Напоминание

Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Пищева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего

дошкольного возраста

Аннотация: Статья раскрывает важность формирования и активизации речи детей

младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. По

итогам проведенного исследования автором делается вывод о том, что активизация словаря

ребенка возможна различными методами, способами и приемами в различных видах

деятельности.

Ключевые слова: активизация, дети младшего дошкольного возраста.

Родной язык играет значительную роль в становлении личности. Являясь

важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,

язык служит базовым основополагающим каналом приобщения нации к

ценностям духовной культуры, а также выступает в виде необходимого условия

таких процессов, как воспитание и обучение. Развитие устной монологической

речи в дошкольном детстве является основой успешного обучения в школе.

Младший дошкольный возраст – это особенный период жизни детей. Это

этап, когда происходит активное усвоение ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном

возрасте– необходимое условие решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей в наиболее сензитивный период развития. Чем

раньше начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок пользуется

им в дальнейшем[1].

Речь выступает инструментом эволюции высших отделов психики детей

младшего

дошкольного

возраста.

Развивая

речь

ребенка,

взрослые

одновременно способствуют развитию его интеллекта. На сегодняшний день в

целом степень речевого развития детей младшего дошкольного возраста

характеризуется как неудовлетворительная. Данная проблема с каждым годом

становится все актуальней. Почти повсеместно чтение художественной

литературы заменяется проведением перед телевизорами, персональными

компьютерами и мобильными информационными технологиями. Сегодняшний

век

характеризуется

чрезмерной

занятостью

взрослого

поколения,

1

обусловленной

желанием

обеспечить

детей

материальными

благами

и

решением финансовых проблем. В условиях, когда лишь малой доле родителей

хватает времени общаться со своими детьми, огромная роль в развитии речи и

активизации словаря детей отводиться детским садам [2].

Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в

образовательной системе, одной из главных задач которого выступает

формирование и развитие устной речи.

В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального стандарта дошкольного образования»[3] говориться, что в основе

Программы детского сада обязательно должен лежать такой компонент, как

речевое развитие. Последний включает в себя умение детей владеть речью как

средством общения и российской культуры; обогащение активного словаря и

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,

детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте (рисунок 1).

Рисунок 1 – Содержание тезиса «Речевое развитие» в дошкольном

образовательном учреждении

*

* – разработано автором на основании [3].

2

Речевое

развитие

Владеть речью как

средством общения и

российской культуры

Обогащение активного

словаря и развитие

связной, грамматически

правильной

диалогической и

монологической речи

Развитие речевого

творчества

Формирование звуковой

аналитико-синтетической

активности как

предпосылки обучения

грамоте

Знакомство с книжной

культурой, детской

литературой, понимание

на слух текстов

различных жанров

детской литературы

Развитие звуковой и

интонационной культуры

речи, фонематического

слуха

Под словарной работой понимается целенаправленная деятельность в

педагогике, которая обеспечивает наиболее эффективный и успешный процесс

освоения словарного состава родного языка. Слова можно усваивать активно и

пассивно. В первом случае данное слово употребляется в подходящей

ситуации, а во втором – слово лишь понимается, без фактического его

употребления [4].

Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления

слов, освоения их значений, а также формирование умений использования их

определенных условиях в общении.

Для более четкого понимания термина «активизация» обратимся к

справочной литературе, согласно которой под активизацией понимается

процесс побуждения к активности, усиление деятельности, оживление[5].

Таким образом, активизация словаря детей дошкольного возраста – это

усиление употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических

единиц собственной самостоятельной речи.

Существует две группы методов активизации словаря детей раннего

возраста в условиях дошкольного учреждения: методы накопления содержания

детской речи, которые подразумевают ознакомление с окружающим миром и

обогащение словаря, а также методы, которые направлены закрепление и его

активизацию, развитие смысловой стороны словаря (рисунок 2).

Первая группа включает методы: непосредственного ознакомления с

окружающим

и

обогащения

словаря:

рассматривание

и

обследование

предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки

и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных

произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и

активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с

хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных

3

произведений, дидактические (словарные) упражнения [6].

Рисунок 2 – Классификация методов активизации словаря детей раннего

возраста в условиях дошкольного учреждения

*

* – разработано автором на основании [6].

Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы. В процессе

этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные,

подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря

должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и

ясность речи. Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и

активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и

подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями

детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются

различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей

и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты,

грибы, орудия труда.При рассматривании игрушек применяются игровые

приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая играимеет

другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия) [7].

Для

уточнения

и

активизации

словаря

дошкольников

полезно

4

Методы накопления содержания

детской речи

методы

непосредственно

го ознакомления

наблюдение

осмотры

целевые

прогулки и

экскурсии

опосредованнны

е методы

рассматривание

картин с

малознакомым

содежанием

чтение

художественной

литературы

показ

видематериалов

Методы закрепления, активизации

и развития смысловой стороны

словаря

рассматривание

рассматривание

игрушек

рассматривание

картин с хорошо

знакомым

содержанием

дидактические

средства

дидактические

(словарные)

упражнения

дидактические

игры

рассматривание картин разного типа: предметных, сюжетных. Картина в

данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут

наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов и др.). При

выборе картин в целях обогащения представлений,понятий и развития речи

должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых

сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и

соответствующего

словаря,

наметить

основные

методические

приемы

(вопросы,

пояснения,

привлечение

художественного

слова,

обобщение

ответов).

