Напоминание

Имя прилагательное как часть речи


Автор: Ганина Анна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 1359"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на педагогическом совете 7.02.17

Приёмы целеполагания на уроках русского языка

Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три

взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание,

самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,

рефлексия.

Целеполагание входит в состав регулятивных

универсальных учебных

действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Это процесс:

-

выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего

результата деятельности);

-

совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели,

планированию

деятельности,

выбору

содержания

деятельности

и

определению критериев результативности. (слайды № 3,4,5)

На современном уроке учитель не транслирует

свою цель, а создает

условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том

случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично

для

него

значимую,

его

деятельность

станет

мотивированной

и

целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя

мотивация

ученика

на

активную,

деятельностную

позицию,

возникают

побуждения: узнать, найти, доказать.

Цели должны быть:

- понятны, осознаны

- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их

достижению);

- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им

результатов учебной деятельности)

Можно

использовать

одну

из

классификаций

целей,

предложенную

А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд № 6):

Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в

себя,

в

свои

потенциальные

возможности;

реализация

конкретных

индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные

цели

-

формирование

положительного

отношения

к

изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка

умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих

задач по теме.

Креативные

цели

составление

сборника

задач;

сочинение;

конструирование модели; рисование картины.

Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение

способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с

первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной

деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность;

развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд

№ )

Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:

1.

Изучить материал учебника.

2.

Усвоить основные понятия и законы темы.

3.

Подготовить сообщение по одной из проблем.

4.

Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.

5.

Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.

6.

Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.

7.

Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

8.

Научиться работать с техническими средствами.

9.

Проявить и развить свои способности.

10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить

реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

11.Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.

13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.

14.Свой вариант цели.

Анализ и систематизация полученных данных

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о

личности обучающегося:

- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)

-цели № 3,5,8 – креативные наклонности

- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы

-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)

-цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)

При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного

набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные

склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или

задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного

предмета, составляет собственную иерархию целей.

При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели

должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола

означает предположение законченных действий, результаты которых и надо

контролировать:

сформировать …

познакомить…

дать представление …

раскрыть…

продемонстрировать…

соотнести…

систематизировать…

(слайды № 7,8):

Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому выделяется три

уровня реализации данного этапа:

Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную

учителем.

Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех

цель.

Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что

учитель демонстрирует формулирование цели.

Но если

ученика поставить в

активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения

этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой

акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель

сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию,

начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых

правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока

формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать?

Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их

лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и

подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась

выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Приемы целеполагания (слайд № 10):

Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:

Тема-вопрос (слайд № 11)

Работа над понятием (слайд № 12)

Ситуация Яркое пятно (слайд № 13)

Группировка (слайд № 14)

Домысливание (слайд № 15)

Проблема предыдущего урока (слайд № 16)

Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:

В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем

итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения

Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и

роль учителя и ученика в нём.

13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую

школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними

состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:

- Умеешь ты рисовать?

- Я умею учиться…

Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава,

трудолюбие, желание учиться пережили века…



В раздел образования