Автор: Авакян Светлана Суреновна
Должность: учитель,английского языка
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ№6
Населённый пункт: Московская область,город Раменское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование коммуникативной компетентности младших школьников,через применение современных образовательных технологий,методов и форм обучения.
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников,через
применение современных образовательных технологий,методов и форм
обучения.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.
Независимо от пола, возраста, образования, социального положения,
территориальной и национальной принадлежности и многих других данных,
характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем
и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Иначе говоря, общение будет эффективно лишь в том случае, когда люди,
взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных
компетенций, следует уточнить видение таких основных понятий, как
компетенция и коммуникативная компетенция.
Компетенция (от лат. Competentis – способный) – совокупная характеристика
знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, и проявляемых,
как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и
проектировочным действиям при решении различных поведенческих и
действенно-практических задач.
Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим
исследованиям, включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию,
чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию,
внимание к действиям партнеров);
2)когнитивный (связан с познанием другого человека, включает
способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать
различные проблемы, возникающие между людьми);
3)поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной
деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские
способности и т.п.).
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их
социальной адаптации выделяют
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего
школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность,
доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной
деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и
незнакомой ситуации и др.);
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную
деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные
ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с
окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования
коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению,
искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных,
речевых умений, способов различения социальных ситуаций:
1.
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в
социальном пространстве человеческих отношений.
2.
У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные
способности
3.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого
развития
4.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка
с людьми.
5.
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если
ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в
целом.
6.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки
формирования важных социальных качеств
7.
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру
они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру
с можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и
социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и
перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у
большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки
формирования важных социальных качеств, способствующих успешной
социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших
школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных
проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе
учителя начальных классов.
Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении
всего младшего школьного возраста.
Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым,
который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом
становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.
Выготский).
Что же должны знать и понимать учителя и родители, чтобы разумно строить
процесс воспитания, способствуя развитию ребенка как самостоятельной
личности, умеющей сознательно управлять своим поведением?
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности
задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители
определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять,
нашим правилам подчиняться и т.д.
Существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка
способность самостоятельно управлять своим поведением, такими условиями
являются:
1.
введение ограничительных целей;
2.
наличие у ребенка достаточно сильного и длительного действующего
мотива поведения;
3.
расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно
самостоятельные и небольшие действия;
4.
наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
«Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с
окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными
социальными ролями, способность личности к речевому общению», в
экспериментальной части будут проверены такие характеристики, как
коммуникативные способности младших школьников, которые будут
определятся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой
происходит взаимодействие и коммуникации со сверстниками. Другими словами,
общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с
другом, компетентны в данной ситуации.
1.
Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо
продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной
школы. Внеучебная деятельность оказывает большое влияние на формирование
коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность
развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.
2.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования
коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению,
искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных,
речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
3. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и
стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.
Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно
формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными
умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи
должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности
овладения любыми предметными знаниями и умениями.