Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью"


Автор: Юхтанова Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ Школа 3
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование





Назад




Юхтанова Е.А.

Учитель начальных классов

КГБОУ Школа 3

г. Комсомольск-на-Амуре

2019-2020гг

«Развитие мелкой моторики у детей с

умеренной умственной отсталостью»

Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают большие затруднения в

умении правильно держать ручку, карандаш, трудности в работе со счетными палочками,

не могут собрать мелкие детали конструктора, пазлы, не владеют работой с ножницами,

не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, застегивать молнии на одежде.

Все это характеризует нарушение мелкой моторики детей данной категории.

Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся влияет на формирование навыков

социальной адаптации, что является главной задачей в обучении и воспитании

аномальных детей.

Мелкая

моторика

-

это

двигательная

деятельность,

которая

обусловлена

скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Формирование движений в кисти

тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и

слухового

анализатора,

а

также

координацией

движений,

пространственной

ориентировки. Учеными доказано, чем больше мастерства в детской руке, тем

совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в

тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.

Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают,

что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов

умственной отсталости, причиной которой является нарушения процесса нормального

формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

Проблема развития мелкой моторики детей с умеренной умственной отсталостью

обусловлено психофизиологическими особенностями развития.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью обнаруживают крайнюю неумелость,

моторика мало дифференцирована, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов,

они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений. Слабое развитие

моторики проявляется во всех видах деятельности. Поэтому, для детей данной категории,

характерен длительный период обучения в выполнении определенных действий.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является

главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов,

речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

При обучении детей данной категории применяют методы:

1. Показ действий учителем.

2. Действия руками ребенка

3. Самостоятельные действия ребенка.

Для развития мелкой моторики предлагается комплекс мероприятий:

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры с использованием Су-джок, массажных

мячиков.

Игры с мозаикой.

Игры

с

мелкими

и

крупными

предметами,

бусинами,

пуговицами,

природным

материалом, крупой, игры с прищепками, нанизывание бус.

Застегивание и расстегивание липучек, замков, кнопок, пуговиц.

Игровые тренажеры со шнуровкой.

Штриховка, обводка, раскрашивание.

Игры с водой.

Конструирование из счетных палочек геометрических фигур, букв, возможных предметов,

как домик, кораблик, ракету.

Работа с кубиками Дьеныша.

Упражнения с пластилином.

Рисование на манке.

Игры с мячом, в бадминтон.

Задания для детей с особыми образовательными потребностями и возможностями

должны быть доступными,

приносить радость от выполненной работы. Игры и

упражнения должны чередоваться.

Элементы упражнений на развитие мелкой моторики и координации тонких

движений рук должны выполняться по нарастающей сложности выстраиваются в таком

порядке:

1. специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев);

2. обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических

фигур относительно крупных форм;

3. рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломанных

линий;

4. рисование предметов по форме напоминающих буквы;

5. письмо элементов букв.

Для детей со

сложным нарушением зрительно-пространственной ориентации,

педагог ставит на строчке ориентиры в виде особых значков, обводит в тетрадях детей

линии цветным карандашом, упражняет детей в вычерчивании бордюров по контуру.

Пальчиковая гимнастика включает: упражнения на отработку силы пальцев и кистей

рук; упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;

упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки,

отстукивание, топот, под музыкальные инструменты).

Игры сопровождаются стихами и

потешками.

Выполнение движения, речи под музыку радует детей и позволяет проводить

упражнения наиболее эффективно.

Подбирать пальчиковые игры нужно такие, которые будут под силу ребенку. Поэтому

важно учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка и его потенциальные

возможности.

Пальчиковые игры с использованием массажного мячика или грецкого ореха.

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

- Мяч летает между рук

(перекидывание мяча из руки в руку).

Игра с массажными мячиками «Слива».

Сливу я держу в руке, (Кладут мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке, (Крепко сжимают его.)

Отпускаю, разжимаю (Раскрывают ладонь.)

И ладошками катаю. (Катают мячик между ладонями.)

Рыбки.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая

ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся, (пальцы рук очень плотно сжимаются)

- Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны)

- То зароются в песке (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете

движения, как будто раскапываете песок).

Фонарики

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз – два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения

ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Лягушка

Лягушка, лягушка (Сгибаем и разгибаем пальчики)

Глазки на макушке. (Сжимаем кулачки, подносим их к голове)

Прячьтесь от лягушки (Закрываем ладошками глаза)

Комары и мушки! (Шевелим пальчиками, показывая, как летают насекомые).

Замок

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (соединение пальцев в замок)

Потянули…(пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покрутили… (выполняют волнообразные движения кистями рук)

Постучали …(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга)

И открыли! (пальцы расцепились).

Семья

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Солнышко

-Как светит солнышко летом?

(дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони)

- Как светит солнышко осенью?

( Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)

-Как светит солнышко зимой?

(пальцы собираются в щепотку)

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у

него

развивается

внимательность

и

способность

сосредотачиваться.

Такие

игры

формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Таким образом, необходима тренировка тонких движений пальцев рук, которая

способствует развитию мелкой и общей моторики, развитию зрительной координации

движений, пространственной ориентировки, развитию речи и может стать основным

направлением компенсирующего обучения.



В раздел образования