Автор: Иванова Светлана Александровна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ 20
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии "ИСУД" как дидактического ресурса для работы с одарёнными детьми
Раздел: среднее образование
Статья:
Проект:
«Использование технологии «ИСУД» как дидактического
ресурса для работы с одарёнными детьми».
Развитие одарённости требует личностно - ориентированного подхода в обучении.
Освоенная и используемая технология «ИСУД» (автор Н.Л. Галеева) позволяет
организовать целенаправленную работу с одаренными детьми в пространстве учебного
успеха ученика.
Цель проекта: создание условий для учебного успеха одаренного ребенка через
применение технологии «ИСУД».
Основные задачи:
Определение параметров «учебного успеха» одаренных учащихся.
Проектирование
матрицы
параметров
индивидуального
стиля
учебной
деятельности (ИСУД) одарённого учащегося.
Организация тесного взаимодействия учителя-предметника с семьей, где растет
одаренный ребенок;
Ожидаемые результаты:
Рост мотивации ученика на поиск и приобретение новых знаний, умений и
навыков.
Постоянный рост его учебных возможностей
Развитие у учащихся таких качеств как лидерство, смелость, инициативность,
решительность в реализации своих идей.
Развитие
у
учащегося
познавательной
сферы
через
развитие
психо-
физиологических свойств.
Обоснование актуальности разработки:
По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20%,
может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для
развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей
действительно проявляют себя как одаренные.
А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому,
что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого,
но для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за
собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным
мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь,
умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (отметим, что именно
такими потенциями обладают талантливые дети). Не случайно популярными стали слова
знаменитого психолога, одного из лидеров гуманистической психологии К. Роджерса
(1987 г.) о том, что "если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые
конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем
погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости"
Иными словами, научные исследования и практика показывают, что развитие
таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе его развития. Ясно, что
необходимо
специальное
квалифицированное
психологическое
и
педагогическое
взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой
личности
Этапы реализации:
1.
Подготовительный. Изучение теоретического материала по изучению технологии
индивидуального стиля учебной деятельности( интернет ресурсы, периодическая
печать).
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год.
2.
Экспериментальный. Определение параметров «учебного успеха» одаренных
учащихся. Проектирование матрицы параметров индивидуального стиля учебной
деятельности (ИСУД) одарённого учащегося.
Сроки реализации: 2020- 2022 учебный год.
3.
Обобщающе-аналитический.
Сроки реализации: второе полугодие 2021-2022 учебного года
Новизна разработки:
Используемая личностно-ориентированная технология «ИСУД» позволяет, выявить
психофизиологические особенности ребёнка(ресурсы учебного успеха ученика) и
добиваться высоких результатов в учебной сфере деятельности.
Параметры учебного успеха ученика
Каждый из параметров представить в виде отрезков отходящих из центральной точки,
а уровень развития параметра – как длина его отрезка. В таком случае модель общих
учебных возможностей ученика будет выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная
кривой, проходящей через дистальные точки отрезков
.
Если развивается и растёт любой из параметров индивидуальной учебной
деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных
возможностей.
Сущность и процедуры определения всех параметров ИСУД ученика с приёмами диагностики,
описаны для учителя в пособии авторской технологии Галеевой Н.Л.
После диагностирования уровня параметров учебного успеха ученика необходимо свернуть
эту информацию в матрицу
Матрица параметров учебного успеха ученика N
Три ряда клеток соответствуют трём уровням развития психофизиологических функций и
общеучебные навыков:
нижний ряд – недостаточный уровень
средний ряд – критический
верхний уровень – оптимальный уровень
Уровень проработанности проекта:
В ходе подготовительного этапа была изучен теоретический материал по
технологии
индивидуального
стиля
учебной
деятельности
(интернет
ресурсы, периодическая печать).
Были определены параметры
«учебного успеха» учащихся
с общей
одарённостью,7А
класса.
Спроектированы
матрицы
параметров
индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) этих учащихся.
На сегодняшний день у этих учащихся имеется тенденция к росту их
учебных
возможностей:
Карпова
Юлимя
-
участница
городской
межвозрастной олимпиады по немецкому языку среди учащихся 7 классов
в2019-2020учебном году, где заняла 1 место. В этом учебном году ученица
принимала
участие
в
предметной
страноведческой
олимпиаде
по
немецкому языку, была в пятерке лидеров. Ей рейтинговый балл в классе
составляет 98%.
Создание условий для учебного успеха одаренного ребенка через применение
технологии «ИСУД» позволит добиться роста мотивации ученика на поиск и
приобретение новых знаний, умений и навыков.
Использование технологии ИСУД
может быть востребована педагогическим
сообществом города и республики в работе с одарёнными детьми, а также может
быть эффективна в обучении детей с различным уровнем дезадаптации.