Автор: Грухина Ксения Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ № 230
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Использование планшета для рисования песком в работе педагога – психолога, как способ гармонизации психоэмоционального благополучия детей и развития их мелкой моторики"
Раздел: дошкольное образование
Использование планшета для рисования песком в работе
педагога – психолога,
как способ гармонизации психоэмоционального
благополучия детей и развития их мелкой моторики.
«Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка».
К. И. Ушинский
Одним
из
направлений
песочной
терапии
является,
возникший
сравнительно
недавно
техника
рисования
песком
на
подсвеченной
поверхности стола, который отличается от игры с песком, где создаются
миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных
игрушек
разной
символики
(звери,
люди,
дома,
мосты,
пирамиды,
деревья…).
Рисование песком на стекле – это техника, которой чуть больше 30
лет. Первые школы рисования песком появились в Соединенных Штатах
Америки в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская
режиссер-аниматор Кэролайн Лиф, создав в 1974 году первый «песочный»
мультфильм. Ее опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду
искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому
эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание
психологов, но как коррекционно-развивающий метод рисование песком
стало использоваться только в наши дни.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира
и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и
творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего
мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и
развивается внутренний мир ребенка.
Федеральный
государственный
стандарт
обращает
внимание
на
возможность организации образовательного пространства, которое должно
содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом
этапе развития личности. Профилактике и преодолению трудностей в
социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии
воспитанников. Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с
психологическим здоровьем, основу которого составляет гармоничное
сочетание интеллектуального, телесного и психического. Нарушения в
эмоциональной сфере приводят к нарушению психологического здоровья.
Следовательно,
в
дошкольном
возрасте
необходимо
работать
над
формированием
эмоциональной
устойчивости,
жизнерадостности,
открытости к общению, творчества как факторов влияющих на полноценное
психическое развитие и здоровье детей, что подтверждают слова Л.С.
Выготского: «Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение,
чем другие стороны и составляет предмет и заботу в воспитании в той же
мере, как ум и воля».
В связи с необходимостью организации педагогической деятельности с
учётом потребностей современных детей и требований стандарта мы создаём
условия для психоэмоционального благополучия детей. Постепенно, в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями, выстраивается
пространство,
способствующее
снятию
эмоционального
и
мышечного
напряжения, а также развитию мелкой моторики рук.
Психологи и психотерапевты рекомендуют выделить зону в кабинете
педагога – психолога, в которую будет входить планшет для рисования
песком, специальный песок, а также материалы для творчества, фотокамера
для моментальных снимков и множество другого. Это пространство может
постоянно меняться и дополняться.
Песочная анимация имеет широкий спектр применения в работе с
детьми:
помогает
снять
стресс,
понять
ребенка,
раскрыть
его
художественные способности, развивать мелкую моторику.
Основные
приемы рисования песком просты, и освоить их может любой дошкольник. В
традиционном рисовании используются кисти, карандаши, фломастеры и пр.
Здесь же главный инструмент художника – его собственные руки. Здесь
могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно
дети начинают с использования указательных – так привычнее, но для
развития мозговой деятельности важно задействовать все. Рисуя пальцами,
можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество
различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же
рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка.
Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария
головного мозга.
Рисуя песком, ребенок погружается в свой мир фантазий. Он начинает
придумывать совершенно иной мир, он становится фантастом в буквальном
смысле этого слова. Рисование картин песком успокаивает, координация
движений становится лучше, развивается моторика рук. Для детского
развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное
мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее
специально подбираю, создавая медитирующий фон. На небольшом экране
за несколько мгновений рождаются песочные картины, изображения как -
будто перетекают друг из друга под музыкальное сопровождение. Во время
подобных занятий, песок
впитывает в себя всю негативную энергию
малыша, тем самым создавая гармонию между ним и окружающим
миром. Занятия рисования с песком способствуют улучшению психического
самочувствия ребенка, избавляют от фобии и страха перед неизвестным
Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что
планшет для рисования песком – это универсальный приём для гармонизации
психоэмоционального благополучия детей и развития их мелкой моторики ,
который может быть использован всеми педагогами-психологами детских
садов для решения своих педагогических задач.
Литература
1. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] / Л.
Штейнхард. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 320 с.
2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М.
Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия
[Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург:
Речь, 2002. – 224 с.
4. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А.
Сакович. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 166 с.