Напоминание

"Моя семья"


Автор: Кицова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 42
Населённый пункт: Тюменская область, Тюмень
Наименование материала: Конспект по развитию речи для детей средней группы 4-5 лет
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42 города Тюмени

Конспект

НОД по развитию речи

на тему: «Моя семья»

для детей средней группы.

Составила: Кицова Ирина Викторовна

Воспитатель МАДОУ д/с № 42 г. Тюмени

г. Тюмень

2022

Конспект НОД по развитию речи для детей 4–5 лет «Моя семья».

Категория занятия: познавательное.

Возраст 4-5 лет.

Цель: Способствовать формированию знаний о семье как о людях, которые

живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях

в семье;

- продолжать систематизировать представления детей о семье, о родственных

связях.

Развивающие:

- развивать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, чувство

гордости и заботы о членах семьи;

- воспитывать у детей желание высказывать свои чувства о близких людях.

Словарная работа: Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие

трудовые действия (пилит, вбивает, вяжет, варит, вышивает и т д).

Материал и оборудование: коробка – посылка, флешка, телевизор,

предметные картинки с изображением членов семьи, сюжетная картинка

«семья», фотоальбом с фотографиями членов семьи детей, комната для

настольных кукол; настольные (бумажные) куклы (дедушка, бабушка, папа,

мама, девочка, мальчик), магнитофон, запись спокойной музыки.

Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных

фотографий; создание альбома в группе «Моя семья»; беседа по

фотографиям; рассказы детей о своей семье; чтение художественной

литературы: сказки, стихотворения; разучивание индивидуальных стихов;

рассматривание иллюстраций из детских книг, где изображены семьи

животных и птиц; совместная работа ребенка с родителями рисование

рисунков по теме «Моя семья».

Ход НОД:

Воспитатель собирает детей в круг. Проводится приветствие «Давайте

порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Слышен стук в дверь, но никто не входит.

Воспитатель: -Ребята, вы слышали стук в дверь? Я посмотрю кто к нам

пришел.

Воспитатель выходит за дверь, возвращается с посылкой. На коробке

написано: «Для детей средней группы «Зайчата».

- Смотрите, что я нашла за дверью. Кто-то оставил нам посылку. Давайте

посмотрим, что внутри.

Открывают коробку, смотрят содержимое посылки.

Воспитатель: - Смотрите, ребята, здесь какая-то записка, флешка и

фотографии.

В записке написано: «1. Включите флешку. 2. Отгадайте загадки. 3.

Рассмотрите фотографии».

Воспитатель включат телевизор, вставляет флешку, включается презентация.

Загадка (1 слайд).

Воспитатель читает загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…

(семья)

После того как дети отгадали загадку появляются фотографии семей детей (2

слайд).

- Сегодня мы здесь с вами тоже собрались все вместе, как одна большая

дружная семья. А каких членов семьи вы ещё знаете? В записке написано,

что вы можете назвать членов семьи угадав загадки.

Загадка про маму: (3 слайд)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша…

(мама)

Загадка про папу: (4 слайд)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш …

(папа)

Загадка про бабушку: (5 слайд)

Лучше всех носочки вяжет,

Сказку славную расскажет,

Колыбельную споёт,

И советы нам даёт.

(бабушка)

Загадка про дедушку: (6слайд)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…

(дед)

Загадка про брата: (7 слайд)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший…

(брат)

Загадка про сестру: (8 слайд)

Что тебе сказать, не знаю.

Если нет тебя — скучаю,

Улыбаюсь — рядом ты.

Ты и я — мы две …

(сестры)

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на коврик в большой круг. Кто

хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографии

своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель

спрашивает:

- Сколько человек в вашей семье?

- Кто самый старший в семье?

- Кто самый младший?

- Как кого зовут?

- В каком месте фотографировалась семья? и т.д.)

- Дети, а кто из вас может назвать свои семейные праздники?

- Как они у вас проходят?

- Как вы к ним готовитесь?

- Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушаться каждое

родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными

детьми.

Воспитатель с детьми выслушивают несколько детей.

-Ребята, здесь еще так много фотографий, мы их все рассмотрим и каждый из

вас расскажет про свою семью вечером.

- Ребята, а вы маме помогаете по хозяйству в доме?

- А сейчас давайте немного разомнемся.

