Напоминание

"ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА"


Автор: Кудрявцева Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА»

Искусство - средство эстетического воспитания, основа художественного

воспитания и развития. Художественная культура формируется в процессе

познания искусства. Искусство окружает человека с самого рождения и

вводит его в окружающий мир через систему художественных образов,

произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства

выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком

окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство

способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных

способностей, вдохновляет на активную творческую деятельность. Обучение

различным вида художественной деятельности дарит впоследствии детям

радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на

протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного

развития личности. Важным элементом знакомства с искусством является

самостоятельная художественная деятельность ребенка. Детское творчество-

первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. В своем

художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для

окружающих – новое о себе.

В младшем дошкольном возрасте мы говорим о формировании первичных

форм творческой деятельности.

В заданиях для младшего дошкольного возраста главное внимание

направлено на образное отражение детьми окружающей действительности

доступными средствами выразительности: ритмом, цветом, линией.

Особенно хочется остановиться на развитии у детей чувства цвета.

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в

изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства

предметов и явлений окружающего мира рано привлекает внимание ребенка,

сильно воздействует на него. Однако бывает, что дети в процессе создания

изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорирую его.

Младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному

цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним

цветом. Даже напоминание о том, что в распоряжении ребенка есть

карандаши (краски) разного цвета, не вызывает у детей желание применить

их. Такое явление можно объяснить тем, что внимание детей чаще всего

обращается на форму предметов, цвет же для них не выступает как

обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей

восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет

сформировать представление о цвете предметов как их необходимом.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета, служат так

называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета-

белый, серый, черный.

Хроматические цвета делятся на две группы- теплых (от красного до

желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Господство цветов

теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он

эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т. д.

Т.е. с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии

человека ассоциируются с ощущением гармонии и благополучия. Холодные

тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска,

печаль и т. д.

На первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов,

исключив голубой, который усваивается с трудом.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов,

применяя полученные представления о хроматических и ахроматических

цветах, а позднее и об их оттенках.

Цветовое восприятие и представление о цвете, а также умение применять

знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков могут

формировать в разнообразных дидактических играх и упражнениях:

«Воздушные шары», «Спрячь зайчика», «Подбери по цвету», «Живое

домино», «Украсим елочку», «Цветной волчок», «Мозаика», «Угадай, кто

я?», «Я ошибся», «Какого цвета предметы в группе?».

Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной

деятельности является одним из признанных в педагогике путей

формирования личности. На занятиях по изобразительной деятельности в

детском саду ребенок познает такие качества предметов, как стройность,

пластичность, формы, гармонию красок, частей, целесообразность строения,

удачное расположение на листе.

Многие дети начинают посещать детский сад не с первой младшей группы,

а со второй младшей группы. Поэтому, приступая к работе по

изобразительной деятельности, необходимо выяснить каким опытом

обладают дети. Если же такого опыта нет, нужно первые занятия посвятить

введению детей в эту деятельность.

С первых же занятий у детей нужно воспитывать интерес к

изобразительной деятельности. В начале года дети не проявляют интереса к

результату деятельности, они поглащены процессом и качество полученных

рисунков их не волнует. Интерес к изображению возникает позже.

В процессе обучения на занятиях происходит развитие художественных

способностей: наблюдательности, чувство ритма, цвета, композиции, вкуса и

др. Их учат замечать яркость цветовых образов в картине, иллюстрации,

народной игрушке (дымковской, филимоновской). На занятиях по

рисованию, лепке, аппликации широко используются произведения

изобразительного искусства.

Первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к

восприятию искусства, является природа.

Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную

среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток

на его жизнь. Постоянно, из года в год, совершается на глазах человека

круговорот в растительном царстве природы: рождение и цветение,

зрелость и плодоношение, увядание и смерть до новой весны. Природа

напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека

предметом эстетических переживаний.

Есть два различных способа смотреть на мир. Есть способ смотреть

информационно и способ эстетического видения, при котором внешние

формы приобретают особую выразительность. Внутреннюю

содержательность.

