"Взаимодействие детского сада и семьи как фактор сохранения и развития здорового образа жизни.
Автор: Гицевич Татьяна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС "Аленушка" Населённый пункт: р.п.Усть-Абакан Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи как фактор сохранения и развития здорового образа жизни. Раздел: дошкольное образование
Гицевич Татьяна Валерьева,
воспитатель,
МБДОУ"ЦРР-ДС"Аленушка", р.п.Усть-Абакан
Взаимодействие детского сада и семьи как фактор сохранения и развития
здорового образа жизни.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Богатство государства — это не только природные ресурсы и материально-культурные
ценности, а в первую очередь люди. Проблема здоровья детей приобретает глобальный
характер:
- неправильное, недостаточное питание;
- вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания);
- недостаточная двигательная активность;
- низкая мотивация на сохранение здоровья;
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм в дошкольных учреждениях.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-
дошкольника могут реализоваться лишь при условии тесного взаимодействия детского
сада
и
семьи.
Ориентируясь
на
здоровьесберегающие
технологии,
мы,
воспитатели
детского
сада,
успешно
используем
следующие
формы
работы:
утренняя,
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастики,
гимнастика
для
глаз,
закаливание, гигиенические процедуры, прогулки, проветривание, релаксация, хождение
по дорожкам здоровья, физкультпаузы и минутки.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли
родителей в оздоровлении детей, приобщению их к здоровому образу жизни, создание
традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально
значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра
пропаганды
здорового
образа
жизни,
воспитания
культуры
семьи,
формирования
у
родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам укрепления и сохранения
здоровья, как детей, так и взрослых. Каждый родитель воспитывает своих детей так, как
считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение , то должны решать эту проблему вместе:
детский сад, родители, общественность. С целью обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи, повышения компетентности в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья и активного привлечения родителей ведётся:
-
информационно-
просветительская
работа
(
выпуск
буклетов,
информационных
листовок, памяток с описанием конкретных технологий, которые могут применяться в
домашних условиях);
- родительские тематические собрания;
- индивидуальные беседы, консультации;
- досуговые и спортивные праздники.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно- оздоровительной
работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности педагогов и родителей
может быть положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их
ориентацию
на
здоровый
образ
жизни. Каждый
родитель хочет
видеть
своих
детей
здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их
дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. Не случайно в народе говорят:
«В здоровом теле - здоровый дух». В дошкольном возрасте интенсивно вырабатываются
черты характера, а также закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развитие
физических качеств. Психологи и педагоги давно установили, что дошкольный возраст
самый благоприятный для формирования полезных привычек.
Одно из важных условий- создание благоприятного морального климата в семье, что
проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на
помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это
совершенно исключено
в
тех
семьях,
где
часты
скандалы,
кто-то
из
родителей
злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление
постоянно быть
вместе,
общаться,
советоваться.
Общение
-
великая
сила,
которая
помогает родителям
понять
ход
мыслей
ребенка
и
по
первым
признакам
определить
склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Не
следует
забывать
о
пользе
простых правил,
соблюдение
которых
помогает
сохранять
здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг
дома,
совместные
прогулки,
проветривание помещений
и
соблюдение
правил
личной
гигиены.
Создание
благоприятного
морального
климата
и
здорового
образа
жизни
семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных
делах. Труд - один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений
об образе жизни. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер - это, к сожалению,
достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и
поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с
детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести
порядок, сделать
уборку,
проветривать
комнаты,
недаром
говорят:
«Чистота
-
залог
здоровья».
Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела
ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека,
формирует
позитивное
отношение
к
природе.
Поле
деятельности
здесь
необозримо:
совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя
подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка
чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за
добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле.
Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными,
зимой - лыжными.
Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей и своем крае.
Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют
и познавательные функции. Как показали исследования, самыми яркими впечатлениями
дошкольников являются именно прогулки с родителями на природе.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог
счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Список литературы.
1.Антинина Г.А.Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель
ДОУ.-2014.-№12