Автор: Плеханова Дарья Юрьевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Баскетбол.Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды
Раздел: среднее профессиональное
Тема занятия: «Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.»
Методическая разработка занятия
Тема занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.
Актуальность занятия, подтверждаемое данной разработкой, состоит в её опережающем характере: в отделении дополнительного
образования детей ФГОС еще не реализуется, а занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода с активным
вовлечением учащихся, в познавательную деятельность, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов
образования. Предлагаемое занятие направлено на обеспечение высокой двигательной активности учащихся, что является важной и
непростой задачей для большинства педагогов отделения дополнительного образования детей. Ключевые слова: ФГОС на занятии
отделения дополнительного образования детей, развитие двигательной координации, личностные и метапредметные результаты на
занятии отделения дополнительного образования детей.
Основные задачи:
1. Научить учащихся техническим действиям игрока защиты.
2. Совершенствовать стойку баскетболиста.
3. Ознакомить учащихся с тактическими действиями игрока защиты.
4. Способствовать развитию координационных и скоростных способностей при выполнении защитных действий.
5. Способствовать воспитанию дисциплинированности, трудолюбия, уважения к сопернику, командной работы.
6.Содействовать усвоению учащимися технических и тактических действий игрока защиты.
Необходимое оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, манишки, «хвосты», флипчарт, магнитофон, свисток.
Частные педагогические
задачи
Действия педагога
Дози-
ровка
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты,
формы и методы их
диагностики
Подготовительная часть занятия 13 мин.
1.
Обеспечить
начальную
организацию
и
общую
готовность
к
учебному
занятию учащихся.
Обучающимся
дается
задание поделиться на пары
и проверить соответствие
формы
требованиям
техники безопасности.
2 мин.
Вход
учащихся
в
зал.
Обучающиеся
проверяют
друг
у
друга
наличие
спортивной
формы,
соответствие её требованиям
техники
безопасности.
Построение в одну шеренгу в
левом
дальнем
углу
зала,
приветствие.
Расчет
на
первый
и
второй,
раздача
манишек.
Берут
мячи
со
шведской стенки.
Личностные:
Коммуникативная
компетентность в общении и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной
деятельности
(ЛР7);
Метапредметные:
самостоятельно
контролировать
и
корректировать деятельность
(МР1).
Форма:
взаимопроверка.
Метод наблюдения.
2. Содействовать увеличению
эластичности
мышечной
ткани
и
подвижности
в
суставах для работы с мячом
Инструкция
учащимся:
«Следить
за
правильным
выполнением упражнений.
- На мяч не смотреть.
- Спина прямая.
2 мин.
1.
Разминочный
бег
с
ведением
баскетбольного
мяча:
правой рукой
левой рукой
попеременно правой и
левой рукой
Бег спиной вперед с
ведением
правой
и
левой рукой
Бег
с
изменением
направления движения
по свистку
Ведение
мяча
шагом
правой
или
левой
рукой,
восстановление
дыхания.
Перестроение через середину
по два.
Предметные:
Владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме
учебной деятельности. (ПР4);
3.Создать
условия
для
формулировки
учащимися
целей занятия.
Обозначить правильность
выполнения стойки
баскетболиста в защите.
Защитник должен всегда
находиться в устойчивом
положении и быть готовым
к борьбе с нападающим
игроком, а устойчивым
положением является
стойка с выставленной
вперед ногой и на
параллельных ногах.
4 мин.
Объяснение правил игры.
Игра «Выхвати хвост».
Учащиеся надевают
«хвосты». По сигналу,
учащиеся начинают
перемещаться в стойке
баскетболиста от боковой
линии до боковой линии.
Задача игроков выхватить
хвост соперника и не дать
выхватить свой.
Побеждает тот игрок, кто
Личностные:
способность
вести
диалог
с
другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать
для их достижения (ЛР6);
Метапредметные:
умение
самостоятельно
контролировать
и
корректировать деятельность
(МР1).
Методы
наблюдения
и
Важность этого
разминочного упражнения
состоит в реализации
личностного результата,
связанного с развитием
умения достигать общей
цели, ориентируясь на
партнера. Педагог
поощряет обучающихся в
командной работе.
выхватит большее количество
«хвост» соперника.
взаимопроверки
на
основе
оценочной карты.
4.
Организация
активного
целеполагания.
Организация
промежуточной рефлексии
по выполнению задания:
Учащиеся
подходят
к
флипчарту.
«Как вы уже догадались
сегодня
мы
будем
совершенствовать
защитные действия игрока
обороняющейся команды, а
какие конкретно действия
вы
ответите
мне
в
дальнейшем».
Педагогу
важно
организовать
совместное
обсуждение
выполненного
задания с группой
Приложение№1.
Задание
№1
на
флипчарте.
«Мы
вспомнили
с
вами
правильное
выполнения
5 мин.
Учащиеся
отвечают
на
вопросы и формулируют цель
дальнейшего
занятия.
Учащиеся
перечисляют
по
очереди возможные ошибки
при
выполнении
защитной
стойки.
Возможные
варианты
ответов:
Слишком высокое или низкое
положение локтей.
Ноги
не
согнуты
(перемещается
на
прямых
ногах).
Ноги
согнуты
слишком
сильно.
Стопы не плотно стоят на
опоре.
Передвижения
выполняются
подскоками, а не стелящимся
приставным шагом.
защитной стойки, а теперь
ответьте мне, какие могут
быть
ошибки
при
выполнении
защитной
стойки».
