Напоминание

"Формирование исполнительского аппарата и техники звукообразования при игре на флейте"


Автор: Распопова Ирина Павловна
Должность: преподаватель по классу флейта
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №19"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование исполнительского аппарата и техники звукообразования при игре на флейте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Распопова Ирина Павловна

преподаватель по классу флейта

МБУ ДО г.о. Самара «Детская музыкальная школа №19»

«Формирование исполнительского аппарата и техники

звукообразования при игре на флейте»

Искусство

музыканта-духовика

тесно

связано

с

формированием

мышечных навыков, применяемых при игре на духовых инструментах. Вся

техника игры зависит от координированных действий губных мышц, мышц

языка, органов дыхания и пальцев рук.

Эти четыре

элемента и

составляют исполнительский аппарат духовика.

С работой исполнительского аппарата связаны такие приёмы, как: атака

звука, видение, соединение, окончание.

Звукообразование

на духовых инструментах происходит за счёт

колебания воздушного столба в канале инструмента.

Рассмотрим подробнее, как же образуется звук на флейте: выдыхаемая

струя воздуха ударяется о край лабиального отверстия в результате чего

возникает завихрения внутри головки флейты и тем самым образуется звук.

Таким

образом,

колебания

воздушного

столба,

заключённого

в

инструмент и является причиной образования звука на духовом инструменте.

Чтобы

овладеть

этими

навыками,

нужно

сначала

овладеть

исполнительскими средствами.

К исполнительским средствам относится:

1)

Постановка

(корпус,

голова,

ноги,

руки,

амбушюра

(губной

аппарат)).

2)

Техника исполнительского дыхания (вдох, выдох, игра на опоре).

3)

Функция губ (сила мышц и подвижность).

4)

Функция языка (атака, артикуляция (чёткое выполнение штрихов)).

5)

Функция пальцев (беглость, согласованность действий).

6)

Знание аппликатуры.

Постановка.

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно

оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание

и амбушюр – всё вместе отвечают за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для

правильного

функционирования

исполнительского

аппарата

нужно

убедиться, что вес распределён равномерно на обеих ногах, спина прямая.

Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает

правильному дыханию, приводит к зажатию. Правильное

положение

корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно

является основой правильной поставки, имеет большое влияние на всё

области звукоизвлечения.

Исполнительское дыхание –

занимает одно из ведущих мест

в

арсенале музыканта духовика.

Искусство исполнительского дыхания состоит в том, чтобы уметь

производить быстрый полноценный вдох. Для этой цели используют во

время вдоха не только нос, но и рот. На флейте требуется большое

количество воздуха, так как большая часть выдыхаемого воздуха даже не

попадает в инструмент. Поэтому наиболее рациональный тип дыхания у нас

смешанное, или грудо-брюшное.

Исполнительский

вдох

очень

важен,

но

не

менее

важен

и

исполнительский выдох. Выдох должен быть равномерным, медленным,

спокойным.

Искусство владения выдохом связано с владением игры на опоре.

Поскольку

в

исполнительском

дыхании

ведущую

роль

принадлежит

диафрагме, то следует рассмотреть принцип её работы.

Диафрагма представляет собой перегородку с 2-мя куполами, где левая

меньше, правая больше.

Во время вдоха диафрагма опускается вниз и грудная клетка получает

возможность расшириться, особенно в нижней части, что нам и нужно. Затем

она стремится вернуться в своё первоначальное положение и давит на

грудную полость, сжимая лёгкие и тем самым воздух выходит.

Искусство игры на опоре и состоит в том, чтобы диафрагма приходила

в своё естественное положение как можно медленнее.

Духовикам

необходимо

систематически

работать

над

развитием

исполнительского дыхания. Это можно делать и без инструмента. Например,

занятия каким-либо спортом (плавание, бег, ходьба). Это только укрепляет

дыхательную мускулатуру, что положительно сказывается при игре на

инструменте. А развитие на инструменте – это длинные продолжительные

звуки. Их можно играть различными способами. Например, по гамме,

трезвучию, по хроматизму и другими. Также хорошим упражнением является

кантилена ( пьеса медленного характера). Но очень важно всегда помнить,

что правильному развитию дыханию способствует правильная постановка.

