Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "Города России - Саратов".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
ПРОЕКТ
«Города России - Саратов».
(старшая группа)
Автор: Корнеева Александра Михайловна.
2021 г.
Актуальность проекта: Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из
важнейших задач работы педагога. Формирование у детей представления о богатой народной
культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую
область, Поволжье.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей,
воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно
патриотического воспитания.
Задачи:
1.
Познакомить и сформировать знания детям о родном городе: история, символика,
достопримечательности, промышленные объекты.
2. Создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья,
формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в
Поволжье.
3. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
4. Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова и Поволжья; формировать
экологическую культуру у детей и их родителей.
5. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде Поволжья.
6. Познакомить детей и сформировать представления о реке Волга, её расположением на карте,
уникальностью.
7. Познакомить с творчеством художников Поволжья. Продолжать развивать творческие
способности детей. Приобщать к музыкальной культуре Поволжья.
8. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
9. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу и людям других
национальностей.
10. Повысить общий эмоциональный фон, улучшить психологический климат группы.
Направление проекта: познавательно – исследовательский с элементами творчества.
Тип проекта: информационный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Длительность проекта: среднесрочный.
Сроки реализации: март – апрель.
Предполагаемый результат:
1.
У детей развивается познавательный интерес к истории родного края.
2.
Расширение объёма знаний об окружающей среде Поволжья и народов разных
национальностей, населяющих Поволжье.
3. Повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы.
4. Устанавливаются взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что
способствует улучшению качества реализации образовательного процесса ДОУ.
5. Развиваются творческие способности.
План реализации проекта
1.
Подготовительный этап.
№
Мероприятия
Цель
Ответственный
Сроки
1.
Подборка материала по теме
проекта
Систематизировать
полученный материал
воспитатели
1 неделя
марта
2.
Составление плана работы по
Наметить цели и задачи
воспитатели
1 неделя
проекту
проекта
марта
3.
Работа с родителями по
взаимодействию в рамках
проекта.
Познакомить с целями и
задачами проекта.
Разработать
консультации
воспитатели
2 неделя
марта
4.
Разработка занятий, определение
тематики бесед.
Разработать конспекты
занятий по теме проекта.
воспитатели
2 - 3 неделя
марта
2.
Основной этап
№
Мероприятия
Цель
ответственный
сроки
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
5
Чтение произведений и
просмотр фильмов.
Чтение рассказов и сказок Льва
Толстова «Все лучшие сказки и
рассказы»; сказки и рассказы
народов Поволжья; пословицы и
поговорки народов Поволжья;
р.н.с.: «Морозко»; «Иван царевич
и Марья искусница»; «Сивка
Бурка»; «Мороз Иванович»;
«Гуси –лебеди»; «Волк и семеро
козлят»; тат. сказки:
«Падчерица»; «Сылу-краса-
серебряная коса»; «Гульчечек»;
морд. сказки: «Чёрная корова»;
«Пятай»; «Ведява»; «Три брата».
На примере произведений
объяснить детям важность
и необходимость знаний
традиций, обычаев, быта,
народных костюмов
разных национальностей,
населяющих Поволжье.
воспитатели,
родители.
В течение
проекта
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
6
Беседы: «Славься, Россия, чудо –
мастерами», «Составление
дымковских узоров»,
«Рассматривание русского
народного костюма»; «Из-за
леса, из-за гор…»; «По
Волжским просторам»;
«Животный мир Поволжья»; «По
улицам города»; «Мой дом - моя
семья»; «Земля – наш общий
дом».
Формировать
сознательное отношение к
своей малой Родине,
людям разных
национальностей,
населяющих Поволжье.
Активизировать словарь
по теме, расширять
образование родственных
слов.
Закреплять умение
высказывать предложения
и делать простейшие
выводы, понятно для
окружающих излагать
свои мысли.
воспитатели
В течение
проекта
Воспитывать уважение к
своему народу, другим
народностям, к Родине.
Образовательная область «Познавательное развитие»
7
НОД: «Главный город области -
Саратов»; «Река Волга»,
«Растительный мир родного
края»; «Путешествие по городам
Поволжья»; «День Дружбы
народов Поволжья»;
«Путешествие по Волге»;
«Знакомство с русским
народным костюмом»;
«Знакомство с чувашским
народным костюмом»;
«Знакомство с татарским
народным костюмом»;
«Знакомство с мордовским
народным
костюмом»; «Знакомим с
русской народной
культурой»; «Столица нашей
Родины – Москва»; «Защитники
отечества».
Обеспечить знакомство,
расширить и закрепить
знания детей,
формировать устойчивый
интерес каждого
дошкольника к истории
своего народа и народов,
населяющих Поволжье,
края, страны, основы
культуры, гуманного
отношения ко всему
живому, умение видеть
историю вокруг себя (в
домах, предметах быта, в
названии улиц и т. д.)
