Автор: Кицова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 42
Населённый пункт: Тюменская область, Тюмень
Наименование материала: Конспект по развитию речи для детей средней группы 4-5 лет
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 города Тюмени
Конспект
НОД по развитию речи
на тему: «Моя семья»
для детей средней группы.
Составила: Кицова Ирина Викторовна
Воспитатель МАДОУ д/с № 42 г. Тюмени
г. Тюмень
2022
Конспект НОД по развитию речи для детей 4–5 лет «Моя семья».
Категория занятия: познавательное.
Возраст 4-5 лет.
Цель: Способствовать формированию знаний о семье как о людях, которые
живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях
в семье;
- продолжать систематизировать представления детей о семье, о родственных
связях.
Развивающие:
- развивать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, чувство
гордости и заботы о членах семьи;
- воспитывать у детей желание высказывать свои чувства о близких людях.
Словарная работа: Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие
трудовые действия (пилит, вбивает, вяжет, варит, вышивает и т д).
Материал и оборудование: коробка – посылка, флешка, телевизор,
предметные картинки с изображением членов семьи, сюжетная картинка
«семья», фотоальбом с фотографиями членов семьи детей, комната для
настольных кукол; настольные (бумажные) куклы (дедушка, бабушка, папа,
мама, девочка, мальчик), магнитофон, запись спокойной музыки.
Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных
фотографий; создание альбома в группе «Моя семья»; беседа по
фотографиям; рассказы детей о своей семье; чтение художественной
литературы: сказки, стихотворения; разучивание индивидуальных стихов;
рассматривание иллюстраций из детских книг, где изображены семьи
животных и птиц; совместная работа ребенка с родителями рисование
рисунков по теме «Моя семья».
Ход НОД:
Воспитатель собирает детей в круг. Проводится приветствие «Давайте
порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Слышен стук в дверь, но никто не входит.
Воспитатель: -Ребята, вы слышали стук в дверь? Я посмотрю кто к нам
пришел.
Воспитатель выходит за дверь, возвращается с посылкой. На коробке
написано: «Для детей средней группы «Зайчата».
- Смотрите, что я нашла за дверью. Кто-то оставил нам посылку. Давайте
посмотрим, что внутри.
Открывают коробку, смотрят содержимое посылки.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, здесь какая-то записка, флешка и
фотографии.
В записке написано: «1. Включите флешку. 2. Отгадайте загадки. 3.
Рассмотрите фотографии».
Воспитатель включат телевизор, вставляет флешку, включается презентация.
Загадка (1 слайд).
Воспитатель читает загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
(семья)
После того как дети отгадали загадку появляются фотографии семей детей (2
слайд).
- Сегодня мы здесь с вами тоже собрались все вместе, как одна большая
дружная семья. А каких членов семьи вы ещё знаете? В записке написано,
что вы можете назвать членов семьи угадав загадки.
Загадка про маму: (3 слайд)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…
(мама)
Загадка про папу: (4 слайд)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …
(папа)
Загадка про бабушку: (5 слайд)
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт.
(бабушка)
Загадка про дедушку: (6слайд)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
(дед)
Загадка про брата: (7 слайд)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…
(брат)
Загадка про сестру: (8 слайд)
Что тебе сказать, не знаю.
Если нет тебя — скучаю,
Улыбаюсь — рядом ты.
Ты и я — мы две …
(сестры)
Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на коврик в большой круг. Кто
хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографии
своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель
спрашивает:
- Сколько человек в вашей семье?
- Кто самый старший в семье?
- Кто самый младший?
- Как кого зовут?
- В каком месте фотографировалась семья? и т.д.)
- Дети, а кто из вас может назвать свои семейные праздники?
- Как они у вас проходят?
- Как вы к ним готовитесь?
- Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушаться каждое
родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными
детьми.
Воспитатель с детьми выслушивают несколько детей.
-Ребята, здесь еще так много фотографий, мы их все рассмотрим и каждый из
вас расскажет про свою семью вечером.
- Ребята, а вы маме помогаете по хозяйству в доме?