Наблюдая с малышами окружающую природу, следует обратить внимание

на разнообразие цветов и красок, помогать различать их, чтобы использовать

затем в изобразительной деятельности. Также необходимо наблюдать такие

явления и объекты, которые затем могут вызвать у ребенка удивление,

радость его познания и желание перенести чувства на лист бумаги, т. е.

отразить в рисунке. Для этого выбирают явления, особенно запоминающиеся

по цветовым сочетаниям (яркое солнце на голубом небе, желтые огни на

фоне темных окон, луна, звезды, листопад и т. д.). Хорошо вспомнить при

этом и прочитать знакомые поэтические произведения.

Включение художественного слова повышает положительное

эмоциональное отношение к занятию, способствует формированию

образного представления о изображаемом. Использование стихотворений,

потешек, песенок, загадок является важным методическим приемом. Так

приступая к изображению яркого, теплого солнышка, воспитатель

сопровождает показ словами: «Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг.

Это солнышко сияет…»

При рисовании дождя, звучат слова: «Дождик, дождик кап- кап- кап

Мокрые дорожки

Все равно пойдем гулять,

Не промокнут ножки».

Во время прогулки, наблюдая за листопадом, любуясь желтыми, красными

листочками разучили с детьми стихотворение: «Листопад».

Затем рисовали листья, располагая их по всему листу. От рисования мазками

осенних листьев дети смогли перейти к композиции. В работах появились

деревья, с которых опадают листья, Наиболее сложным для ребенка 4- го

года жизни является изображение дерева, Успех обучения во многом зависит

от предварительной работы. Наблюдать за деревом просто для детей

скучно, утомительно, однообразно. Мы наблюдали деревья, олицетворявшие

то или иное качество человека, например сильного борца с сильным,

мускулистым туловищем – стволом, сильными цепкими руками – ветками.

Особенно большое впечатление оставляет наблюдение первого снегопада.

Дети радуются, ловят снежинки, которые опускаются на ладошки, на лицо,

одежду. После игры со снежинками детям было предложено присесть

пониже, и поднять голову, посмотреть, как снежинки падают на земли. Тут

же спели песенку: «На полянку, на лужок тихо падает снежок, улеглись

снежинки, белые пушинки». В процессе наблюдения ставилась задача

запомнить необычность этого явления и вызвать желание передать его в

аппликации. При изображении елок, было подчеркнуто, что это вечнозеленое

растение. В отличие от елок другие деревья от времени года изменяются, у

них меняется окраска листьев, а зимой они вовсе стоят без них.

Отражая в рисунке впечатления от новогодней елки, было отмечено, что елка

красивая, нарядная, но при этом немного грустная. И для того, чтобы ей

стало веселей на ней нужно зажечь огни. Дети очень радуются появлению

огоньков и звездочек. Эти впечатления были отражены в работах на тему: «

Елочка-красавица».

Во время прогулок мы обращали внимание детей на состояние погоды.

Выходя на прогулку, мы например, говорили; «Славный выдался денек, небо

голубое, светит яркое солнце». Или: «Сегодня очень хмурый день, и небо

серое, и солнце не светит, и деревья без солнышка какие-то грустные».

Работая над восприятием детьми цвета, мы на разных примерах старались

наглядно показать им, что цвет того или иного предмета зависит от

окружения, в котором он находится, а также от освещения. Мы многократно

показывали детям, как меняется цвет и блеск снега в зависимости от

освещения и времени суток. Мы рассматривали, как солнце освещает разные

предметы. При этом отмечали, что при попадании солнечного луча на

предмет он становится светлее, а та часть, которая в тени- она темнее.

Рассматривая распустившиеся листочки тополя, мы замечали с детьми, что

молодые листочки бледно- зеленого цвета. Дети сравнивали цвет нежной

первой зелени с цветом зелени комнатных растений.

Помимо наблюдений окружающей действительности с детьми младшего

возраста мы рассматривали натуру, используя при этом прием обследования

предмета. Так, перед рисованием снеговика, мы рассмотрели игрушку

«Снеговик» и разобрали, из каких деталей он состоит и какого цвета. При

рассматривании пирамидки, так же разобрали, что она состоит из колец

разного цвета и размера.

Знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с

рассматривания произведений графики, и прежде всего иллюстраций детских

книг, выполненных известными художниками: В. Лебедевым, Ю.

Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным и мн. др. Художественные образы,

созданные иллюстраторами, отмечаются красочностью, четкостью линий и

композиций, полны жизненных наблюдений. В первую очередь важно

обращать внимание детей на характеристику изображенных персонажей

(иллюстрации могут быть цветные или черно-белые), на их позы мимику,

жесты, постановку фигур. При показе цветных иллюстраций следует

привлекать внимание к цвету, побуждать называть цвет предмета, также

следует обращаться и к литературному тексту, зачитывая наиболее яркие,

образные места.

Например, рассматривая иллюстрации художника В. Лебедева к сказке

Л. Толстого «Три медведя», необходимо привлечь внимание малышей к

сказочности медвежьей комнаты, необычности кроватей, стульев, чашек.

Рассматривая иллюстрации Е. Рачева к р. н. с. «Колобок», необходимо

привлечь внимание к одежде, в которую одеты звери. Очень большую

нагрузку цвет несет в работах Ю. Васнецова, Часто от него так веет

радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок- поскок», «Конь» ярко-

желтый фон не только передает картину солнечного дня, но и усиливает

восприятие образов, созданных художником. В рисунках Ю. Васнецова

птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень

самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией

художника, близки и понятны детям, поточу что он нашел художественную

форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

Большое значение в художественном развитии детей имеет знакомство с

живописью, скульптурой, декоративно- прикладным искусством. Живопись

воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она

занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца

средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной

глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет - главное средство

живописи: рисунок и светотень в живописи неотделимы.

Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин для детей

выполняются в цвете. Включение цвета придает большую полноту

изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно.

За учебный год детей знакомят не более чем с 3-4 произведениями

живописи. Эмоциональный отклик у детей, не достигших 4-х лет, вызывают

те произведения искусства, в которых чувства и отношения наиболее близкие

и понятные ребенку этого возраста (мать и дитя и их отношения). Одним из

приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша

содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того

ребенка, который является действующим лицом на картине. Ребенок

становится героем интересного для него события и с увлечением начинает

рассказывать про самого себя. В очень редких случаях малыши смотрят

картины молча. Воспитатель должен поддержать разговоры детей, учить их

правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки,

помогая лучше понять содержание картины.

Знакомство с произведениями живописи и графики в основном

осуществляю в свободное от образовательной деятельности время в

непринужденной обстановке.

В младшей группе детей знакомят с произведениями декоративного

творчества и со скульптурой малых форм, организуя игры с народной

игрушкой. Дети с интересом играют с богородскими игрушками,

калининскими матрешками. Можно составит интересную композицию из

дымковских игрушек. Малая скульптура, изображающая фигурки людей,

животных, понятная по содержанию малышам , украшает групповую

комнату. Дети с удовольствием рассматривают ее. Воспитатель рассказывает

о содержании каждой скульптуры, объясняет, что их художник- скульптор

делает для украшения комнат и др. помещений.

В художественном воспитании эстетика быта принадлежит такая же важная

роль, как и произведениям искусства. Поэтому большое значение придается

оформлению группы. Оформление группы должно быть выдержано в

современном стиле.

Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет, но важны не

столько те или иные цвета сами по себе, сколько цветовые сочетания.

Единству цветового восприятия интерьера, помогает распределение цвета в

зависимости от размеров окрашенных частей, т.е. большие поверхности

(пол, стены, потолок) окрашены в мягкие тона, меньшие площади- в яркие.

Особенно большое значение приобретает соотношение цвета стен и пола.

Найдя правильное решение этих основных компонентов, значительно легче

решать вопросы о цвете более мелких бытовых предметов.

Каждая групповая комната может быть решена в разной цветовой гамме.

Интерьер группы не должен быть статичным нужно время от времени менять

расположение мебели, вносить новые детали оформления. При этом условии

дети реагируют на окружающую обстановку активно, она их радует и

интересует.

Если вы заметите, что у детей появился интерес к изобразительному

искусству. Желание вновь и вновь обращаться в чарующей силе искусства,

значит вам удалось добиться нужного результата.



В раздел образования