Терентьева

Ангелина

Сергеевна)

2. 100 студентов, опрошено в общежитии:

Из них:

студентов женского пола - 89%(173 чел.)

студентов мужского пола - 11% (22 чел.)

студентов несовершеннолетних - 54% (107 чел.)

студентов совершеннолетних - 38% (75 чел.)

не указали свой возраст - 2% (5 чел.)

8

Функции профилактики наркомании в

колледже

1.

Диагностика;

2.

Сбор и анализ информации;

3.

Информирование;

4.

Обучение;

5.

Работа с комплексом социально-психологических проблем;

6.

Контроль.

9

Считаете ли Вы, что наркомания – это

серьезная проблема среди молодежи?

Очень серьезная

Достаточно серьезная

Скорее серьезная, чем

нет

Затрудняюсь ответить

Скорее не серьезная,

чем серьезная

Не серьезная

Абсолютно не

серьезная

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

54%

34%

10%

4%

1%

1%

1%

50%

35%

7%

2%

3%

0%

2%

52%

34%

8%

3%

2%

1%

1%

колледж

общежитие

итого

10

Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться

принципов ЗОЖ и никогда не употреблять наркотические

средства и психотропные вещества?

Полностью согласен

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Полностью не согласен

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

71%

24%

1%

1%

3%

66%

23%

2%

5%

5%

68%

23%

1%

3%

4%

колледж

общежитие

итого

11

Как Вы считаете, насколько потребление наркотических средств и

психотропных веществ распространено в населенном пункте, где Вы живете?

Очень распространено

Распространено, но не больше, чем везде

Совсем не распространено

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

24%

68%

7%

19%

65%

16%

21%

66%

12%

колледж

общежитие

итого

12

Насколько трудно (легко), по Вашему мнению, молодому человеку

«достать» наркотические средства и психотропные вещества?

Трудно

Скорее трудно, чем легко

Затрудняюсь ответить

Скорее легко, чем трудно

Легко

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

9%

10%

45%

27%

13%

8%

8%

48%

25%

12%

8%

8%

45%

26%

12%

колледж

общежитие

итого

13

Как Вы считаете, в чем может быть причина

употребления человеком наркотических средств и

психотропных веществ?

И

н

т

е

р

е

с

,

л

ю

б

о

п

ы

т

с

т

в

о

О

т

с

у

т

с

т

в

и

е

д

о

с

у

г

а

,

о

т

н

е

ч

е

г

о

д

е

л

а

т

ь

П

р

о

б

л

е

м

ы

в

л

и

ч

н

о

й

ж

и

з

н

и

,

с

т

р

е

с

с

П

о

д

в

л

и

я

н

и

е

м

к

о

м

п

а

н

и

и

,

с

т

р

е

м

л

е

н

и

е

б

ы

т

ь

к

а

к

в

с

е

П

р

о

т

е

с

т

,

ж

е

л

а

н

и

е

в

ы

д

е

л

и

т

ь

с

я

М

н

е

н

и

е

о

б

о

т

с

у

т

с

т

в

и

и

р

е

а

л

ь

н

о

г

о

н

а

к

а

з

а

н

и

я

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

41%

20%

67%

59%

22%

11%

39%

21%

62%

58%

11%

11%

40%

20%

64%

58%

16%

10%

колледж

общежитие

итого

14

Функции профилактики наркомании в

колледже

1.

Диагностика;

2.

Сбор и анализ информации;

3.

Информирование;

4.

Обучение;

5.

Работа с комплексом

социально-психологических

проблем;

6.

Контроль.

15

Известна ли Вам ответственность за употребление,

приобретение, хранение и сбыт наркотических

средств?

Да, очень хорошо известна

Да, известна в общих чертах

Мало известна

Совсем не известна

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

49%

33%

8%

9%

53%

32%

7%

7%

51%

33%

7%

8%

колледж

общежитие

итого

16

Функции профилактики наркомании в

колледже

1.

Диагностика;

2.

Сбор и анализ информации;

3.

Информирование;

4.

Обучение;

5.

Работа с комплексом социально-психологических

проблем;

6.

Контроль.

17

Как Вы считаете, можно ли вылечиться от наркомании?

Да

Не всегда

Нет

Затрудняюсь ответить

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

34%

50%

13%

24%

34%

43%

12%

10%

34%

46%

13%

17%

колледж

общежитие

итого

18

Функции профилактики наркомании в

колледже

1.

Диагностика;

2.

Сбор и анализ информации;

3.

Информирование;

4.

Обучение;

5.

Работа с комплексом социально-психологических проблем;

6.

Контроль.

19

Знакомы ли Вы с людьми, которые употребляют

(употребляли) наркотические средства и (или)

психотропные вещества?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

39%

45%

39%

37%

44%

18%

38%

44%

28%

колледж

общежитие

итого

20

Находились ли Вы в компании, где употребляли

наркотические средства и (или) психотропные

вещества?

Да

Нет

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

26%

68%

37%

63%

31%

65%

колледж

общежитие

итого

21

Предлагали ли Вам когда-либо попробовать

наркотические средства и (или) психотропные

вещества?

Да

Нет

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

23%

77%

25%

75%

24%

73%

колледж

общежитие

итого

22

Как Вы считаете, через какое время может возникнуть

наркотическая зависимость?