Задача воспитателя – учить детей воспринимать смысл картины, вести от

беспорядочного

рассматривания

к

последовательному,

выделению

существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину.

Можно использовать следующий прием: проводить упражнения типа игры

«Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не

повторяясь.

Это

важно

для

развития

наблюдательности,

внимания

и

активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не

похожи?) [8].

Еще один метод активизации словаря детей – дидактические игры.Каждая

дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет

знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в

программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую

должен усвоить ребенок. «Выдели и назови части в целом» (части одежды),

«Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?».

Воспитатель обращает внимание на точность ответов, добиваясь активизации

намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться

активности всех ее участников, давать по ходу игры задания(сказать хором,

спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого

вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, необязательно.

Отметим

и

значимую

роль

словарно-логических

упражнений

предметами,картинками, словесных). Для активизации словаря используется

5

система словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов;

выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление

сходства и различия)[9].

Одним из средств обогащения и активизации словарного запаса детей

является художественная литература. Качество восприятия текста находится

впрямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений

слов.Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь,

необходимый для характеристики героев, их поступков.

Особую роль

литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами

и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес

стоит».

Необходимо

использовать

методы

заучивания

наизусть

стихов

о

временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и

пересказ сказок, рассказов.Народное творчество создало много загадок,

характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать,

классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в

первую очередь. Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим.

Сказки. Формы работы со сказкой могут быть самыми разными.

Онимогут

реализовываться

в

ходе

разговора

о

сказке,

в

виде

вопросов,обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку

послезнакомства

со сказкой.

Все это

несомненно позволяет развивать

речьребенка, и в дальнейшей его судьбе сыграет несравненную пользу [10].

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры неимеют

игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит вбыстром

подборе соответствующего слова. Она представляет для детейопределенную

сложность. Поэтому особое внимание следует уделятьподбору речевого

материала, постепенности в усложнении заданий, их связис предыдущими

этапами работы над словом.

Основным

содержанием

лексических

упражнений

являются

различныевиды классификации слов: по родовому признаку (овощи, фрукты,

6

посуда);

по

родовому

и

подродовому

признакам

(животные,

домашниеживотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина,

материал);составление

словосочетаний

и

предложений

с

антонимами,

многозначнымисловами; распространение предложений. Отличительной чертой

является

то,что

большинство

из

них

одновременно

направлено

на

формирование

грамматической

стороны

речи:

на

согласование

слов,

словоизменение, употреблениеслова в составе предложения, что объясняется

единством

лексических

играмматических

значений

слова.

Такой

тип

упражнений можно назвать лексико-грамматическим [11].

Основными формами по развитию словаря выступают свободное речевое

общение детей младшего дошкольного возраста и игры по развитию

речи.Базовые приемы обогащения словаря – это показ и называние, толкование

слова, введение слов в предложение, объяснение этимологии слов.

В целом можно отметить следующие моменты. Активизация, закрепление

и обогащение словаря – важнейшая задача словарной работы в дошкольном

образовательном

учреждении.

Работа

по

обогащению,

закреплению

и

активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого

развития

детей.

Без

расширения

словарного

запаса

невозможно

совершенствование речевого общения. Особенность словарной работы в

дошкольном учреждении состоит втом, что она связана со всей воспитательно-

образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит

в процессе ознакомления сокружающим миром, во всех видах детской

деятельности, повседневнойжизни, общении. Работа над словом уточняет

представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь

закладываются основыразвития мышления и речи, происходит становление

социальных контактов,формируется личность.Таким образом, роль воспитателя

заключается

в

организации

содержательного

общения

во

всех

видах

деятельности, во внимании к речи детей, кее словарному составу, к тому, чтобы

ребенок использовал все богатствонакопленного словаря.

7

Литература:

1. Ларионова С.О. Младший школьный возраст: закономерности и

особенности поведения детей / С.О. Ларионова // Педагогическое образование и

наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44.

2. Бичева,

И.Б.

Особенности

развития

словаря

детей

младшего

дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И.Б. Бичева //

Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального стандарта дошкольного образования»

4. Архипова, С.Н. развитие активного словаря у детей в процессе

образовательной деятельности / С.Н. Архипова // Научные исследования. –

2018. – № 2. – С. 63-64.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.:

Мир и образование, 2018. – 1376 с.

6. Полякова, Е.В. Изучение уровня развития словаря детей младшего

дошкольного возраста / Е.В. Полякова // Дошкольное и начальное образование.

– 2018. – № 1. – С. 294-296.

7. Фадеева, М.В. Речевая подготовка детей дошкольного возраста / М.В.

Фадеева // Педагогический опыт. – 2017. – №с 2. – С 237-239.

8. Асмаловская, О.А. Особенности активного словаря у дошкольников /

О.А. Асмаловская // Проблемы развития психологии и педагогики. – 2018. – №

5. – С. 107-109.

9. Коваленко, Е.Г. Работа над фразеологизмами с детьми дошкольного

возраста / Е.Г. Коваленко // Преемственность дошкольного образования. – 2018.

– № 4. – С. 203-208.

10.

Веденеева, Д.А. Дидактические игры и упражнения как средство

развития словаря дошкольников / Д. А. Веденеева // Научные достижения в

системе профессионального образования. – 2017. – № 8. – С. 129-130.

11.

Озерова, Л.В. Активизация словаря имен существительных у детей

3-4 лет с общим недоразвитием речи / Л.В. Озерова. – № 2. – С. 193-196.

8



В раздел образования