Напоминание

"Занятия в домашних условиях с детьми ОВЗ в условиях самоизоляции."


Автор: Лернер Марина Васильевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Начальная школа - детский сад № 1"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занятия в домашних условиях с детьми ОВЗ в условиях самоизоляции."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Занятия в домашних условиях с детьми ОВЗ в условиях самоизоляции.»

Цель статьи – ознакомить родителей с практическими приёмами выполнения

артикуляционной гимнастики. Работая логопедом в детском саду я заметила, что дети

среднего дошкольного возраста не могут

заниматься каким-либо делом долго и

качественно. Поэтому я была вынуждена тратить большую часть занятия на коррекцию

поведения, а не речевых расстройств. В результате чего ребёнок не осваивал и половины

намеченной

коррекционно-педагогической

программы.

Я

пришла

к

выводу

,что

необходимо чтобы родители сами начинали развитие артикуляционных умений в

домашних условиях. Этот материал позволит родителям овладеть основными приемами

артикуляционной моторики ребенка с ОВЗ в домашних условиях

Задачи:

активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной

моторики;

сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных

упражнений;

обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов

артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи

детям;

расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных

коррекционных программ работы с детьми с ОВЗ

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА

:

Артикуляционная

гимнастика

является

основой

формирования речевых звуков фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого

происхождения; она включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего

развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными

возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи,

особенно звукопроизношения, что говорит о недостаточном развитии мышц речевого

аппарата.

Проводить

артикуляционную

гимнастику

нужно

ежедневно,

чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в

день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений

за раз.

1.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

2.

Статические

упражнения

выполняются

по

10-15

секунд

(удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

5.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и

взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед

настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом

(примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к

нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы

должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать,

что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и

левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне

затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Рекомендую следующие упражнения:

«Кусачки»

Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать

зубами, а затем губами.

«Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки.

Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные

бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Тьфу»

На тарелки лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её

между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Хомячок»

Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт

по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и

гонять её из одной щеки в другую.

«Толстые щёки»

Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую палоску4 засовывает в рот и на

внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т. д.

«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

«Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки»

«Облизывание тарелок»

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей,

сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку.

Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком,

приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара,

леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как

вкусно!»

«Вкусное варенье»

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим оьлизать их языком по кругу. Либо

намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это

упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу,

просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье..

«Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде

большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать

сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать

слюни т.д.,т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому

нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает

произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда.

Тоже производят с другой щекой.

«Улитка»

Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в

варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

Улитка, улитка

Высуни рога

Дам тебе пирога.

«Трубочка»

Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку

языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так,

чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой

палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку

подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании

воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук

(«гудит пароход»). Это очень нравится детям.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и

просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно

медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно

поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы,

наверное,

удивитесь,

но

круглый

сладкий

чупа-чупс

-

отличный

логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите

чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5 - 1 0 секунд. Удерживая чупа-чупс губами,

попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-

чупс и попробуйте удержать леденец только языком. Поднимите широкий язык к небу,

прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от

кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные

основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить

интерес к логопедическим занятиям.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность

движений

органов

артикуляционного

аппарата.

Постепенно

напряжение

исчезнет,

движения

станут

непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он

делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше

покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»),

подбодрите («Ничего,

твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В

процессе

выполнения

гимнастики

важно

помнить

о

создании

положительного

эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и

обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную

тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши

занятия интереснее, веселее.

«Список литературы».

1.

"Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"

Издательство: Карапуз Год издания: 2003

3. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по

развитию моторики, дыхания и голоса у детей... " Издательство: Каро Год издания: 2006

2 Костыгина В.

"Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство:

Карапуз Год издания: 2007



В раздел образования