"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках детской музыкальной школы в классе фортепиано"
Автор: Святова Светлана Анатольевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО Мотыгинская ДМШ Населённый пункт: поселок Мотыгино Красноярского края Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках детской музыкальной школы в классе фортепиано" Раздел: дополнительное образование
Развитие творческого потенциала обучающихся
на уроках детской музыкальной школы в классе
фортепиано
Святова Светлана Анатольевна
преподаватель фортепиано
МБУ ДО Мотыгинской ДМШ
поселок Мотыгино
Мотыгинский район, Красноярский край
Методическое сообщение
Развитие
творческого
потенциала
учащихся
является
в
наше
время
одной из важнейших задач педагогической деятельности. Для повышения
качества учебного процесса важно как развитие профессиональных навыков
и умений, так и развитие способности мыслить творчески, неординарно,
умения анализировать и иметь собственное мнение.
«Учителей в наше время заставляют следовать очень уплотненным
программам…,
главное
значение
придается
успешной
сдаче
экзаменов.
Учителя
находятся
под
гнетом
необходимости
пройти
положенную
программу и нажимать на учеников, чтобы они получили хорошие оценки,
даже если это делается за счет всего остального». «Если мы подумаем об
образовании, полученном в раннем детстве, большинство из нас согласятся,
что мы уже забыли почти все, чему наши учителя нас учили…
Что же
является целью образования, если большая часть того, сто мы учили, быстро
забывается?» (Доктор Арт-онг Джамсаи На Аюдхья и Лорэйн Барроуз).
Наряду с профессиональной подготовкой, главной целью деятельности
любого
педагога
должно
оставаться
формирование
нравственной,
гармоничной, и творческой личности ребенка.
Для развития самостоятельного музыкального мышления и творческого
потенциала
детей,
использую
элементы
развивающего
обучения,
интегрированного
обучения,
дифференцированного
обучения
и
элементы
игровой технологии.
Основные
формы
работы,
применяемые
мной
для
раскрытия
творческих способностей учащихся:
Передача художественного образа в рисунке.
Осознание
художественного
образа
учащимися
и
выработка
собственной
интерпретации
произведений -
одна из самых важных и
сложных
составляющих
в
процессе
развития
творческих
способностей.
Чтобы
помочь
ребенку
понять
замысел
композитора
и
передать
его
в
исполнении произведения, развить воображение и творческое мышление,
использование
рисунков
целесообразно
на
протяжении
всего
начального
периода обучения. Выполняя иллюстрацию к разучиваемому произведению,
детям
легче
осознать
свои
субъективные
впечатления
и
перевести
их
в
зримый
образ.
Предварительно
педагог
беседует
с
учеником,
используя
поэтические образы, или сравнения с событиями из жизни ребенка.
Г.
Нейгауз советует «развивать … фантазию удачными метафорами, аналогиями
с явлениями природы и жизни, всемерно развивать… любовь к другим
искусствам».
В течение первых двух месяцев, пока ребенок не в состоянии серьезно
заниматься за фортепиано весь урок, хорошо записывать пройденные легкие
песни
нотами,
используя
цветные
карандаши
и
иллюстрируя
рисунком,
выполненным дома или на уроке совместно с учителем. Это способствует
как
развитию
образного
мышления,
так
и
быстрому
освоению
нотной
грамоты.
Музицирование.
Одним
из
самых
эффективных
способов
работы
для
развития
творческих
способностей
является
музицирование.«Мы
должны
открыть
ученику, кем бы он в будущем ни стал, любителем или профессионалом, путь
к музицированию.» Л. Баренбойм.
Подбирание по слуху.
Программа музыкальной школы построена на изучении и исполнении
классических произведений, что, конечно, является необходимой базой для
воспитания
творческих
способностей,
профессиональных
навыков
и
музыкально – эстетического вкуса ребенка. Однако использование лучших
образцов популярной музыки – песен и мелодий из мультфильмов, которые
детям
близки
и
понятны,
для
подбора
по
слуху,
является
полезной,
интересной формой работы, дающей большие возможности для развития
творческих способностей учащихся.
В большинстве случаев именно эта
форма работы является любимой в младшем и среднем возрасте.
Часто
случается,
что,
по
окончании
школы,
когда
забывается
экзаменационная
программа, ребенок больше не подходит к инструменту.
Если
же
он
научится
подбирать
по
слуху
мелодии
и
песни,
а
так
же
аккомпанемент
к
ним,
инструмент
может
стать
частью
его
жизни
и
пригодиться в будущем во многих ситуациях.
В своей книге «Методика обучения игре на фортепиано» А.Д.
Алексеев писал, что подбирание по слуху разученных песенок уже… нужно
начинать, когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных звуков.
Он считает, что подбирание является отличным средством для развития слуха
и свободы ориентировки на клавиатуре, и что отказываться от подбирания,
какие бы ни были при этом затруднения, нецелесообразно.
На первоначальном этапе роль педагога в процессе подбирания очень
важна: он знакомит ребенка с каждой песней, поет ее вместе с ним, учит
различать звуки по высоте, определять направление движение мелодии и
характерные методические обороты, анализируя интонацию своего голоса.
Необходимо
объяснить
ученику
значение
мелодии
и
значение
аккомпанемента.
Начиная
со
2-го
года
обучения
можно
приступать
к
работе
по
подбиранию аккомпанемента. На этом этапе перед учащимся стоит задача
комплексно
использовать
слух
и
теоретические
знания.
Из
книги
Льва
Баренбойма
«Путь к музыке»: «Осознание слуховых явлений с помощью
термина
благотворно сказывается на музыкальном развитии ребенка и на
приобретении навыков подбирания и транспонирования». Первоначальные
базовые знания теории музыки и строения гармонии необходимо объяснять в
доступной и интересной форме.
