Напоминание

Артикуляционная гимнастика дома


Автор: Шаповалова Светлана Ивановна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 18 "Белочка"
Населённый пункт: г. Сальск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Артикуляционная гимнастика дома
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 18 «Белочка»

Ростовская область, г. Сальск

Статья на тему: «Артикуляционная гимнастика дома».

Подготовила:

Учитель – логопед

Шаповалова С.И.

г. Сальск

2022

Артикуляционная гимнастика дома.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать? Как закрепить

работу логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики с помощью

родителей? На эти и другие вопросы можно получить ответы, прочитав данную

статью.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный

на

развитие

движения

органов

речи,

необходимых

для

правильного

произношения звуков. Произношение звуков речи – это сложный двигательный

навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные

органы речи. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом

возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Специалист уже знает, как грамотно провести комплекс упражнений, но

каждая работа должна быть закреплена дополнительно. Тут на помощь

логопеду придут родители ребёнка. Только в формуле: «логопед + ребёнок +

родитель» будет достигнут результат, на который направлена артикуляционная

гимнастика.

Давайте разберемся как правильно организовать процесс занятий с

ребенком дома. На что нужно обратить внимание в первую очередь?

1.

На

экологичность

процесса

занятий

дома.

Артикуляционная

гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении. У

ребенка должна быть удобная одежда. Мебель должна соответствовать росту

ребенка. Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на

стульчике с опорой ног на твердую поверхность - пол. Для артикуляционной

гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо

ребенка и взрослого, который показывает упражнения. Необходимо следить,

чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были

в спокойном положении. Комната, в которой проводятся занятия, должна быть

хорошо освещена. Под рукой нужно иметь сухие и влажные салфетки, а также

чистая вода. Проводить гимнастику желательно не раньше, чем через час после

еды.

2.

Частота

выполнения

упражнений.

Проводить

артикуляционную

гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки

закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если

упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если

делать ее, не отслеживая технику выполнения упражнений, то она не достигает

своей цели.

3.

От

простого

к

сложному.

При

отборе

упражнений

для артикуляционной

гимнастики надо

соблюдать

определенную

последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать

следует с динамических упражнений, постепенно переходя к статическим.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-

трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для

повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение

недостаточно

хорошо,

не

следует

вводить

новых

упражнений,

лучше

отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые

игровые приемы.

7.

Дозировка.

Много

не

значит

хорошо!

Дозировка

количества

повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально

как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода домашней работы

с ним. На первых порах иногда приходится ограничиваться двукратным

выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой

мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15 –20, а

при условии коротких перерывов – и более. Тут на помощь родителю придет

логопед, который разработает индивидуальный комплекс для Вашего ребенка и

даст необходимые рекомендации.

Вашему вниманию предлагается комплекс из 10 различных упражнений

артикуляционной гимнастики. Данные упражнений можно выполнять в связке

«от простого к сложному» или по индивидуальному плану. Иллюстрации

содержат наименование упражнения и инструкцию по выполнению.

1.

Упражнение «лопаточка». 2. Упражнение «моляр».

3.

Упражнение «индюк». 4. Упражнение «забор».

5.

Упражнение «катимся со снежной горки»

6.

Упражнение «накажем непослушный язычок»

7.

Упражнение «Барабан». 8. Упражнение «вкусное варенье».

9.

Упражнение

«чашечка».

10.

Упражнение

«лошадка».

Когда ребенок усвоил выполнение упражнений сидя на стуле, можно

подключить движения рук и ног используя музыку и дополнительные

предметы. Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая

выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало

получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к

чему стремиться. Заниматься по формуле: «логопед + ребёнок + родитель»

результат Вам обеспечен.



В раздел образования