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. (круговые движения, имитация вытирания пыли на

плоскости)

Мы белье теперь стираем, (движения рук вверх, вниз, имитация стирки белья

вручную)

Полощем, отжимаем. (махи руками из стороны в сторону, имитация

полоскания белья)

Подметаем все кругом (имитация подметания пола веником)

И бегом за молоком. (бег на месте)

Маму вечером встречаем, (раскинуть руки в стороны)

Двери настежь открываем, (имитация открывания двери)

Маму крепко обнимаем. (обнять себя руками)

(Подражательные движения по тексту.)

- Молодцы, отлично справились!

Воспитатель: -Ребята, теперь я вас приглашаю в гости в квартиру одной

замечательной семьи.

На столе оборудована комната для семьи бумажных кукол (дедушка,

бабушка, папа, мама, сын, дочь). Папа и бабушка сидят смотрят телевизор,

мама готовит обед, дедушка поливает цветы, дочка играет, сын лежит.

- Ребята, посмотрите, кто это? (ответы детей)

- Что такое семья? (ответы детей)

Проводится игра: «Назови, кто что делает?»

Воспитатель задаёт вопросы, что делает каждый член семьи, а дети отвечают.

- Катя, скажи, что делают папа и бабушка?

- Вова, скажи, что делает сын? И т. д.

Давайте поиграем в игру «Кто ушел». Вы закрываете глаза, а я убираю

какого-нибудь из члена семьи. Когда вы по знаку откроете глаза, должны

назвать, кто ушёл.

Проводится игра «Кто ушёл?».

- Ребята, наша бумажная семья решила сфотографироваться. Фотограф

сказал им, чтобы они научились выстраиваться по росту, чтобы на

фотографии были видны все. Владик и Алиса помогите им выстроиться по

росту от самого высокого к самому низкому.

(Дети выстраивают всех членов семьи по росту от самого высокого. Затем

перечисляют по порядку, кто за кем стоит).

Проводится игра «Поставим по росту».

- Василиса, справились ребята с заданием. Они правильно построили членов

семьи для фотосъемки? (обязательно похвалить детей).

- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на подгруппы. Одна подгруппа сядет

за стол справой стороны. На столах лежат картинки с членами семьи. Вам

нужно взять картинку, сказать кто на этой картинке, придумать три слова

какой/какая. И так нужно сказать о каждом члене семьи. Постараться, чтобы

слова не повторялись. Например: Это мама. Она красивая, ласковая, добрая.

Вторая подгруппа сядет за столы с левой стороны. Также каждый возьмет по

картинке, на которых изображены предметы для работы каждого члена

семьи. Нужно назвать предмет, кто им работает, для чего он нужен.

Например: Это молоток. Молотком папа забивает гвозди.

После проводится игра «Найди кто чем работает».

Дети из первой подгруппы объединяются с детьми из второй подгруппы с

картинками предметов и членов семьи. Например: бабушка - спицы, клубок

носки; мама – цветы, кастрюля, платье; дедушка – телевизор, кресло –

качалка и т д.

- Хорошо. Теперь присядем на палас в круг.

- Ребята, вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете? (Дети хмурятся). А

теперь давайте улыбнемся! (Дети улыбаются). Отлично! Давайте поиграем в

игру малой подвижности. Слушайте внимательно, я вам буду называть

ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а

если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы

улыбнетесь. Договорились?

Проводится игра на мимику.

- Вы съели на завтрак всю кашу; (дети улыбаются)

- Вы подрались с другом; (дети хмурятся)

- Вы обняли бабушку;

(дети улыбаются)

- Разбросали по комнате игрушки; (дети хмурятся)

- Вы помогли маме вымыть посуду; (дети улыбаются)

- Вы разбили чашку; (дети хмурятся)

- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок; (дети улыбаются)

- Порвали новую книжку; (дети хмурятся)

- Вы помогли дедушке починить телевизор; (дети улыбаются).

(Во время игры звучит спокойная музыка).

- Молодцы, девочки и мальчики! Вы отлично понимаете, где хороший

поступок, а где не очень. Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие

поступки: помогаете старшим, уступаете младшим, прибираете за собой

игрушки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь

скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

- Что же такое Семья? (Ответы детей).

- Каких членов семьи вы можете перечислить? (Ответы детей)

- Кирилл, за сегодняшнее занятие мы с вами узнали, что папе нужно для

работы? Назови что? (Ответ ребенка).

- У кого – то большая семья, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас

любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете, потому что у

каждого из вас есть семья!



В раздел образования