При употреблении большой дозы

Только при длительном употреблении

При несистематическом потреблении

Все ответы верны

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

4%

33%

6%

49%

17%

18%

8%

57%

10%

25%

7%

52%

колледж

общежитие

итого

23

Какие эмоции у Вас вызывают люди, употребляющие

наркотические средства и психотропные вещества?

Позитивные

Скорее позитивные, чем негативные

Затрудняюсь ответить

Скорее негативные, чем позитивные

Негативные

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

2%

3%

30%

29%

35%

10%

2%

40%

24%

23%

6%

2%

35%

32%

29%

колледж

общежитие

итого

24

Из каких источников Вы получаете информацию о

проблемах наркомании и незаконного распространения

наркотиков?

О

т

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

е

й

О

т

р

о

д

и

т

е

л

е

й

О

т

д

р

у

з

е

й

О

т

м

е

д

и

ц

и

н

с

к

и

з

р

а

б

о

т

н

и

к

о

в

И

з

С

М

И

,

с

е

т

и

И

н

т

е

р

н

е

т

,

с

о

ц

.

с

е

т

е

й

И

з

с

п

е

ц

.

л

и

т

е

р

а

т

у

р

ы

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

25%

27%

24%

22%

78%

13%

41%

27%

20%

27%

81%

7%

33%

27%

22%

24%

79%

10%

колледж

общежитие

итого

25

Какие, по Вашему мнению, наиболее эффективные

мероприятия по профилактике употребления

наркотических средств и психотропных веществ?

Л

е

к

ц

и

и

и

б

е

с

е

д

ы

с

о

с

п

е

ц

и

а

л

и

с

т

а

м

и

в

О

О

Ф

е

с

т

и

в

а

л

и

,

ф

л

э

ш

м

о

б

ы

,

с

п

о

р

т

.

м

е

р

о

п

р

и

я

т

и

я

У

ч

а

с

т

и

е

в

в

о

л

о

н

т

е

р

с

к

о

м

д

в

и

ж

е

н

и

и

Ф

и

л

ь

м

ы

,

б

у

к

л

е

т

ы

,

п

у

б

л

и

к

а

ц

и

и

в

С

М

И

,

с

е

т

и

И

н

т

е

р

н

е

т

,

с

о

ц

.

с

е

т

я

х

У

ж

е

с

т

о

ч

е

н

и

е

н

а

к

а

з

а

н

и

я

,

а

к

т

и

в

и

з

а

ц

и

я

р

а

б

о

т

ы

п

р

а

в

о

о

х

р

а

н

и

т

е

л

ь

н

ы

х

о

р

г

а

н

о

в

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

50%

13%

25%

31%

41%

41%

25%

24%

42%

48%

45%

19%

24%

37%

44%

колледж

общежитие

итого

26

НАРКОМАНИЯ

(слово-стимул)

Слова – ассоциации:

Болезнь

Смерть

Страх Зависимость Клетка Мучения

Ловушка Зло Шприцы Таблетка Вред Мучительная

смерть Наркотики Проблемы Стресс Нехватка денег

Боль Привычка Иглы Ломка Проблемы Эйфория Игра Кайф

Передозировка Вред Полиция Агрессия Доза Бутылка Трава Вода ВИЧ

СПИД

Деньги

Депрессия

Безысходность

Привычка

Горе

Неуравновешенность

Безалаберность

Закон

Неблагополучие

Ужас

Дно

Препараты Привычка Неадекватность Негатив

Галлюцинации Веселье Юмор Отрава

Одиночество

Тяжесть

27

Профилактические мероприятия

прямого воздействия

1.

Диагностика наркоситуации, а именно регулярное проведение различного рода

социологических исследований.

2.

Осуществление

различных

профилактических

программ

на

уровне

отдельных учебных групп и колледже в целом. Каждый год в «КМК» проводится

месячник борьбы против наркомании и СПИДа, который имеет массу задач и

одну цель – убедить молодёжь не употреблять наркотики.

3.

Проведение

различных

антинаркотических

программ

самими

студентами

посредством акций.

4.

Студенческие

антинаркотические

мероприятия,

координируемые

студенческим самоуправлением

5.

Встречи со специалистами-наркологами, социальными работниками, походы в

различные центры медико-психологической и социальной помощи и т.д.

6.

Антипропаганда наркотиков со стороны преподавателей и кураторов.

7.

Антипропаганда наркотиков

посредством различных стенгазет, публикаций,

буклетов, листовок и брошюр.

28

Профилактические мероприятия

косвенного воздействия

Пропаганда здорового образа жизни, а также различные способы проведения

досуга. В «КМК» такая профилактическая работа ведётся в виде различного рода

акций, спортивных мероприятий, наличия многочисленных кружков и секций самых

разнообразных

направлений.

Таким

образом,

необходимо

отметить,

что

в

Колледже первичной профилактике наркомании уделяется большое внимание

со стороны руководства, преподавателей, кураторов, а также, что немаловажно,

самих студентов.

29

Результаты

социологического

опроса

продемонстрировали

следующую

ситуацию: толерантное отношение к наркотикам и наркомании как социальному

явлению,

«нарконеустойчивость»

относительно

большой

части

студентов,

изменение

характера

наркоситуации

(тенденция

к

распространению

синтетических наркотиков).

Повышение

эффективности

профилактической

деятельности

неразрывно

связано

соответствием

поставленных

целей

антинаркотической

стратегии,

проблемам, характеризующим наркоситуацию, а также увеличению количества

располагаемых ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и других).

30



В раздел образования