Автор: Пищева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего
дошкольного возраста
Аннотация: Статья раскрывает важность формирования и активизации речи детей
младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. По
итогам проведенного исследования автором делается вывод о том, что активизация словаря
ребенка возможна различными методами, способами и приемами в различных видах
деятельности.
Ключевые слова: активизация, дети младшего дошкольного возраста.
Родной язык играет значительную роль в становлении личности. Являясь
важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,
язык служит базовым основополагающим каналом приобщения нации к
ценностям духовной культуры, а также выступает в виде необходимого условия
таких процессов, как воспитание и обучение. Развитие устной монологической
речи в дошкольном детстве является основой успешного обучения в школе.
Младший дошкольный возраст – это особенный период жизни детей. Это
этап, когда происходит активное усвоение ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном
возрасте– необходимое условие решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в наиболее сензитивный период развития. Чем
раньше начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок пользуется
им в дальнейшем[1].
Речь выступает инструментом эволюции высших отделов психики детей
младшего
дошкольного
возраста.
Развивая
речь
ребенка,
взрослые
одновременно способствуют развитию его интеллекта. На сегодняшний день в
целом степень речевого развития детей младшего дошкольного возраста
характеризуется как неудовлетворительная. Данная проблема с каждым годом
становится все актуальней. Почти повсеместно чтение художественной
литературы заменяется проведением перед телевизорами, персональными
компьютерами и мобильными информационными технологиями. Сегодняшний
век
характеризуется
чрезмерной
занятостью
взрослого
поколения,
1
обусловленной
желанием
обеспечить
детей
материальными
благами
и
решением финансовых проблем. В условиях, когда лишь малой доле родителей
хватает времени общаться со своими детьми, огромная роль в развитии речи и
активизации словаря детей отводиться детским садам [2].
Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в
образовательной системе, одной из главных задач которого выступает
формирование и развитие устной речи.
В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального стандарта дошкольного образования»[3] говориться, что в основе
Программы детского сада обязательно должен лежать такой компонент, как
речевое развитие. Последний включает в себя умение детей владеть речью как
средством общения и российской культуры; обогащение активного словаря и
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание тезиса «Речевое развитие» в дошкольном
образовательном учреждении
*
* – разработано автором на основании [3].
2
Речевое
развитие
Владеть речью как
средством общения и
российской культуры
Обогащение активного
словаря и развитие
связной, грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи
Развитие речевого
творчества
Формирование звуковой
аналитико-синтетической
активности как
предпосылки обучения
грамоте
Знакомство с книжной
культурой, детской
литературой, понимание
на слух текстов
различных жанров
детской литературы
Развитие звуковой и
интонационной культуры
речи, фонематического
слуха
Под словарной работой понимается целенаправленная деятельность в
педагогике, которая обеспечивает наиболее эффективный и успешный процесс
освоения словарного состава родного языка. Слова можно усваивать активно и
пассивно. В первом случае данное слово употребляется в подходящей
ситуации, а во втором – слово лишь понимается, без фактического его
употребления [4].
Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления
слов, освоения их значений, а также формирование умений использования их
определенных условиях в общении.
Для более четкого понимания термина «активизация» обратимся к
справочной литературе, согласно которой под активизацией понимается
процесс побуждения к активности, усиление деятельности, оживление[5].
Таким образом, активизация словаря детей дошкольного возраста – это
усиление употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических
единиц собственной самостоятельной речи.
Существует две группы методов активизации словаря детей раннего
возраста в условиях дошкольного учреждения: методы накопления содержания
детской речи, которые подразумевают ознакомление с окружающим миром и
обогащение словаря, а также методы, которые направлены закрепление и его
активизацию, развитие смысловой стороны словаря (рисунок 2).
Первая группа включает методы: непосредственного ознакомления с
окружающим
и
обогащения
словаря:
рассматривание
и
обследование
предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки
и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных
произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и
активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с
хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных
3
произведений, дидактические (словарные) упражнения [6].
Рисунок 2 – Классификация методов активизации словаря детей раннего
возраста в условиях дошкольного учреждения
*
* – разработано автором на основании [6].
Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы. В процессе
этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные,
подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря
должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и
ясность речи. Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и
активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и
подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями
детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются
различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей
и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты,
грибы, орудия труда.При рассматривании игрушек применяются игровые
приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая играимеет
другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия) [7].
