Авторы: Сараталикова Земфира Юсуфовна, Земфира Юсуфовна Сараталикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Журавушка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект занятий
Тема: " Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является
овладение родной речью. Речь – это средство общения, мышления,
творчества, носитель памяти, информации. Овладение дошкольником
связной монологической речью является высшим достижением речевого
воспитания дошкольника. Дети овладевают родным языком через речевую
деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно
создать условия для развития связной речевой деятельности детей, для
общения, для выражения своих мыслей. В современном мире, все чаще
общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция
постоянно растет. Вследствие чего, увеличивается количество детей с
несформированной связной речью.
Связная речь является главным основным показателем умственного
развития, средством общения со сверстниками, а также необходимым
условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка
выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно. Поводом и
предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой
предмет, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый
материал могут предоставить детские книжки, игрушки.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в
современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более
актуальным становится выбор методов обучения детей. Занятия должны
стать средством развития ребенка. Существуют факторы облегчающие
процесс становления связной речи : наглядность, рассматривание
предметов, картинок. В качестве второго вспомогательного фактора
выделим создание плана высказывания.
Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в
предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Увидев
эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами,
изменяя их и совершенствуя, использовал в своей работе по обучению детей
связной речи приемы мнемотехники.
Мнемотехники – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно
развитие речи.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей, или сюжетов,
явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных
смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное необходимо передать
условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию речи. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучению составления рассказа,
- при отгадывании и разгадывании загадок,
- при изучении стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные
свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить
последовательность изложения выявленных признаков; обогащают
словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуется
подготовки и художественных способностей, любой педагог способен
нарисовать символические изображения предметов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста даются цветные
таблицы т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Позже заменять
другой заставкой – геометрическими фигурами (медведь - большой
коричневый круг). Для детей старшего дошкольного возраста схемы
желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать от изображения.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов рассказов.
Использование модельных схем ускоряет запоминание и усвоение текстов.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и
зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом и
вспоминают слова. А в более старшем возрасте- дети под руководством
взрослого учатся выбирать нужные элементы, и последовательно их
располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа.
Таким образом постепенно осуществляется переход от творчества
воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Педагог
выступает партнером, который незаметно помогает ребенку находить
удачные решения.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети
составляют сказки практически на любую тему. Очень часто на начальном
этапе первые рассказы по моделям получаются схематичными. Чтобы этих
сложностей было меньше, в содержание каждой таблицы необходимо
вводить задачи по обогащению словаря.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно –
печатные игры, которые помогают детям развить речь, классифицировать
предметы, зрительное восприятие, внимание, мышление,
наблюдательность, интерес к окружающему миру.