Напоминание

" Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников."


Авторы: Сараталикова Земфира Юсуфовна, Земфира Юсуфовна Сараталикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Журавушка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект занятий
Тема: " Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является

овладение родной речью. Речь – это средство общения, мышления,

творчества, носитель памяти, информации. Овладение дошкольником

связной монологической речью является высшим достижением речевого

воспитания дошкольника. Дети овладевают родным языком через речевую

деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно

создать условия для развития связной речевой деятельности детей, для

общения, для выражения своих мыслей. В современном мире, все чаще

общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция

постоянно растет. Вследствие чего, увеличивается количество детей с

несформированной связной речью.

Связная речь является главным основным показателем умственного

развития, средством общения со сверстниками, а также необходимым

условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка

выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно. Поводом и

предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой

предмет, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый

материал могут предоставить детские книжки, игрушки.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в

современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более

актуальным становится выбор методов обучения детей. Занятия должны

стать средством развития ребенка. Существуют факторы облегчающие

процесс становления связной речи : наглядность, рассматривание

предметов, картинок. В качестве второго вспомогательного фактора

выделим создание плана высказывания.

Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в

предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Увидев

эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,

изменяя их и совершенствуя, использовал в своей работе по обучению детей

связной речи приемы мнемотехники.

Мнемотехники – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно

развитие речи.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей, или сюжетов,

явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных

смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное необходимо передать

условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию речи. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучению составления рассказа,

- при отгадывании и разгадывании загадок,

- при изучении стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные

свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить

последовательность изложения выявленных признаков; обогащают

словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуется

подготовки и художественных способностей, любой педагог способен

нарисовать символические изображения предметов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста даются цветные

таблицы т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Позже заменять

другой заставкой – геометрическими фигурами (медведь - большой

коричневый круг). Для детей старшего дошкольного возраста схемы

желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать от изображения.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов рассказов.

Использование модельных схем ускоряет запоминание и усвоение текстов.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и

зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом и

вспоминают слова. А в более старшем возрасте- дети под руководством

взрослого учатся выбирать нужные элементы, и последовательно их

располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа.

Таким образом постепенно осуществляется переход от творчества

воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Педагог

выступает партнером, который незаметно помогает ребенку находить

удачные решения.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети

составляют сказки практически на любую тему. Очень часто на начальном

этапе первые рассказы по моделям получаются схематичными. Чтобы этих

сложностей было меньше, в содержание каждой таблицы необходимо

вводить задачи по обогащению словаря.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно –

печатные игры, которые помогают детям развить речь, классифицировать

предметы, зрительное восприятие, внимание, мышление,

наблюдательность, интерес к окружающему миру.



В раздел образования