Задание
№
2
на
флипчарте.
«Какие виды
защиты вы знаете?
Когда
применяется
индивидуальная защита? А
что
необходимо
для
командной
защиты.
Задание
№
3
на
флипчарте.
«Ваша
задача
поставить
своего защитника на свою
позицию»
«Опробование
учащимися
построения
в
командной
защите.
Обсуждение происходит в
высоком темпе.
Положение корпуса слишком
прямое.
Корпус
слишком
наклонен
вперед.
Возможные
варианты
ответов:
Индивидуальная и командная
Для индивидуального отбора.
Необходимо
знать
расстановку в защитной зоне.
Основная часть урока 20 мин.
5.Совершенствование
защитных
действий
игрока
обороняющейся команды.
6.Создать
двигательное
представление
о
индивидуальных и командных
действиях защиты.
Подготовка
учащихся
к
работе
с
техниками
индивидуальной
и
командной защиты.
Перестроение учащихся через
середину по два,
Личностные:
способность
вести
диалог
с
другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать
для их достижения (ЛР6) (в
процессе игры в баскетбол)
1) ноги
согнуты
в
коленях;
1. Игроки располагаются
парами, лицом друг к другу.
7. Обучение согласованности
действий в упражнениях
2) спина прямая;
3) смотрим вперед
Один игрок держит мяч,
другой старается дотронуться
до него, сбоку.
Метапредметные:
Использовать все возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных
целей
и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных ситуациях (МР1);
(в процессе игры в баскетбол)
Предметные:
Владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности (ПР4);
Владение
техническими
приемами и двигательными
действиями
базовых
видов
спорта, активное применение
их
в
игровой
и
соревновательной
деятельности (ПР5).
1) ноги
согнуты
в
коленях;
2) спина прямая;
3) смотрим вперед
2. Игроки встают парами,
лицом друг к другу. Один
игрок ведет мяч, другой
старается дотронуться до него
сбоку, но владеющий мячом
игрок перемещает его,
укрывает.
1)
ноги
согнуты
в
коленях;
2)
спина прямая;
3)
смотрим вперед
3. Когда игроки во время
выполнения
любого
упражнения слышат свисток
и
команду
«зашита»,
их
задача быстро занять свое
положение в защитной зоне,
после чего они возвращаются
к выполнению предыдущего
занятия.
1) ноги
согнуты
в
коленях;
2) спина прямая;
3) смотрим вперед
4. Один игрок- нападающий,
а второй защитник.
Нападающий выполняет
ведение мяча от боковой
линии к противоположной.
Задача защитника
перемещаясь в стойке не дать
себя обыграть, все время
находясь перед нападающим,
Игроки меняются ролями,
после того, как дойдут до
противоположной стороны.
5. Один игрок- нападающий,
а второй защитник.
Нападающий выполняет
ведение мяча от боковой
линии к противоположной,
его задача не дать защитнику
выбить мяч, а задача
защитника перемещаясь в
стойке не дать себя обыграть,
выполнить имитацию
выбивания. мяча, все время
находясь перед нападающим.
Игроки меняются ролями,
после того, как дойдут до
противоположной стороны.
1)
ноги
согнуты
в
коленях;
2) спина прямая;
3) смотрим вперед
6. Когда игроки во время
выполнения
любого
упражнения слышат свисток
и
команду
«зашита»,
их
задача быстро занять свое
положение в защитной зоне,
после чего они возвращаются
к выполнению предыдущего
занятия.
Заключительная часть урока 7мин
8. Содействовать осмыслению
обучающимися
Задание
№
4
на
флипчарте. «Оцените свою
Рефлексия: в конце занятия
учащимся
дается
Личностные:
Сформированность
основ
результативности собственной
учебно-познавательной
деятельности,
выявлять
мнения
обучающихся
о
результативности
их
деятельности
деятельность
на
занятии,
поставив своего защитника
в определенную зону».
возможность
оценить
свою
работу
на
занятии.
Они
прикрепляют
своего
«защитника» в определенную
зону
и
высказывают
свое
мнение:
1) Уверенно себя чувствую в
защите
2)
Есть
ошибки
и
я
их
исправлю.
3) Ничего не получается.
По самоанализу детей можно
судить
о
выполнении
поставленных
задач
на
занятии.
саморазвития
и
самовоспитания (ЛР5);
Метапредметные:
Владение
навыками
познавательной
рефлексии
как осознания совершаемых
действий
и
мыслительных
процессов (МР9).
Приложение № 1
Задание № 1
Какие могут быть ошибки при выполнении защитной стойки?
Рис.1 Защитная стойка баскетболиста
Типичные ошибки при выполнении защитной стойки баскетболиста:
1.Положение локтей слишком высокое.
1а. Положение локтей слишком низкое.
2. Ноги не согнуты (перемещается на прямых ногах).
2а. Ноги согнуты слишком сильно.
3. Стопы не плотно стоят на опоре.
3а. Передвижения выполняются подскоками, а не стелящимся приставным
шагом.
4. Положение спины слишком прямое.
4а. Корпус слишком наклонен вперед.
Задание № 2
Какие виды защиты вы знаете?
Защита
Индивидуальная Командная
Задание № 3 Поставьте своего защитника на свою позицию.
Задание № 4 Оцените свою
деятельность на занятии,
поставив своего защитника в
определенную зону.
Уверенно себя чувствую
себя в защите
Есть ошибки и я их
исправлю
Ничего не
получается