- А сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. (круговые движения, имитация вытирания пыли на
плоскости)
Мы белье теперь стираем, (движения рук вверх, вниз, имитация стирки белья
вручную)
Полощем, отжимаем. (махи руками из стороны в сторону, имитация
полоскания белья)
Подметаем все кругом (имитация подметания пола веником)
И бегом за молоком. (бег на месте)
Маму вечером встречаем, (раскинуть руки в стороны)
Двери настежь открываем, (имитация открывания двери)
Маму крепко обнимаем. (обнять себя руками)
(Подражательные движения по тексту.)
- Молодцы, отлично справились!
Воспитатель: -Ребята, теперь я вас приглашаю в гости в квартиру одной
замечательной семьи.
На столе оборудована комната для семьи бумажных кукол (дедушка,
бабушка, папа, мама, сын, дочь). Папа и бабушка сидят смотрят телевизор,
мама готовит обед, дедушка поливает цветы, дочка играет, сын лежит.
- Ребята, посмотрите, кто это? (ответы детей)
- Что такое семья? (ответы детей)
Проводится игра: «Назови, кто что делает?»
Воспитатель задаёт вопросы, что делает каждый член семьи, а дети отвечают.
- Катя, скажи, что делают папа и бабушка?
- Вова, скажи, что делает сын? И т. д.
Давайте поиграем в игру «Кто ушел». Вы закрываете глаза, а я убираю
какого-нибудь из члена семьи. Когда вы по знаку откроете глаза, должны
назвать, кто ушёл.
Проводится игра «Кто ушёл?».
- Ребята, наша бумажная семья решила сфотографироваться. Фотограф
сказал им, чтобы они научились выстраиваться по росту, чтобы на
фотографии были видны все. Владик и Алиса помогите им выстроиться по
росту от самого высокого к самому низкому.
(Дети выстраивают всех членов семьи по росту от самого высокого. Затем
перечисляют по порядку, кто за кем стоит).
Проводится игра «Поставим по росту».
- Василиса, справились ребята с заданием. Они правильно построили членов
семьи для фотосъемки? (обязательно похвалить детей).
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на подгруппы. Одна подгруппа сядет
за стол справой стороны. На столах лежат картинки с членами семьи. Вам
нужно взять картинку, сказать кто на этой картинке, придумать три слова
какой/какая. И так нужно сказать о каждом члене семьи. Постараться, чтобы
слова не повторялись. Например: Это мама. Она красивая, ласковая, добрая.
Вторая подгруппа сядет за столы с левой стороны. Также каждый возьмет по
картинке, на которых изображены предметы для работы каждого члена
семьи. Нужно назвать предмет, кто им работает, для чего он нужен.
Например: Это молоток. Молотком папа забивает гвозди.
После проводится игра «Найди кто чем работает».
Дети из первой подгруппы объединяются с детьми из второй подгруппы с
картинками предметов и членов семьи. Например: бабушка - спицы, клубок
носки; мама – цветы, кастрюля, платье; дедушка – телевизор, кресло –
качалка и т д.
- Хорошо. Теперь присядем на палас в круг.
- Ребята, вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете? (Дети хмурятся). А
теперь давайте улыбнемся! (Дети улыбаются). Отлично! Давайте поиграем в
игру малой подвижности. Слушайте внимательно, я вам буду называть
ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а
если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы
улыбнетесь. Договорились?
Проводится игра на мимику.
- Вы съели на завтрак всю кашу; (дети улыбаются)
- Вы подрались с другом; (дети хмурятся)
- Вы обняли бабушку;
(дети улыбаются)
- Разбросали по комнате игрушки; (дети хмурятся)
- Вы помогли маме вымыть посуду; (дети улыбаются)
- Вы разбили чашку; (дети хмурятся)
- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок; (дети улыбаются)
- Порвали новую книжку; (дети хмурятся)
- Вы помогли дедушке починить телевизор; (дети улыбаются).
(Во время игры звучит спокойная музыка).
- Молодцы, девочки и мальчики! Вы отлично понимаете, где хороший
поступок, а где не очень. Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие
поступки: помогаете старшим, уступаете младшим, прибираете за собой
игрушки? (Ответы детей).
Воспитатель: - Какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь
скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).
- Что же такое Семья? (Ответы детей).
- Каких членов семьи вы можете перечислить? (Ответы детей)
- Кирилл, за сегодняшнее занятие мы с вами узнали, что папе нужно для
работы? Назови что? (Ответ ребенка).
- У кого – то большая семья, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас
любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете, потому что у
каждого из вас есть семья!