Напоминание

"Методика В.К.Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Смирнова Ольга Николаевна, Лузянина Людмила Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика В.К.Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Методика В.К.Воробьёвой для развития связной речи детей

старшего дошкольного возраст».

Методика Валентины Константиновны Воробьевой по обучению

детей

первоначальным

навыкам

связного

высказывания

заключается в использовании текстов цепной структуры.

Цепной текст, представляет собой такую смысловую организацию

предложений, которая обеспечивает последовательную передачу

мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой

тип

связи

предложений

чаще

всего

свойственен

повествовательному рассказу, композиция которого опирается на

последовательность действий, на их динамическое развитие.

Цепная

связь

традиционно

считается

наиболее

простым

и

распространенным способом соединения предложений в тексте.

Использование текстов цепной организации позволяет успешно

сформировать первоначальные навыки связного высказывания.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в

цепном типе текста используется предметно-графическая схема.

Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме,

наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых

сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в

квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между

ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки)

обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с

данным предметом или лицом, и показывают связь между словами

в

предложении.

Цветные

стрелки

показывают

связь

между

предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое

предложение начинается с того же слова, которым закончилось

предыдущее.

Применение такой схемы дает возможность наглядно показать

детям

принцип

одинакового

смыслового

строения

всех

предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на

втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового

предмета ситуации.

На базе этого принципа воспитанники способны самостоятельно,

уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически

правильно

составлять

повествовательные

рассказы,

верно

удерживая смысловую связь между предложениями.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее

запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с

интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на

них нарисовано. Затем слушают текст и по изображениям в одном

ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя

их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок

учится правильно произносить поставленный звук, закрепляет его

не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится

пересказывать.

Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы

подобрали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-

графические

схемы

по

лексическим

темам.

Например,

при

изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для

пересказа тексты:

«Лисица», «Медведь». А в рамках темы

«Перелётные птицы» предлагаем рассказ «Ласточки».



В раздел образования