Автор: Бурыкина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №35/дошкольное отделение
Населённый пункт: Подольск, Московская обл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Актуальные вопросы
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей дошкольного возраста сознательного
отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Актуальные вопросы
Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих. Актуальные вопросы
Сегодня я предлагаю поговорить о формировании у детей дошкольного возраста
сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, а начать я
бы хотела с «Блиц-вопросов».
- Техническое средство со световыми сигналами, регулирующее дорожное
движение? (Светофор)
Место, предназначенное для движения пешеходов. (Тротуар)
Как называется аппарат, предназначенный для защиты органов дыхания от
вредных примесей? (Противогаз)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Назовите номер телефона экстренной службы? (112)
Задание «Ах, эти сказки».
Вспомните сказки, которые учат ребенка основам безопасности. («Колобок»,
«Буратино и золотой ключик», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Красная
шапочка», «Снежная королева», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и
семеро козлят»).
Назовите автора и произведение по отрывкам.
«Море пламенем горит, выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!» (К.Чуковский «Путаница»)
«...И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом, встал огонь над новым домом!
Озирается кругом, машет красным рукавом».
(С. Маршак «Кошкин дом»)
«Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне». (С. Михалков «Дядя Степа»)
«С дымом мешается облако пыли.
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят.
Медные каски рядами блестят». (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»)
Одним
из
направлений
реализации
образовательной
области «Социально-
коммуникативное
развитие»,
согласно
Федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, является формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме и природе. Об актуальности данной темы можно
говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться
в многообразии жизненных ситуаций? Как научить общаться друг с другом? Самое
ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому
воспитание безопасного поведения у
детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Важно не только оберегать
ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями,
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения
мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому
ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в
различных ситуациях. Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный,
систематический, последовательный процесс, который надо начинать в дошкольном
возрасте.
Именно
тогда
закладывается
фундамент
жизненных
ориентировок
в
окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только
глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение,
мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его
жизни ситуациях. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым
смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста
необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила
поведения. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках
опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать
умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку
соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по
преодолению опасности. Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми,
проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с
познавательным процессом.
Итак, игра. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для
него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение,
казалось бы, недосягаемой для него действительности». Отражая в игре события
окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром,
действуя активно. В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю
необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные,
дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Остановимся более подробно на дидактических играх. Дидактическая игра – это и
метод
обучения,
и
самостоятельная
деятельность
дошкольников,
и
средство
всестороннего развития личности. Дидактические игры дают возможность познакомить
детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать
представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о
способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае
опасности.
Преимущество использования дидактических игр по сравнению с занятиями по
обогащению знаний и правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта
безопасного поведения, проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
-
имеется
возможность
дифференцировано
осуществлять
уточнение
и
систематизацию
знаний
детей,
поскольку
игры
проводятся
с
подгруппой
или
индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и
высокий эмоциональный фон.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил
безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему
может привести нарушение мер предосторожности, наряду с дидактическими играми
необходимо использовать произведения художественной литературы. Это и загадки, и
стихи, и сказки, и рассказы (С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое»,
Е. Хоринская «Спичка-невеличка», В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житков
«Первая тревога», М. Поступальская «Вечно живой», «Рассказы об огне», Е. Васильев
«Чтобы не было беды – делай правильно»). Произведения художественной литературы
заставляют ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно
для него в повседневной жизни. Очень важно побеседовать с ребенком о прочитанном
произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.
Но не меньший интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта.
Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с
разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. И
здесь педагоги детского сада должны сделать родителей своими союзниками в воспитании
у ребёнка сознательного безопасного поведения.
Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация,
конструирование, дети отражают окружающую их действительность, поэтому полученные
ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в играх-
драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций.
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и
безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и
необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в
котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в
безопасности. Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей,
помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя на улице и дома!
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо – на помощь позвать. (Т.Г. Храмцова)
Автор: Бурыкина Т.Н
Используемая литература:
1. Кларина Л.М. Проблема формирования культуры безопасного образа жизни у детей
дошкольного
возраста
в
детском
саду
//
Психолого-педагогические
аспекты
формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в
системе образования. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014. – 85-89 с.
2. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: Детство-Пресс, 2010.
3. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов,
практическое руководство для родителей. М.: ИД «Цветной мир», 2013