Напоминание

Эмоциональное здоровье дошкольников


Автор: Ирина Владимировна Самочернова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №35 комбинированного вида "Непоседы"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Эмоциональное здоровье дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов:

«Эмоциональное здоровье дошкольников

»

Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?

Оно напрямую связано с психическим здоровьем, так как эмоции - это особый класс

субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных

переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям,

процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения,

чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во

все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности

сопровождаются эмоциональными переживаниями. Сегодня мы будем говорить об

эмоциональном общении ребенка дошкольного возраста с взрослыми как необходимого

условия его психического здоровья. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов.

Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с

окружающим миром в лице детей и воспитателей. Авторитет последних неизмеримо выше

авторитета любого ребенка в этом возрасте. Отношения дошкольника с конкретным

воспитателем будут определять его психическое самочувствие в детском саду, поэтому эмоции

от общения со взрослым выступают важным фактором его психического благополучия.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в

отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты

познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на

телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в

значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее

отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной

сферы, очень актуально и важна. Что для этого нужно сделать воспитателю?

Во-1-х – уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.

Во-2-х учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться

важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т.е. если

дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими,

создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на

психику ребенка.

Что для этого нужно уметь сделать педагогу?

Учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит

воспитателю. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными

произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный

фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого

соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают

ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту, вспоминая, где

и когда они испытывали подобные чувства.

В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями

человека, осознания своих эмоций от увиденного.

Например,

1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,

какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная -

будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это

упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния,

но и развитию образного мышления.

3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому

настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в

зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело

другому, нарисовать себе картинку).

4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас

настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагается ребенку

сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот

мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его

самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные

эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может

взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего

эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети

усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т.е. что различные

настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например, можно

попросить детей: "постарайтесь показать, как и с каким настроением вы шли сегодня в детский

сад". Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные

эмоциональные воплощения детей. Можно учить детей изображать различных животных с их

типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а

дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали

изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой,

т.е. саму эмоциональную атмосферу.

Игры и упражнения из серии

"Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на

понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. "Через стекло". Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что

они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора

можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или "

принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.

2. "Иностранец". Детям можно сказать, что в гости к ним приехал иностранец, который не

знает русского языка, а они не знают того языка, на котором он говорит. Нужно предложить

ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать,

естественно все это без слов.

3. "Изобрази сказку". Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную

сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка

и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе

сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

4. "Зоопарк". Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за

стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он

изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу;

прыгают, бегают, кричат, рычат.

Развитие эмоционально опыта детей связано с формированием у них понимания

различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого можно представлять детям

анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная,

неуверенная и уверенная. Нужно помочь детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой

ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагается

типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие

дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети,

которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на

месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?

Большое внимание необходимо уделять обучению детей выражению дружеских чувств,

симпатии, сочувствия к окружающим. Объяснять, что с доброжелательным, ласковым и

добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по

совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков

саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск

напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты должны становиться объектом

обсуждения. Можно спросить у детей в группе, как они считают, почему другие воспитанники

так поступили? Необходимо объяснять на понятном детям языке, что, пока отрицательные

эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все

вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами.

В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, поэтому можно

учить детей способам расслабления:

1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного

напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он

начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются.

Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит

"нет", увеличивая интенсивность удара.

2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного

бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры,

которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра

"Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу

игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.



В раздел образования