Автор: Сигбатулина Анастасия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание сердцем. Без правил и условий"
Раздел: среднее образование
Слайд 1 «Нет опаснее человека, которому
чуждо человеческое, который равнодушен
к судьбам ближнего».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 2. Воспитание сердцем. Без правил и условий
К нам в школу вызвали маму 8-летней девочки. Мама не любит свою девочку, она ее
раздражает. Девочка до школы жила с бабушкой, которая о ней заботилась. А сейчас мама
кричит, ругается, истерит, заставляет переписывать домашнюю работу по несколько раз, хотя
надо отметить, что в тетради и так чисто и аккуратно.
Что это? Разве так бывает? Оказывается, да. Что происходит с нами, когда мы кричим на
собственных детей, на своих учеников?
Сегодня я чувствую ответственность перед этой маленькой девочкой и тысячами других
девочек и мальчиков, которых не любят, с которых что – то требуют, не давая ничего взамен,
которые предоставлены сами себе и одиноки перед огромным миром.
Сегодняшняя школа наряду с обучением после длительного перерыва декларирует и
роль воспитательной работы. Спросите любого директора школы, как ведётся у них
воспитательная работа, и он вам с гордостью назовёт с десяток общешкольных, районных
мероприятий
и
конкурсов
для
детей.
Но как же тогда объяснить эти случаи равнодушия родителей, жестокость и черствость
подростков?
На какие примеры смотрят детские глаза? Примеры равнодушия, чёрствости, бесчестия
и трусости, которые встречаются сплошь и рядом, сами по себе эти качества проросли не из
вакуума, дети, как губки впитывают все из социальной среды. Подобными примерами пестрит
Интернет, телевидение. Воспитанию на таких примерах не помогут ни десятки красивых
мероприятий, ни "Юнармия", ни красивые формальные отчёты о воспитательной работе и
высоких результатах ЕГЭ.
Подростки, оставаясь наедине со своими проблемами, сёрфят в инете, решают свои
проблемы в так называемых группах смерти. Страшно, когда ни учителя, ни родители, а
админы в соц сетях являются авторитетом у подростков и дают указания, что делать и как
жить.
Если у детей нет стержня нравственных мировоззренческих качеств, то и результаты
ЕГЭ не позволят сделать человека счастливым и достойным гражданином нашей страны.
слайд 3 Известный психолог и специалист в области образования Альфи Кон задается
вопросом: "Что нужно детям и как нам помочь им это получить?" и предлагает практические
стратегии для перехода от "делать что-то с ребенком" до "работать вместе с ребенком", которые
помогут
воспитать
здорового
и
ответственного
человека.
Альфи Кон уверен: одна из базовых потребностей ребенка - быть любимым, безусловно,
понимать, что он будет принят, даже если совершит ошибку. Я согласна с таким подходом и
как педагог, и как кл рук, и как мама стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы наполнить
сердца детей добротой и любовью.
Говорят, слайд 4 «Учитель – сердце школы», Самый лучший учитель для ребенка тот,
кто, духовно общаясь с ним, видит в своем ученике друга, знает самые сокровенные уголки
сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на
молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру детей как раз и
зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным
поступкам.
Но учитель один не может справиться с этими
проблемами. Я очень рада, что
образование находится сегодня в центре внимания государства и общественности. вопрос
воспитания наконец поставлен на 1 место на государственном уровне.
2 июня 2020 года принят проект примерной программы воспитания. Хорошо, что
делается акцент не на мероприятиях как таковых, ведь можно сколько угодно придумывать и
организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный
эффект, но так и не добиться его, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то
доброе, что ему предлагают другие. Хорошо, что делается акцент на создании в процессе
совместной деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов
общими интересами, увлечениями, чувствами, эмоциями, ведь только так и проходит передача
ценностей.
В соответствии с изменениями в законодательстве в области воспитания сегодня
изменяется роль классного руководителя. Современный классный руководитель – это, прежде
всего, наставник и воспитатель, надежный помощник семьи в обучении и воспитании ребенка,
навигатор возможностей школы, интегратор партнерского сотрудничества. Хотя неважно, какое
слово для обозначения роли педагога использовать: тьютор, ментор, навигатор. Другое дело,
что за ним не должна быть пустота... За ним должна быть ..любовь.