Не прижимать руки к туловищу, не опускать голову..

Функция губ имеет тоже важное значение. При игре на флейте,

играющий

регулирует

губами

стою

воздуха,

придавая

ей

нужное

направление.

Губной аппарат – это весь мышечно-физиологический комплекс.

К понятию техники губ входят 2 момента:

- сила мышц губ,

- подвижность.

Сила проявляется в их способности выдержать большую длительную

нагрузку, а подвижность в умении мгновенно легко менять их напряжение.

Для развития силы губ и выносливости необходимо играть длинные

звуки.

Они

укрепляют

мускулатуру

губ

лица,

развивают

плавный

равномерный вдох и выдох и способствуют достижению полноценного звука.

Для развития подвижности губ

необходимо играть интервалы: в

терцию, кварту, октаву.

Также для выносливости и подвижности губного аппарата необходимо

играть упражнение и этюды.

Функции языка.

При игре на духовых инструментах функция языка тесно связана с

дыханием. Язык регулирует движение выдыхаемой струи воздуха в

инструмент, обеспечивая чёткое и ясное начало звука. Язык должен обладать

большой подвижностью. Разнообразные движения языка, в сочетании с

работой губ и дыханием, помогают играющему овладеть различными

приёмами звука.

Работа языка тесно связана с атакой звука. Атака требует строгое

согласование по времени между толчком языка и началом движения

выдыхаемой струи воздуха. При соблюдении этого правила атака будет

чёткой и ясной.

Чёткость и быстроту языка следует развивать постепенно. Материалом

для развития техники языка также являются гаммы, упражнения и этюды.

Функция пальцев.

В основе этого понятия также лежит хорошо развитая способность

пальцев к быстрым, чётким и согласованным движениям.

Музыканты, систематически занимающиеся на инструменте, замечают

за своими пальцами удивительную способность двигаться автоматически.

Подобный автоматизм присутствует во всех элементах исполнительского

аппарата.

Играющий должен систематически заниматься и совершенствовать свой

пальцевой аппарат с помощью различных упражнений, чтобы довести

пальцы до автоматизма. Но он появляется только тогда, когда вместо

движения контролируются

сознанием. Для этого необходимо сначала

играть медленно.

Большое значение для владения техники пальцев имеет и правильная

постановка рук. Пальцы должны находиться в полусогнутом состоянии, не

следует сильно давить на клапаны, а также высоко поднимать пальцы.

Материалом для развития также служат гаммы, этюды, упражнения,

быстрые пьесы.

Аппликатура

– (нем. Applikatur, от лат. Applico – прикладываю,

прижимаю), способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на

музыкальном инструменте. Помимо знания основной аппликатуры, нужны

знания и дополнительной аппликатуры.

Для чего используется дополнительная аппликатура:

• для улучшения интонации, особенно в 3 и 4 октавах

• для облегчения быстрых пассажей

• для улучшения штрихов легато и стаккато.

Одним из важных исполнительских средств является звук. Музыкант

духовик

должен

стремиться

сделать

звучание

инструмента

чистым,

объемным, динамически разнообразным.

Большое значение звукоизвлечения имеет интонирование (изменение

высоты звучания), в этом и заключается сложность.

На интонацию может повлиять такие моменты, например, как:

Недостатки конструкции инструмента.

Температура окружающей среды.

Психическое состояние организма (устал - к понижению, возбужден - к

повышению).

Преодоления интонационных ошибок на каждом духовом инструменте

существует свои. На флейте, например, можно отвернуть головку флейты от

себя и тем самым звук повысится, или наоборот.

Представленный материал содержит лишь часть того, что выполняется для

воспитания и технического развития в классе флейты. Путь обучения игре на

инструменте

долгий,

требующий

от

преподавателя

и

обучающегося

повседневного упорного труда в области мыслительной и творческой

деятельности.



В раздел образования