Автор: Богданас Олеся Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Многопрофильная игрушка как средство всестороннего развития ребенка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 26 "Жемчужинка" города Смоленска
«Многопрофильная игрушка как средство
всестороннего развития ребенка»
Консультация для родителей
Подготовил воспитатель:
Богданас О.М.
Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр,
обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде
представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых
ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко – «материальная
основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью
ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей
действительности, развивает ту или иную роль.
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной
ступеньке дошкольного возраста.
Особое требование к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, от
этого зависит характер игры, действия, чувства. Игрушка должна расширять
кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.
Игрушка должна быть динамичной, побуждать малыша к разнообразным
действиям в игре.
Игрушка
нуждается
в
привлекательном,
красочном
оформлении.
Гармоничное сочетание формы, конструкции, цвета.
Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровью
малыша и отвечать ряду гигиенических требований.
Виды игрушек:
Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие
людей, животных); транспортные средства; посуда, мебель и др. Они
развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его
социальный опыт.
Дидактические
игрушки
–
предназначены
для
умственного
и
сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных
игрушек:
матрешки,
пирамиды,
разноцветные
шары,
бочонки,
бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и
печатные игры.
Игрушки – забавы, «веселые игрушки», используются для развлечения
детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все
это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции,
развивает чувство юмора.
Спортивные
игрушки
предназначены
для
реализации
задач
физического
воспитания.
Они
способствуют
развитию
ловкости
движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как
выдержка,
организованность.
Игрушки
разнообразны.
Одни
направлены
на
укрепление
мышц
руки,
предплечья,
развитие
координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют
развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища
(каталки,
велосипеды,
коньки
ролики,
скакалки).
А
также
коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.).
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального
слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением.
Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность,
высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи,
куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для
разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не
являются предметами повседневного пользования, они должны в
глазах
ребенка
быть
связанным
с
атмосферой
праздничности,
эмоциональной приподнятости.
Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с
внешним
видом
технических
предметов
(машины,
механизмы,
транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим
игрушкам
относятся
фотоаппараты,
бинокли,
подзорные
трубы,
летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское
конструирование, техническое изобретательство.
Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями.
Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для
театрализованной игры дети мастерят фигурки артистов, маски, для
сюжетно-ролевой игры.
Типы,
характер,
содержание
и
оформление
игрушки
определяются
конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с
учетом их развития.
Подбор игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития
речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета,
формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих свойства
и качества.
Многопрофильная игрушка, дает ребенку возможность, не только получать
позитивные эмоции от игры с ней, но и всестороннее развитие. Но для каждого
возраста
необходимо
выбирать
игрушки
с
определенными
развивающими
качествами.
Главным принципом многопрофильной игрушки в младшем возрасте,
должно служить развитие мелкой моторики, цветового, зрительного и слухового
восприятия. Таким образом, игрушки должны быть насыщенны разнообразными
шнуровками,
пуговицами,
застежками.
Цветовая
гамма
должна
отвечать
натуральным основным цветам спектра (красный, синий, зеленый, желтый). Также
игрушка должна содержать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).
Для детей более старшего возраста в игрушке должны присутствовать
разнообразные кармашки для дидактических картинок, которые помогут ребенку в
развитии речи (описание изображения, составление рассказа по картинке или серии
картин).
У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя
обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать
окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические
игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете. Кроме игрушеким
необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, бинокль и т. д.
Также дети уже умеют работать коллективно и использовать комплектные
игрушки. Например: комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание
совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.
Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы.
Дидактические
наборы
усложняются
в
отношении
дифференцировки
в
распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются
задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко
выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.). Они шире
соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры
позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развить сложные
сюжеты. Широко должны быть представлены технические игрушки с явно
выраженными признаками и способами движения: «Строитель», «Маленькая
портниха». Они проявляют большой интерес к играм спортивного характера.
Движения у них более координированы. Их интересуют игры, требующие
ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский
крокет, кегли, городки. Большое значение приобретают театральные игрушки,
необходимые для игр-представлений, игр-драматизаций.
Но купить, или самим сделать многофункциональную игрушку для ребенка
родители часто забывают о том, что с ребенком нужно поиграть, помочь ребенку
играя, всесторонне развиваться. Без помощи и поддержки взрослых, никакая, даже
самая дорогая игрушка не сможет помочь в развитии ребенка.
Таким образом игрушка не только развлечение, но и развитие. Играя с
многофункциональными игрушками, помимо развлечения ребенок развивает
эмоциональную сферу, а также обучается строить социальные связи. Все это
способствует всестороннему развитию личности ребенка
Советы для родителей!
Как правило, дети сами решают, какими игрушками играть, но взрослые
должны помочь им в нелегком выборе. Обязательно надо учитывать, что девочки
больше мальчиков склонны нянчить кукол, проявлять о них заботу, а также
критиковать, поучать.
Не следует отмахиваться от малыша, когда он со слезами на глазах приносит
матери или отцу своего любимого мишку с оторванной лапой. Обязательно надо
уделить внимание этой беде малыша, пришить лапу, повязать на шею новый
красивый бантик. Такой поступок взрослого поможет малышу стать добрее в
будущей жизни.
Родители должны превратить приобретение новой игрушки в праздник,
обязательно идти в магазин вместе с малышом, дать ему возможность выбрать, но
при этом тактично направлять его. Взрослым следует попробовать относиться к
игрушкам ребенка, как это делает он, т. е. очень серьезно. Новой кукле или собачке
обязательно надо присвоить имя, а также показать дочери или сыну, что родителям
тоже очень нравится новое приобретение. При покупке для мальчика машинки или
конструктора также следует объяснить малышу, что эти новые предметы навсегда
поселятся его доме, за ними нужно следить и ухаживать.
Такие нехитрые приемы научат маленького ребенка не только беречь свои
игрушки и любить их, но и помогут общаться с окружающими людьми.