Я часто рассуждаю, какой я классный рук. Я могу быть разной - требовательной и
ласковой, любящей и строгой, но я требую от самой себя быть 24 на 7 на связи со своими
детьми и родителями. Хотя и это не всегда важно.
орим. Залогом успешной работы воспитателей и родителей будет
индивидуальный подход, любовь, понимание уникальности детства и
внимательное отношение к каждому ребенку. И в завершение хочется
напомнить взрослым, что перед нами всего лишь маленькие беззащитные
дети которым все равно к какому веку или поколению они принадлежат.
Ведь важнейшим источником жизненного опыта школьников являются нравственные
установки, духовные ценности родителей. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой
семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не оценивать, кто
правильнее живёт. Я призываю наших уважаемых родителей осознать свою самую важную
роль – любить своих детей. Слайд 6
Я хочу сказать той маме, которую раздражает собственная дочка, посмотреть на неё
другими глазами и почувствовать хрупкую, беззащитную душу, которая нуждается в
материнской заботе, поддержке и…любви. Я бы сказала этой маме: сядьте со своим ребенком,
обнимите его и, вспомнив себя в детстве, дайте ей совет не с позиции строгого взрослого, а с
позиции той неуверенной девочки, которой, может быть, тоже было грустно и одиноко.
Почувствуйте свою дочь сердцем. Любите ее без правил и условий.
….Есть мир бесконечно малого, есть мир бесконечно большого. Есть мир бесконечно
сложного - мир Образования. Давно сказано, что образование - самое важное после хлеба, ибо
без знаний не может быть ни созидания, ни творчества, ни понимания, ни прощения, и,
следовательно, не может быть самого человека.
С чем останемся, и есть ли у нас время об этом подумать? Дети-это будущее любой
страны, и от их образованности, идеологической заряженности и способности противостоять
трудностям и вызовам современности, зависит здоровье общества и страны в целом. Судьбы
целых народов зависят иногда от нравственных убеждений. Важная истина заключается в
том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. Скажите, а
у вашего ребенка были на глазах слезы, когда, к примеру, побеждала сборная страны в
международных соревнованиях, от гордости за наши спортивные достижения? Или, когда кого-
то из его друзей или близких постигала невосполнимая утрата, и он, искренне сопереживая,
стыдливо отворачивался, чтобы скрыть бегущие по щекам слезы? Или перед его глазами
погибало беззащитное животное? Если да, гордитесь. Стартовые установки правильные, теперь
их надо закреплять и развивать. Душа жива. А это главное.
Спасибо за внимание!
«Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку, люби своих учеников, и ученики
полюбят науку, и ты воспитаешь их» - советовал педагогам Л.Н. Толстой.
Однако одной любви к детям и своему предмету сегодня недостаточно, необходимы
изучения и апробация на практике наиболее оптимальных и эффективных приемов обучения и
воспитания детей, целевая установка на результативность, высокий профессионализм и
творчество.
Критикуешь — предлагай, — скажут ворчливые снобы. И я предлагаю. Заходя в класс,
я говорю своим ученикам: «Здравствуйте, как ваши дела?». Простовато? Панибратски? Быть
может. Тем не менее, на месте ученика я была бы рада услышать подобный вопрос перед тем как
на 45 минут погрузиться в уравнения, диктанты, электрические цепи, молекулы или атомы.
Когда впервые спрашиваешь, как дела, учащиеся часто не знают, что ответить.
В смысле — как дела? Чьи дела? Она про домашки, что ли, спрашивает?
Нельзя всё сразу порубить и полностью поменять. Это должен быть эволюционный
процесс перехода к восприятию мира как переплетённых между собой элементов, а не набора
дисциплин на уровне школьного обучения. Пусть всего 3% из образовательного процесса будет
посвящено метапредметным занятиям и проектам. Через три года их будет шесть, через 10 лет —
20%. И число людей, которые будут готовы сделать следующий шаг, тоже будет больше.
