Автор: Комарова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Семицветик"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой район Коротчаево
Наименование материала: Педагогический практикум
Тема: "Айдетика-методика развития детской памяти"
Раздел: дошкольное образование
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию педагогический практикум на тему: «Эйдетика-
методика развития детской памяти.»
В переводе с греческого «эйдос» означает «образ».
Эйдетика - особый способ подачи материала, где задействуются все чувства
ребенка, а новое – он познает через уже знакомые ему образы.
Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить
образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию
воображения.
Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на
зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить
живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.
Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет,которого нет в
поле нашего восприятия.
Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым В.
Урбанчичем в 1907 г .
В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались
ученые-психологи — П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.
В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее
основатель – Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал
основу эйдетики.
Уважаемые коллеги, хочу вам показать наглядно игры, которые я
использую в работе с детьми и, которые основаны на методах эйдетики.Я
работаю на второй младшей группе, возраст деток 3-4 года.
Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский
В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…
Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания,
мышления, воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с
удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.
Все эйдетические упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно
от занятия к занятию увеличивая время, и сложность предлагаемых
упражнений с учетом возраста детей.
Важнешее условие -это желание ребенка и его радостное настроение во время
игры.
Гланые инструменты эйдетики- это ассоциации.
Презентация
Слайд №1. Название
Слайд №2.Дид.игра «Мышки в норке».
Цель: развитие образного мышления, памяти,цветового восприятия.
Эта игра связана с цветовыми ассоциациями. Каждая мышка живет в норке
соответственно цвету,и кошечки тоже. Убираем мышек из норок и предлагаем
ребенку разложить их по норкам,кошечек соответственно также.Можно изменить
ход игры, предлагаем ребенку закрыть глазки, убираем одну мышку или кошечку,
или можно усложнить игру, и убрать мышку и кошку разных цветов, и спрашиваем
каких цветов мышки и кошки не стало. У этой игры много вариантов.Таким
образом мы тренируем детскую память,закрепляем знания основных цветов.
Слайд №3 .Дид.игра « На что похоже?».
Цель:развитие образного мышления, памяти,закрепление знаний геометрических
фигур и цвета.
Эта игра связанна с ассоциациями с геометрическими фигурами.Для этого нам
понадобятся геометрические фигуры разных
цветов(треугольник,квадрат,круг,прямоугольник), и картинки различных
предметов. Я показываю детям одну геометрическую фигуру(например квадрат), и
спрашиваю о каких предметах подумали дети, на какой предмет похожа эта
геометрическая фигура (солнце,телевизор,часы и т.д.).Так же можно спросить что
вам напоминает цвет геометрической фигуры(желтый-солнце,зеленый -
травка,синий -небо).
Слайд №4Дид.игра «Чего на стало?».
Эта игра связанна со свободными ассоциациями с предметными образами.
Показываем детям несколько картинок с изображением предметов, предлагаем
детям внимательно рассмотреть картинки, потом закрыть глазки.убираем одну
картинку или просим кого то из детей убрать,спрашиваем какой картинки не
стало,а какого цвета был предмет,а на кукую геометричекую фигуру похоже
изображение на картинке.
Слайд №5«Запомни движения»
Дети очень любят танцевать,поэтому они с радостью будут вместе с вами
разучивать новые движения. Для лучшего запоминания движений можно
придумать к ним ассоциации ( полетели как снежинки,наматаем мы клубочек и
т.д.). Постепенно, ребенок сам начнет придумывать подобные ассоциации и
движения.
Я вам показала несколько игр,основанных на методах эйдетики, которые я
применяю в работе с детьми.
Обратите внимание на то, что на основе представленных примеров можно
придумать множество интересных игр.
А теперь коллеги давайте попробуем вместе с вами, сделать несколько
эйдетических упражнений.Это упражнения на развитие внимания,фантазии и
воображения.
Слайд №6. «Как можно применить предмет?»
Посмотрите на предмет,проявите смекалку и назовите как можно большее число
вариантов применения этого предмета. Перед нами терка. Можно предложить
следующие варианты: массажер для ног,подставка для украшений, подставка под
карандаши,гиря,терка для пяток,сито,сумка,когтеточка для кошек.
Слайд №7.«Что изменилось на картинке?».
Рассмотрите и запомните ряд картинок (часы,мяч,мишка,юла). Что изменилось на
картинке (мишка,петух,чайник,ваза,мяч).
И еще одно упражнение левой рукой гладьте себя по голове, а правой
помассируйте себе ухо. А теперь поменяйте руки. Получается?
Слайд №8. Применяя в работе методику эйдетики,мы развиваем
воображение,внимание,мышление,интуицию,творчество,здоровье,инициативу.
Надеюсь, что игры и упражнения которые я вам сегодня показала вам понравились,
и вы тоже с удовольствием будете их использовать со своими воспитанниками.
Уважаемые коллеги,рекомендую вам использовать в работе игры и упражнения
основанные на методе эйдетика, и результаты не заставят вас долго ждать
Слайд №9. Спасибо за внимание!