Автор: Светлана Анатольевна Узбякова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №15
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности восприятия литературных произведений учениками младшей школы
Раздел: начальное образование
Особенности восприятия литературных произведений учениками
младшей школы.
Литература является особым видом искусства, поскольку восприятие
образов центральных героев произведения является сложным процессом.
Существует несколько мнений, относительно происхождения эстетического
восприятия. Одни ученые полагают, что восприятие напрямую зависит от
эмоциональных предпочтений различных ощущений. То есть, при рождении
у человека уже имеется эстетическое восприятие действительности. Отсюда
мы делаем вывод, что данный акт имеет биологическое, врожденное
происхождение, и оно не зависит от общественного мнения и воспитания
ребенка.
Исходя из другой точки зрения, эстетическое восприятие возникает у
ребенка лишь в тот момент, когда он отвлекается от содержания и дает
собственную оценку художественному произведению и герою. Однако
ученые считают, что анализ является сложным не только для ребенка, но и
для взрослого, поэтому дошкольники и учащиеся младших классов лишены
эстетического восприятия.
Несмотря на то, что и те, и другие ученые расходятся во мнении, обе
теории игнорируют ту роль, которую играет художественное воспитание в
эстетическом развитии ребенка. Если эстетическое восприятие является у
ребенка врожденным, то воспитание не несет никакой пользы. В случае,
когда эстетическое восприятие появляется у ребенка в момент формирования
его абстрактного мышления, то художественное воспитание не имеет смысла
в младшем возрасте.
Существует и третья точка зрения, согласно которой эстетическое
восприятие действительности представляет собой сложные психические
процессы, сочетающие в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-
волевые аспекты. Сторонники данной теории считают, что эстетическое
восприятие формируется в течение жизни детей и напрямую связано с
процессом психологического развития и воспитания.
Педагогу необходимо знать о нюансах художественного воспитания.
Это является важным аспектом, поскольку правильная организация данного
процесса
способна
решить
основную
педагогическую
задачу:
заинтересованность ученика художественным произведением.
Сложность
в
определении
уровня
восприятия
художественного
произведения зависит от нескольких факторов: неповторимость мышления и
воображения, трудность восприятия, эмоции, личный опыт, а также
возможность различной трактовки.
Так как в художественном тексте возможны различные трактовки,
педагогами принято оценивать полноценное восприятие. Полноценное
восприятие подразумевает под собой эмоциональную динамику читателя, его
способность сопереживать автору и героям произведения, воспроизводить
картину мира, созданную в тексте, размышлять над мотивами и поступками
героев, оценивать персонажей, определять позицию автора, а также находить
поставленные писателем проблемы. Делая оценку полноценного восприятия,
педагог определяет уровень литературного развития учащегося, который
определяется посредством ответов на вопросы к тексту произведения.
У младшего школьника отсутствуют знания основных принципов
построения
художественного
текста.
Сложные
формы
произведения
вызывают у ученика трудности в понимании содержания. Следовательно,
одна из задач педагога – обучить усвоению структуры произведения и
закономерностям построения художественного текста. Педагог должен
учесть
особенности
восприятия
учеников
начальных
классов
для
правильного анализа произведения.
Учителю необходимо совместно с учениками выявить и закрепить их
первичные впечатления от произведения, а также научить определять и
сопоставлять субъективное восприятие с объективной логикой и структурой,
представленной писателем. У младшего школьника наблюдается новая
читательская
тенденция:
ребенку
становится
недостаточно
одной
эмоциональной реакции, он стремится объяснить и понять прочитанное. С
другой стороны, все, что непонятно ребенку, он не пытается воспринять. В
этом
случае,
необученному
читателю
читать
становится
сложно
и
неинтересно, от чего интерес у него может быстро угаснуть.
В заключении можно сказать, что при анализе произведения, ученик
должен научиться:
излагать о чем написано в тексте;
обозначать моральные и эмоциональные качества;
разбираться в языковых средствах, при помощи которых были созданы
герои произведения;
обращать внимание на структуру произведения.