Автор: Голодова Людмила Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Саратовская обл., р.п. Самойловка
Наименование материала: доклад
Тема: "Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей
дошкольного возраста»
«У ребенка есть страсть к игре,
и надо ее удовлетворять»
А.С. Макаренко.
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая
деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст
игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в
игре развиваются духовные и физические силы ребёнка.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности
ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер. Игра является эффективным
средством разностороннего развития личности дошкольника, его морально -
волевых качеств, в игровой деятельности реализуются потребность
воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и
духовному здоровью, является источником обширной информации, методом
обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития
творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает
правила и нормы поведения людей.
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством
всестороннего развития и воспитания личности. Через дидактические игры
закрепляются знания и умения.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего развития ребенка.
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике
получила
свое
развитие
в
трудах
ученых
и
многих
педагогов.
Вопросы
использования
дидактических
игр
в
детском
саду
изучались
рядом
исследователей (В. Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л. А.Венгер, А.А. Смоленцева,
Е.И. Удальцова и др.)
Дидактические игры способствуют:
- Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых
знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию
памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои
суждения, делать умозаключения;
- Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
- Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре
происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами
живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к
сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится
сочувствовать и т.д..
По содержанию:
дидактические игры делятся на:
игры по ознакомлению с окружающим,
развитию речи,
формированию математических представлений,
музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:
игры-занятия
авто дидактические (самообучающие) игры.
По наличию игрового материала
игры делятся на:
игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные,
словесные.
А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:
игра-путешествие,
игра-поручение,
игра-предположение,
игра-загадка,
игра-беседа.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами
(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать
сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов
и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение,
классификацию.
Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на
принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Содержание настольных игр разнообразно. Настольно-печатные игры – интересное
занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны
и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В них дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развитии
мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать
выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить
нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
- привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);
- краткость и ясность речи воспитателя;
- активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает,
подбадривает, уточняет, напоминает);
- коммуникативная направленность.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К
основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые
правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и
роль.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет
игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную
задач. Анализируя опыт работы с воспитанниками, можно сделать следующие выводы:
1. игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего
дошкольного возраста;
2. в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично
объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
3. игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
4. игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по
чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
5. в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает
ощущение “я тоже могу”;
6. игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и
ребенком;
7. дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения
учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).