Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "Мир часов"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА
РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 316»
ПРОЕКТ
«Мир часов»
в старшей группе № 12 «Непоседы»
(1 – 15 августа)
Воспитатель:
Корнеева Александра Михайловна
2022г.
Тип проекта: информационно-творческий.
Возрастная группа: подготовительная группа № 12 «Непоседы» (5-6 лет).
Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 1 – 15 августа).
Направление проекта: познавательный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Режим работы: непосредственно-образовательная деятельность,
образовательная и игровая деятельность в режимных моментах,
самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями
воспитанников по реализации проекта.
Актуальность темы: С проблемой времени человек сталкивается ежедневно,
срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и
ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду
предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого
раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в
котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим
ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая
в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать
деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от
наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени
создает основу для развития таких качеств личности, как организованность,
собранность,
целенаправленность,
точность,
необходимых
ребенку
при
обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение
ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться,
овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и,
таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно
сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются
взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных
понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней
неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе
его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий,
которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель проекта: Формирование у дошкольников представлений о времени.
Развитие интереса к истории возникновения различных видов
часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
Задачи проекта:
1.
Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в
прошлом и настоящем.
2.Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
3.Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое
воображение.
4. Узнать о принципах работы часов.
5.Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
6. Познакомить с принципом изготовления песочных часов.
Гипотеза образовательного проекта:
«Если время существует, то его можно увидеть».
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с историей появления часов;
у дошкольников сформируется представление о различных видах часов и
их назначении;
сформируется потребность к познанию истории;
сформируется представление о единицах измерения времени - секундах,
минутах, часах;
ребята обогатят свой словарный запас новыми словами по теме проекта
такими, как - гномон, клепсидра, маятник, баланс и др.;
дошкольники научатся определять время в пределах часа;
ребята поймут, что такое ценность времени в жизни человека.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап.
2.
№
Мероприятия
Цель
Ответственный
Сроки
1.
Подборка материала по
теме проекта
Систематизировать
полученный материал
воспитатели
1-2
августа
2.
Составление плана работы
по проекту
Наметить цели и
задачи проекта
воспитатели
1-2
августа
3.
Работа с родителями по
взаимодействию в рамках
проекта
Познакомить с
целями и задачами
проекта. Разработать
консультации
воспитатели
1-2
августа
4.
Разработка занятий,
определение тематики бесед
Разработать
конспекты занятий по
теме проекта
воспитатели
1-2
августа
3.
Основной этап
№
Мероприятия
Цель
ответственный
сроки
Образовательная область «Речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие»
5.
Чтение произведений и
просмотр видеороликов о
часах: Чтение произведений
о часах: Е. Шварц "Сказка о
потерянном
времени"; Энциклопедия"
Почемучки"; Анофриев
"Тик - Так"; Берестов "Без
четверти шесть";
С.Баруздин " Стихи о
человеке и его часах";
"Песочные часы"
Мирошникова и др.
Рассматривание
На примере
литературных
произведений и
видеофильмов
знакомить детей с
часами, их
устройством,
разнообразием видов
часов. Обогащение
знаний детей об
истории
возникновения
часов.Развивать
познавательный
Воспитатели,
Родители.
3-15
августа
энциклопедий "Как
работают вещи (про часы)",
Степанов "Время", "Часы";
Рассказы для
детей: "Живые часы";
"Солнечные часы или часы
на небе"; "Похитительница
воды следит за временем";
"Часы – свечи"; "Часы без
стрелок (песочные часы)";
"Механические часы";
"Электронные часы";
"Живые барометры времени
(цветочные часы)" ; "Самые
известные часы в мире".
интерес к
художественной
литературе.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
6.
Беседа:
"
Для чего нужны
часы"; "Какие часы
появились первыми?"
"Какие часы были давным -
давно"; "Часы. Время"; "Что
мы делаем в разное время?";
"Что случится, если часы
будут идти по - разному?",
"Часы у меня дома", "Что я
знаю о часах"
Формировать у детей
понимание назначения
часов в жизни людей.
Активизировать
словарь детей по
данной теме.
Уточнить и обобщить
знания детей о часах,
их видах, их
необходимости в
жизни
человека. Развивать
все компоненты
устной речи.
Воспитывать
бережное отношение к
часам.
воспитатели
3-15
августа
7
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
«Ждём гостей»,
«Детский сад»;
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом",
Формировать
представления детей
очасах, их структуре в
процессе игровой
деятельности.
Совершенствовать
воспитатели
3-15
августа
"Когда это бывает"; "Кто
больше знает?", "Успей
вовремя", "Четвёртый
лишний", "Когда это
бывает?", "Собери
картинку".
умение подбирать
определения,
образовывать
однокоренные слова,
существительные с
суффиксами,
прилагательные в
сравнительной и
превосходной степени.
Образовательная область «Речевое развитие, познавательное развитие»
8.
НОД: «Какие бывают часы»
Обогащать знания
детей об истории
появления часов,
последовательном их
усовершенствовании,
учить детей
чувствовать время и
понимать его.
Формировать умения
составлять небольшие
рассказы на
предложенную тему.
Уточнить и обобщить
знания детей о часах и
их видах.
Совершенствовать
грамматический строй
речи.
Активизировать
словарь детей по
данной теме.
Воспитатели
3-15
августа
9.
Рассматривание альбома:
«Часы».
Рассматривание
коллекций : наручных,
песочных и настольных
часов.
Создать условия для
ознакомления с
историей
возникновения часов
(прошлое, настоящее и
их будущее).
Воспитывать
бережное отношение к
воспитатели
3-15
августа
часам.
Образовательная область «Художественное - эстетическое развитие»
10
Изодеятельность:
Лепка:"Солнечные часы""
Рисование:"Такие разные
часы"", "Свечные часы",
"Песочные
часы";"Клипсидра"
Аппликация: "Цветочные
часы"
Конструирование:
Создание макета "Песочные
часы"
Реализовывать
представления детей о
часах и их
разнообразии,
строении. Уметь
вырезать круги, овалы
из бумажных квадратов
и прямоугольников,
составлять композиции.
Закрепить полученные
знания.
воспитатели
5-15
августа
Образовательная область «Физическое развитие»
11
Подвижные игры:
«Отгадай, что изображаю»,
Эстафета: «Уберём мусор».
Пальчиковая
гимнастика: «Тик-так
часики».
Игровые упражнения:
«Часики».
Формировать
представления о
культуре поведения в
процессе двигательной
активности.
Развивать мелкую
моторику,
двигательную
активность детей.
воспитатели
1-2
августа
Работа с родителями
12
Папка – раскладушка
«Расскажите детям о часах
Повышать
компетентность
родителей по данному
вопросу.
воспитатели
1-2
августа
4.
Заключительный этап
14
Выставка детских работ
«Такие красивые часы».
Организовать выставку
детских работ. Помочь
получить эстетическое
наслаждение от
исходного результата.
Воспитатели
15 Сентября