Напоминание

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников"


Автор: Пудовкина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Сампурский филиал МБДОУ "Детский сад "Березка"
Населённый пункт: Тамбовская обл. Сампурский район с. Сампур
Наименование материала: Статья
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»

«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Автор: воспитатель Пудовкина Ольга Николаевна.

Опыт моей работы называется "Взаимодействие ДОУ с семьями

воспитанников". Данную тему в моей работе, считаю одной из главных.

Являясь сама матерью, я понимаю насколько важно тесное сотрудничество с

родителями, ведь они первые и главные воспитатели своего ребенка с

момента его появления и на всю жизнь.

В сфере дошкольного образования сегодня происходят некоторые изменения.

Они, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Во многом это

зависит от согласованности действий родителей и ДОУ.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других

воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом

в школу, занимается в кружке, студии художественного воспитания, секции и

т.д. проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на

сегодняшний день остается актуальной, причем это отражено в содержании

ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными

учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением обоюдных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Непонимание между семьёй и детским садом, как правило, всей тяжестью

ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие

трудности в общении с родителями по причине выбора формы

взаимодействия.

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей

обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания

детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако

современные условия жизни и формируемые ими запросы общества

определяют важность поиска наиболее эффективных методов

взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения

педагогической культуры родителей.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к

участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические

стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию

личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать

активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели

должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с

каждой отдельной семьей на благо ребенка. Осознавая это, мы решили

пересмотреть свою систему работы с семьями воспитанников.

Работу с родителями мы организуем на основе следующих принципов:

· доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях,

коллективных делах;

· открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом,

договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе

учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и

администрация ДОУ всегда готовы к открытому диалогу;

· доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения

морально-этического устава для формирования позитивных

взаимоотношений родителей и педагогов;

· добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с

родителями не допускается никакого принуждения;

· параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.

На мой взгляд, главным условием организации работы с родителями является

соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества,

сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.

Сотрудничество ДОУ с семьей

Как известно, личность формируется в обществе. А первый коллектив,

который встречается человеку на его жизненном пути – это семья. К

сожалению, далеко не всегда родители могут уделять достаточно времени

воспитанию своего ребенка.

Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до

нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь

оказывают детские сады.

Педагог играет важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но, увы,

работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда.

Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка

(семья и детский сад) разобщены.

Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание

обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя.

Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия

дошкольных учреждений с семьями воспитанников.

Формы работы с родителями в ДОУ можно классифицировать по нескольким

направлениям:

- Информационно-аналитическое.

- Познавательное.

- Наглядно-информационное.

- Досуговое.

Рассмотрим каждое направление подробнее. Работа с родителями в ДОУ

должна начинаться с анализа.

Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных,

выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там

царит.

В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.

Познавательное направление включает в себя следующие моменты:

- Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно

оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной

группы.

- Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его

неудачах.

- Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В этих целях вот что может включать работа с родителями в детском саду:

- консультации,

- дни открытых дверей,

- совместные занятия детей с родителями,

- творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из

взрослых,

-экскурсии,

- семинары и тренинги.

И маме, и папе приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты

деятельности педагога через результаты деятельности их ребенка, они

гораздо охотнее идут на контакт.

В этом и заключается функция наглядно-информационного направления.

Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки

творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы.

Также родительские уголки с успехом применяются для решения

познавательных задач.

Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня

дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих

мероприятиях.

Не менее важен и досуг детей.

Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных

развлекательных мероприятий в группе.

Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со

своими детьми.

Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит.

Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В

группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники

(Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.

Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и

огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка»

родителей к воспитателю или друг к другу.

Но отдача непременно последует.

И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет

к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно

чувствовать себя в большом мире.

Заключение

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда

закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется

ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и

пониманию других людей независимо от их социального происхождения,

расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.

Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное

партнерство. Что же такое социальное партнерство? Кто является

социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти

взаимоотношения?

Социальное партнёрство - это инструмент, с помощью которого,

представители различных субъектов, имеющих специфические интересы,

организуют совместную деятельность.

Можно выделить два направления социального партнёрства:

использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в

образовательном учреждении;

активное взаимодействие образовательного учреждения с различными

социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где

образовательное учреждение выступает заказчиком.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать

имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из

"закрытой", достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы,

необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за

пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать

"открытой системой".

Список использованной литературы

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие

педагогов ДОУ с родителями. — Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека

журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Агавенян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. « Взаимодействие

педагогов ДОУ с родителями» — Москва: ТЦ Сфера, 2009.

3. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия

семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский

сад от А до Я. – 2004. — №4.

4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по

подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А.

Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для

академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-

Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО /

Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. -

284 c.

7. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение

дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.:

КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 c.

8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение

дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.:

КДУ, 2013. - 320 c.

9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ ,

2013. - 320 c.

10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов

учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А.

Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.



В раздел образования