Автор: Ирина Владимировна Самочернова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №35 комбинированного вида "Непоседы"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Эмоциональное здоровье дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов:
«Эмоциональное здоровье дошкольников
»
Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?
Оно напрямую связано с психическим здоровьем, так как эмоции - это особый класс
субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям,
процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения,
чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во
все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности
сопровождаются эмоциональными переживаниями. Сегодня мы будем говорить об
эмоциональном общении ребенка дошкольного возраста с взрослыми как необходимого
условия его психического здоровья. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов.
Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с
окружающим миром в лице детей и воспитателей. Авторитет последних неизмеримо выше
авторитета любого ребенка в этом возрасте. Отношения дошкольника с конкретным
воспитателем будут определять его психическое самочувствие в детском саду, поэтому эмоции
от общения со взрослым выступают важным фактором его психического благополучия.
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в
отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты
познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на
телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в
значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной
сферы, очень актуально и важна. Что для этого нужно сделать воспитателю?
Во-1-х – уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.
Во-2-х учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться
важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т.е. если
дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими,
создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на
психику ребенка.
Что для этого нужно уметь сделать педагогу?
Учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит
воспитателю. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными
произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный
фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого
соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают
ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту, вспоминая, где
и когда они испытывали подобные чувства.
В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями
человека, осознания своих эмоций от увиденного.
Например,
1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,
какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная -
будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это
упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния,
но и развитию образного мышления.
3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому
настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в
зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело
другому, нарисовать себе картинку).
4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас
настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагается ребенку
сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот
мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его
самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные
эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может
взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего
эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети
усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т.е. что различные
настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например, можно
попросить детей: "постарайтесь показать, как и с каким настроением вы шли сегодня в детский
сад". Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные
эмоциональные воплощения детей. Можно учить детей изображать различных животных с их
типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а
дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали
изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой,
т.е. саму эмоциональную атмосферу.
Игры и упражнения из серии
"Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на
понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
1. "Через стекло". Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что
они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора
можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или "
принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.
2. "Иностранец". Детям можно сказать, что в гости к ним приехал иностранец, который не
знает русского языка, а они не знают того языка, на котором он говорит. Нужно предложить
ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать,
естественно все это без слов.
3. "Изобрази сказку". Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную
сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка
и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе
сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
4. "Зоопарк". Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за
стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он
изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу;
прыгают, бегают, кричат, рычат.
Развитие эмоционально опыта детей связано с формированием у них понимания
различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого можно представлять детям
анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная,
неуверенная и уверенная. Нужно помочь детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой
ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагается
типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие
дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети,
которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на
месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?
Большое внимание необходимо уделять обучению детей выражению дружеских чувств,
симпатии, сочувствия к окружающим. Объяснять, что с доброжелательным, ласковым и
добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по
совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков
саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск
напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты должны становиться объектом
обсуждения. Можно спросить у детей в группе, как они считают, почему другие воспитанники
так поступили? Необходимо объяснять на понятном детям языке, что, пока отрицательные
эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все
вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами.
В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, поэтому можно
учить детей способам расслабления:
1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного
напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он
начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются.
Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит
"нет", увеличивая интенсивность удара.
2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного
бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры,
которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра
"Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу
игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.