Для начала ученик должен понимать, что такое тональность, а так же
значение и роль в тональности тоники, субдоминанты и доминанты. Можно
привести аналогию с
семьей: тональность – это музыкальная семья, где звуки не каждый сам
по себе, но связаны друг с другом. Так же, как в семье главный папа – в
тональности главный звук – тоника. Доминанта – это мама, а субдоминанта –
ребенок.
Сразу же даются простейшие правила гармонии: после функции
доминанты всегда идет тоника, после функции доминанты не может идти
функция субдоминанты, и т.д.
Для
понимания
значения
тоники,
доминанты
и
субдоминанты
совместно с учителем проводится анализ трезвучий в мажорных и минорных
тональностях. Поочередно проигрывая трезвучия всех ступеней в выбранной
тональности и анализируя их , учащийся делает вывод, что в мажоре на
первой, четвертой и пятой ступенях - находятся мажорные трезвучия, а в
миноре на этих же ступенях - минорные. Становится очевидным, почему, в
основном, используются трезвучия этих ступеней.
Подбор
производится
поэтапно.
Сначала
определяется
тональность
песни или мелодии, к которой подбирается аккомпанемент - по последнему
звуку и по окраске (мажор или минор).
Следующий шаг- подбор гармонического плана. Конечно, на начальном
этапе лучше всего подбирать песни и мелодии, где используются только
тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия. Подбор гармонии
производится по слуху и
путем логического размышления. Анализируя,
звуки какого трезвучия совпадают со звуками мелодии, учащийся делает
вывод, какие функции можно применить. Лучший вариант из возможных
выбирается по слуху.
Следующий важный момент – выбор фактуры. Необходимо научить
ребенка разным видам фактуры – аккордовой, арпеджированной и т.д., а так
же научить подбирать вид фактуры
в зависимости от характера и темпа
подбираемой мелодии.
Хорошей
тренировкой
и
подготовкой
к
подбиранию
по
слуху
является
игра простых гармонических
цепочек
в разных тональностях.
Левой рукой учащийся исполняет басовую линию, чтобы зафиксировать в
сознании
основание
функций,
а
правой
-
аккорды.
Можно
проиграть
несколько раз, меняя виды фактуры.
Импровизация
Одним
из
самых
эффективных
способов
развития
творческих
способностей учащихся является импровизация – самая доступная форма
музыкального самовыражения детей. Поскольку дети наделены фантазией и
желанием
творить,
занятия
импровизацией
выполняются
с
большой
радостью, к тому же импровизация является естественным путем раннего
приобщения учащегося к теоретическим основам музыки.
По мнению Б.В. Асафьева, человек, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени, становится иным по психологическому
складу, чем человек, только подражающий актам других. Что тот, кто в каком-
либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать и
понимать это искусство глубже и органичнее, чем не сделавший этого.
В младших классах большинству детей доступна лишь импровизация
элементов музыкальной речи – небольшие мотивы, досочинение мелодии,
присочинение
подголосков
к
мелодии,
варьирование
основной
мелодии,
внесение вариантов в фактуру уже имеющегося сопровождения, сочинение
мелодий на небольшой стихотворный текст, и т. д.
Исполняя
простые
гармонические
цепочки,
можно
легко
построить
мелодию,
опираясь
на
аккордовые
и
неаккордовые
звуки
(задержания,
вспомогательные и т.д.). Надо обратить внимание учащегося на различие
между проходящим звуком и задержанием: проходящие приходятся на более
слабое время такта, чем основные звуки аккорда, а задержание – наоборот. На
начальном этапе при выполнении такого упражнения, ритмический рисунок
лучше
составить
заранее,
в
дальнейшем,
когда
достигнута
определенная
свобода, учащийся может создавать ритмический рисунок одновременно с
составлением мелодической линии.
Музицированием
-
подбором
аккомпанемента,
импровизацией,
желательно
заниматься
не
только
с
начинающими
пианистами,
но
и
на
протяжении всего курса обучения в школе. Это обогащает уроки, эффективно
развивает творческие способности детей и делает более интересным учебный
процесс. Навыки подбора аккомпанемента к песням и импровизации хорошо
выявляются в конкурсах, посвященных музицированию. Ребята с большим
желанием принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих
заинтересованности
детей
участвовать
в
конкурсах
является
присутствие
родителей в составе жюри. Конкурсы, концертные выступления, посещение
концертов
и
театров,
познавательные
классные
часы,
являющиеся
необходимой формой работы для развития творческих способностей, также
широко используются в моей практике.
Использование музицирования и других форм работы для развития
творческого потенциала в работе с учащимися позволило сделать уроки более
интересными
и
увлекательными,
значительно
повысить
эффективность
обучения, активизировать мышление, внимание, в доступной форме освоить
основы теории музыки, развить музыкальный слух и воображение ребенка.
Эмоциональный
подъем,
испытываемый
учащимися
во
время
творческой
работы,
усиливает
желание
учиться,
экспериментировать,
создавать что-то новое, наполняет чувством красоты и радости жизни, а в
будущем
способствует
формированию
гармоничной,
интеллектуальной
личности, способной привнести элементы творчества в повседневную жизнь
и в полной мере реализовать свой внутренний потенциал.
Список литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961.
2. Баренбойм Л. Путь к музыке. Л., Советский композитор, 1989.
3. Доктор Арт-онг Джамсаи На Аюдхья и Лорэйн Барроуз. Руководство
для учителей. Санкт-Петербург, 1996.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
5. Шатковский, Г. Сочинение и импровизация мелодий. М., Советский
композитор, 1991.