Автор: Ганина Анна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 1359"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Раздел: среднее образование
Выступление на педагогическом совете 7.02.17
Приёмы целеполагания на уроках русского языка
Основу содержания деятельности учителя на уроке по ФГОС составляют три
взаимосвязанные этапы урока:
целеполагание,
самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся,
рефлексия.
Целеполагание входит в состав регулятивных
универсальных учебных
действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?
Это процесс:
-
выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего
результата деятельности);
-
совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели,
планированию
деятельности,
выбору
содержания
деятельности
и
определению критериев результативности. (слайды № 3,4,5)
На современном уроке учитель не транслирует
свою цель, а создает
условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том
случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично
для
него
значимую,
его
деятельность
станет
мотивированной
и
целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя
мотивация
ученика
на
активную,
деятельностную
позицию,
возникают
побуждения: узнать, найти, доказать.
Цели должны быть:
- понятны, осознаны
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их
достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им
результатов учебной деятельности)
Можно
использовать
одну
из
классификаций
целей,
предложенную
А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы (слайд № 6):
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в
себя,
в
свои
потенциальные
возможности;
реализация
конкретных
индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные
цели
-
формирование
положительного
отношения
к
изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка
умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих
задач по теме.
Креативные
цели
–
составление
сборника
задач;
сочинение;
конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение
способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с
первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной
деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность;
развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. (слайд
№ )
Список целей, выявленных при опросе, может оказаться следующим:
1.
Изучить материал учебника.
2.
Усвоить основные понятия и законы темы.
3.
Подготовить сообщение по одной из проблем.
4.
Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе, тесту.
5.
Выполнить самостоятельное проект по выбранной теме.
6.
Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
7.
Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
8.
Научиться работать с техническими средствами.
9.
Проявить и развить свои способности.
10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить
реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
11.Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.
14.Свой вариант цели.
Анализ и систематизация полученных данных
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о
личности обучающегося:
- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (личностные)
-цели № 3,5,8 – креативные наклонности
- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы
-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные)
-цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)
При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного
набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные
склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или
задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного
предмета, составляет собственную иерархию целей.
При постановке целей учителем доминантное слово в формулировке цели
должно быть выражено глаголом совершенного вида. Наличие такого глагола
означает предположение законченных действий, результаты которых и надо
контролировать:
•
сформировать …
•
познакомить…
•
дать представление …
•
раскрыть…
•
продемонстрировать…
•
соотнести…
•
систематизировать…
(слайды № 7,8):
Для учащихся целеполагание - процесс непростой, поэтому выделяется три
уровня реализации данного этапа:
Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную
учителем.
Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех
цель.
Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель
Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что
учитель демонстрирует формулирование цели.
Но если
ученика поставить в
активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения
этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой
акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель
сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию,
начнется формирование универсального умения целеполагания.
При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых
правилах:
Актуализация знаний;
Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока
формулируют дети.
Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать?
Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?
Самостоятельная формулировка цели.
Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их
лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
На каждом этапе урока подводится вывод:
Что это задание дает?
Кто уже добился той цели, которую ставил?
Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и
подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась
выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
Приемы целеполагания (слайд № 10):
Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:
Тема-вопрос (слайд № 11)
Работа над понятием (слайд № 12)
Ситуация Яркое пятно (слайд № 13)
Группировка (слайд № 14)
Домысливание (слайд № 15)
Проблема предыдущего урока (слайд № 16)
Подводя итог сказанному, предлагаю вам следующий отрывок:
В романе американского писателя И.Стоуна «Муки радости» о величайшем
итальянском скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения
Микеланджело Буонарроти есть диалог, отражающий суть современного урока и
роль учителя и ученика в нём.
13- летний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую итальянскую
школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними
состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:
- Умеешь ты рисовать?
- Я умею учиться…
Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава,
трудолюбие, желание учиться пережили века…