Авторы: Смирнова Ольга Николаевна, Лузянина Людмила Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика В.К.Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«
Методика В.К.Воробьёвой для развития связной речи детей
старшего дошкольного возраст».
Методика Валентины Константиновны Воробьевой по обучению
детей
первоначальным
навыкам
связного
высказывания
заключается в использовании текстов цепной структуры.
Цепной текст, представляет собой такую смысловую организацию
предложений, которая обеспечивает последовательную передачу
мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой
тип
связи
предложений
чаще
всего
свойственен
повествовательному рассказу, композиция которого опирается на
последовательность действий, на их динамическое развитие.
Цепная
связь
традиционно
считается
наиболее
простым
и
распространенным способом соединения предложений в тексте.
Использование текстов цепной организации позволяет успешно
сформировать первоначальные навыки связного высказывания.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в
цепном типе текста используется предметно-графическая схема.
Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме,
наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых
сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в
квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между
ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки)
обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с
данным предметом или лицом, и показывают связь между словами
в
предложении.
Цветные
стрелки
показывают
связь
между
предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое
предложение начинается с того же слова, которым закончилось
предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать
детям
принцип
одинакового
смыслового
строения
всех
предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на
втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового
предмета ситуации.
На базе этого принципа воспитанники способны самостоятельно,
уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически
правильно
составлять
повествовательные
рассказы,
верно
удерживая смысловую связь между предложениями.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее
запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с
интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на
них нарисовано. Затем слушают текст и по изображениям в одном
ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя
их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок
учится правильно произносить поставленный звук, закрепляет его
не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится
пересказывать.
Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы
подобрали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-
графические
схемы
по
лексическим
темам.
Например,
при
изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для
пересказа тексты:
«Лисица», «Медведь». А в рамках темы
«Перелётные птицы» предлагаем рассказ «Ласточки».