Автор: Пудовкина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Сампурский филиал МБДОУ "Детский сад "Березка"
Населённый пункт: Тамбовская обл. Сампурский район с. Сампур
Наименование материала: Статья
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»
«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Автор: воспитатель Пудовкина Ольга Николаевна.
Опыт моей работы называется "Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников". Данную тему в моей работе, считаю одной из главных.
Являясь сама матерью, я понимаю насколько важно тесное сотрудничество с
родителями, ведь они первые и главные воспитатели своего ребенка с
момента его появления и на всю жизнь.
В сфере дошкольного образования сегодня происходят некоторые изменения.
Они, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Во многом это
зависит от согласованности действий родителей и ДОУ.
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других
воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом
в школу, занимается в кружке, студии художественного воспитания, секции и
т.д. проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на
сегодняшний день остается актуальной, причем это отражено в содержании
ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением обоюдных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание между семьёй и детским садом, как правило, всей тяжестью
ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие
трудности в общении с родителями по причине выбора формы
взаимодействия.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей
обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания
детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако
современные условия жизни и формируемые ими запросы общества
определяют важность поиска наиболее эффективных методов
взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения
педагогической культуры родителей.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к
участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические
стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию
личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать
активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели
должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с
каждой отдельной семьей на благо ребенка. Осознавая это, мы решили
пересмотреть свою систему работы с семьями воспитанников.
Работу с родителями мы организуем на основе следующих принципов:
· доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах;
· открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом,
договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе
учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и
администрация ДОУ всегда готовы к открытому диалогу;
· доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения
морально-этического устава для формирования позитивных
взаимоотношений родителей и педагогов;
· добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с
родителями не допускается никакого принуждения;
· параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.
На мой взгляд, главным условием организации работы с родителями является
соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества,
сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.
Сотрудничество ДОУ с семьей
Как известно, личность формируется в обществе. А первый коллектив,
который встречается человеку на его жизненном пути – это семья. К
сожалению, далеко не всегда родители могут уделять достаточно времени
воспитанию своего ребенка.
Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до
нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь
оказывают детские сады.
Педагог играет важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но, увы,
работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда.
Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка
(семья и детский сад) разобщены.
Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание
обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя.
Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия
дошкольных учреждений с семьями воспитанников.
Формы работы с родителями в ДОУ можно классифицировать по нескольким
направлениям:
- Информационно-аналитическое.
- Познавательное.
- Наглядно-информационное.
- Досуговое.
Рассмотрим каждое направление подробнее. Работа с родителями в ДОУ
должна начинаться с анализа.
Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных,
выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там
царит.
В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.
Познавательное направление включает в себя следующие моменты:
- Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно
оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной
группы.
- Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его
неудачах.
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность.
В этих целях вот что может включать работа с родителями в детском саду:
- консультации,
- дни открытых дверей,
- совместные занятия детей с родителями,
- творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из
взрослых,
-экскурсии,
- семинары и тренинги.
И маме, и папе приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты
деятельности педагога через результаты деятельности их ребенка, они
гораздо охотнее идут на контакт.
В этом и заключается функция наглядно-информационного направления.
Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки
творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы.
Также родительские уголки с успехом применяются для решения
познавательных задач.
Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня
дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих
мероприятиях.
Не менее важен и досуг детей.
Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных
развлекательных мероприятий в группе.
Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со
своими детьми.
Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит.
Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В
группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники
(Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.
Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и
огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка»
родителей к воспитателю или друг к другу.
Но отдача непременно последует.
И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет
к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно
чувствовать себя в большом мире.
Заключение
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и
пониманию других людей независимо от их социального происхождения,
расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное
партнерство. Что же такое социальное партнерство? Кто является
социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти
взаимоотношения?
Социальное партнёрство - это инструмент, с помощью которого,
представители различных субъектов, имеющих специфические интересы,
организуют совместную деятельность.
Можно выделить два направления социального партнёрства:
использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в
образовательном учреждении;
активное взаимодействие образовательного учреждения с различными
социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где
образовательное учреждение выступает заказчиком.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать
имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из
"закрытой", достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы,
необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за
пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать
"открытой системой".
Список использованной литературы
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями. — Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека
журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Агавенян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. « Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями» — Москва: ТЦ Сфера, 2009.
3. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия
семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский
сад от А до Я. – 2004. — №4.
4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по
подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А.
Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-
Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО /
Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. -
284 c.
7. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение
дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.:
КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 c.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение
дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.:
КДУ, 2013. - 320 c.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ ,
2013. - 320 c.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.