Расширить знания детей о
России, о людях,
населяющих Поволжье.
Закрепить знания о
национальном быте,
одежде воспитывать у
детей уважение к
культуре другого народа,
познавательный интерес к
родному краю.
воспитатели
В течение
проекта
8
Рассматривание альбомов,
картин:
«Саратов»; «Города Поволжья»;
«Природа Саратовской области»;
«Река Волга»; «Бурлаки на
Волге» - И. Репина; «Волжские
просторы»; «Волжские дали»;
«Песня Волги», В. Кандинского..
Создать условия для
ознакомления с историей
Саратовской области и
Поволжья, значением, с
историей возникновения
достопримечательностей.
воспитатели
В течении
проекта
9
Просмотр презентаций,
слушание музыкальных
произведений:
«Достопримечательности
Саратова»; «Волга – матушка»;
«Течёт река Волга»; «Самара
городок»; «Волга – Волга» -
Создать условия для
ознакомления с историей
Саратовской области и
Поволжья, значением, с
историей возникновения
достопримечательностей с
помощью видеофильмов,
воспитатели
В течение
проекта
Дунаевского; Е. Брусиловский
«Танец батыров»; Сборник
«Народные плясовые»; Пелагея
«В горнице»; Просмотр слайдов
на тему: «Национальные
костюмы народов Поволжья».
музыкальных
произведений.
10
Дидактические игры: «Найди
животных нашего края»;
«Народные промыслы»; «С
какого дерева лист?»; «Назови
друзей леса»; «Кто лишний?»;
«Когда это бывает?»;
«Грибная поляна»; «Кто живёт в
реке»; «Кому, что нужно для
работы»;
«Заселим реку Волгу»;
«Народы Поволжья»;
«Что нам нужно взять в поход»;
«Что перепутал художник?».
Обеспечить развитие
познавательного интереса
к познанию
природоведческих и
географических сведений
(географические
особенности родного края,
климата, природы
Поволжья – флоры и
фауны), обеспечить
развитие умения
применения полученных
знаний на практике.
воспитатели
В течение
проекта
11
Сюжетно – ролевые игры:
«Моя семья»; «В детском саду»;
«Ярмарка»; «Защитники
Родины».
Обеспечить
формирование на
практике представления
детей о профессиях,
закрепить
сформированные знания,
упражнять в
словообразовании.
Воспитывать любовь к
своему Отечеству.
воспитатели,
дети
В течение
проекта
12
Слайд - экскурсии: «Улицы
Саратова», «Парки Саратова»,
«Музей боевой Славы»,
«Памятники города Саратов».
Формировать
представления детей о
достопримечательностях
города.
воспитатели
3-2 неделя
марта, апреля
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
11
Изодеятельность:
Рисование «Золотая хохлома»;
«Русская матрёшка»; «Голубые
кружева гжели»; «Весёлая
дымка»; «Расписные подносы»;
лепка «Русская свистулька»,
«Жаворонок»; «Мы матрёшки»;
Реализовывать
представления детей о
народных промыслах в
продуктивной
деятельности. Закрепить
полученные знания.
воспитатели,
родители
В течение
проекта
аппликация «Матрёшкина
семья».
Образовательная область «Физическое развитие»
12
Подвижные игры:
р. н. и. «Заря»; «У медведя во
бору», «Гуси – гуси…»,
«Горелки», «Коршун», «Цепи
кованные», «Вышибалы»,
«Фанты», «Мячик к верху»,
«Игровая», «Кто дальше
бросит?», «Сосед подними
руку»Горелки»,
«Малечена-
калечена»
; н. башк. игра
«Юрта»; маар. Н. игра «Биляша»;
мордов.н.игры «Котёл», «Салки»,
«Круговой», «Раю – раю»; татар.
н. игры «Тохси», «Продаём
горшки», «Займи место»,
«Горелки», «Тимербай»,
«Спутанные кони»; чуваш.
н.игры «Хищник в море»,
«Рыбки», «Луна или солнце».
Формировать
представления о традициях
народов Поволжья в
процессе двигательной
активности детей.
воспитатели
В течение
проекта
Работа с родителями
13
Папка – раскладушка
«Национальная кухня»; «Игры
народов Поволжья».
Повышать компетентность
родителей по данному
вопросу.
воспитатели
В течение
проекта
3.
Заключительный этап
14
Итоговое НОД: «День дружбы
народов Поволжья».
Создание условий для
систематизации и
закреплении знаний детей
об именах, фамилиях,
адресах.
Воспитатели
3 неделя
апреля