Напоминание

"Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Голодова Людмила Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Саратовская обл., р.п. Самойловка
Наименование материала: доклад
Тема: "Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей

дошкольного возраста»

«У ребенка есть страсть к игре,

и надо ее удовлетворять»

А.С. Макаренко.

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая

деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст

игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в

игре развиваются духовные и физические силы ребёнка.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности

ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное

отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки

правильного поведения, складывается характер. Игра является эффективным

средством разностороннего развития личности дошкольника, его морально -

волевых качеств, в игровой деятельности реализуются потребность

воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и

духовному здоровью, является источником обширной информации, методом

обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития

творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает

правила и нормы поведения людей.

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством

всестороннего развития и воспитания личности. Через дидактические игры

закрепляются знания и умения.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое

явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством

всестороннего развития ребенка.

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике

получила

свое

развитие

в

трудах

ученых

и

многих

педагогов.

Вопросы

использования

дидактических

игр

в

детском

саду

изучались

рядом

исследователей (В. Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л. А.Венгер, А.А. Смоленцева,

Е.И. Удальцова и др.)

Дидактические игры способствуют:

- Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых

знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них

представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию

памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои

суждения, делать умозаключения;

- Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

- Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре

происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами

живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к

сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится

сочувствовать и т.д..

По содержанию:

дидактические игры делятся на:

игры по ознакомлению с окружающим,

развитию речи,

формированию математических представлений,

музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:

игры-занятия

авто дидактические (самообучающие) игры.

По наличию игрового материала

игры делятся на:

игры с предметами и игрушками,

настольно-печатные,

словесные.

А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:

игра-путешествие,

игра-поручение,

игра-предположение,

игра-загадка,

игра-беседа.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами

(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать

сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов

и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение,

классификацию.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на

принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

Содержание настольных игр разнообразно. Настольно-печатные игры – интересное

занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны

и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

В них дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развитии

мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать

выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить

нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.

Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:

- привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);

- краткость и ясность речи воспитателя;

- активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает,

подбадривает, уточняет, напоминает);

- коммуникативная направленность.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К

основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые

правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и

роль.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет

игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную

задач. Анализируя опыт работы с воспитанниками, можно сделать следующие выводы:

1. игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего

дошкольного возраста;

2. в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично

объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

3. игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

4. игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по

чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

5. в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает

ощущение “я тоже могу”;

6. игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и

ребенком;

7. дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения

учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).



В раздел образования