Или узнала, что мы разбили горшок в соседнем классе? Спустя несколько секунд
раздаётся саркастичная шутка или осторожное «нормально». Ответы, которые не значат
абсолютно ничего. И это неудивительно: сами-то вы давно искренне отвечали на такой вопрос?
У меня в вузе была преподавательница, которая каждую пару начинала с того, что
спрашивала, как у нас дела. Буду честна, раньше мне это казалось глупостью. Зачем вот она
спрашивает? Зачем делает вид, что ей интересны мои дела? Нашлась любительница поболтать.
Лучше бы сразу к теме перешли, — думала я.
Вопрос на протяжении пары месяцев встречался дружным молчанием нашей группы,
но потом мы всё же начали «оттаивать». Тогда я стала ловить себя на мысли, что жду, когда
снова начнётся пара и у меня спросят, как я. Ведь я смогу дать развёрнутый ответ, который будет
услышан. Я осознала, что и после занятия могу остаться и спросить что-нибудь тет-а-тет,
рассчитывая на помощь. Постепенно я прониклась к той преподавательнице и, как следствие,
к предмету, который она вела, хотя многим он казался безумно скучным. Сейчас я уверена, что
всё это благодаря простому вопросу в начале пары.
В последнее время в новостях стали с печальной частотой мелькать заголовки о стрельбе
и поножовщине в школах. В учебных заведениях в качестве превентивных мер начали усиливать
охрану и ставить рамки. Послушайте, а давайте лучше начнём перестройку безопасности
в школах с «как ваши дела»? Урок за уроком, четверть за четвертью, год за годом. Давайте
спрашивать, каждый раз искренне ожидая ответа и не стремясь вытянуть его клещами. Станет
меньше нужды в металлоискателях, беспощадном контроле и чтении личных переписок.
Однажды совершенно естественным образом в ответ на «Как дела?» мы услышим:
«Вы знаете, я бы хотел кое-чем поделиться…». Нам ли, зачастую одиноким взрослым, не знать,
как это чудесно, когда кто-то заинтересован тем, что у тебя на душе. Так почему вы всё ещё
не спрашиваете, как у ваших учеников дела?
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно
переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему,
что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Очень хочется, чтобы детство наших
детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце,
синее-синее небо, густая зеленая трава.
Я думаю, что и спрос с классного рук будет больше. Я согласна, что меры эти -
требование времени.
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Путь учителя к успеху начинается с того момента, когда приходит осознание, что учитель
- это не простой проводник школьника к новым знаниям, а педагог, который идет в ногу со
временем,
живо
интересуется
новинками
образовательных
методик,
смело
внедряет
инновационные технологии в процесс обучения (он - воспитатель, надежный помощник семьи в
обучении и воспитании ребенка, навигатор возможностей школы и города, интегратор
партнерского сотрудничества).
Потом что - то еще теоретическое, еще, еще ,еще, а в конце
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые
должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и
как можно больше добра».
Назрела необходимость перемен, это безусловно, но давайте порассуждаем: изменится
формулировка самого понятия "воспитание". К нему добавится "формирование чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев
Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям».
Кроме того, программа воспитания и календарный план воспитательной работы, которые
будут разрабатывать сами школы, будут включены в образовательные программы школ.
Важно то, что теперь планирование будет происходит
не согласно направлениям
организации духовно - нравственного развития, воспита
ния и социализации, ведь
воспитание –
процесс непрерывный, а то, что воспитание дискретно - это стереотип ( возьмем какую либо
экскурсию в природу. Это мероприятие связано не только с экологическим воспитанием, но
охватывает
также
патриотическое,
духовно
–
нравственное,
здоровьесберегающее
и
эстетическое воспитание).
Детям с первого по пятый класс нужен преподаватель, который в равной степени
разбирается и в том, как растить и развивать ребёнка. Но наступает момент, когда только
этих инструментов работы уже недостаточно: ребёнку хочется взаимодействовать
с интересной для себя личностью, а педагог работает только в том шаблоне, которому его
научили в педвузе.