Для
уточнения
и
активизации
словаря
дошкольников
полезно
4
Методы накопления содержания
детской речи
методы
непосредственно
го ознакомления
наблюдение
осмотры
целевые
прогулки и
экскурсии
опосредованнны
е методы
рассматривание
картин с
малознакомым
содежанием
чтение
художественной
литературы
показ
видематериалов
Методы закрепления, активизации
и развития смысловой стороны
словаря
рассматривание
рассматривание
игрушек
рассматривание
картин с хорошо
знакомым
содержанием
дидактические
средства
дидактические
(словарные)
упражнения
дидактические
игры
рассматривание картин разного типа: предметных, сюжетных. Картина в
данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут
наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов и др.). При
выборе картин в целях обогащения представлений,понятий и развития речи
должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых
сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и
соответствующего
словаря,
наметить
основные
методические
приемы
(вопросы,
пояснения,
привлечение
художественного
слова,
обобщение
ответов).
Задача воспитателя – учить детей воспринимать смысл картины, вести от
беспорядочного
рассматривания
к
последовательному,
выделению
существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину.
Можно использовать следующий прием: проводить упражнения типа игры
«Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не
повторяясь.
Это
важно
для
развития
наблюдательности,
внимания
и
активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не
похожи?) [8].
Еще один метод активизации словаря детей – дидактические игры.Каждая
дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет
знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в
программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую
должен усвоить ребенок. «Выдели и назови части в целом» (части одежды),
«Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?».
Воспитатель обращает внимание на точность ответов, добиваясь активизации
намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться
активности всех ее участников, давать по ходу игры задания(сказать хором,
спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого
вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, необязательно.
Отметим
и
значимую
роль
словарно-логических
упражнений
(с
предметами,картинками, словесных). Для активизации словаря используется
5
система словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов;
выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление
сходства и различия)[9].
Одним из средств обогащения и активизации словарного запаса детей
является художественная литература. Качество восприятия текста находится
впрямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений
слов.Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь,
необходимый для характеристики героев, их поступков.
Особую роль
литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами
и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес
стоит».
Необходимо
использовать
методы
заучивания
наизусть
стихов
о
временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и
пересказ сказок, рассказов.Народное творчество создало много загадок,
характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать,
классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в
первую очередь. Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим.
Сказки. Формы работы со сказкой могут быть самыми разными.
Онимогут
реализовываться
в
ходе
разговора
о
сказке,
в
виде
вопросов,обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку
послезнакомства
со сказкой.
Все это
несомненно позволяет развивать
речьребенка, и в дальнейшей его судьбе сыграет несравненную пользу [10].
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры неимеют
игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит вбыстром
подборе соответствующего слова. Она представляет для детейопределенную
сложность. Поэтому особое внимание следует уделятьподбору речевого
материала, постепенности в усложнении заданий, их связис предыдущими
этапами работы над словом.
Основным
содержанием
лексических
упражнений
являются
различныевиды классификации слов: по родовому признаку (овощи, фрукты,
6
посуда);
по
родовому
и
подродовому
признакам
(животные,
домашниеживотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина,
материал);составление
словосочетаний
и
предложений
с
антонимами,
многозначнымисловами; распространение предложений. Отличительной чертой
является
то,что
большинство
из
них
одновременно
направлено
на
формирование
грамматической
стороны
речи:
на
согласование
слов,
словоизменение, употреблениеслова в составе предложения, что объясняется
единством
лексических
играмматических
значений
слова.
Такой
тип
упражнений можно назвать лексико-грамматическим [11].
Основными формами по развитию словаря выступают свободное речевое
общение детей младшего дошкольного возраста и игры по развитию
речи.Базовые приемы обогащения словаря – это показ и называние, толкование
слова, введение слов в предложение, объяснение этимологии слов.
В целом можно отметить следующие моменты. Активизация, закрепление
и обогащение словаря – важнейшая задача словарной работы в дошкольном
образовательном
учреждении.
Работа
по
обогащению,
закреплению
и
активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого
развития
детей.
Без
расширения
словарного
запаса
невозможно
совершенствование речевого общения. Особенность словарной работы в
дошкольном учреждении состоит втом, что она связана со всей воспитательно-
образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит
в процессе ознакомления сокружающим миром, во всех видах детской
деятельности, повседневнойжизни, общении. Работа над словом уточняет
представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь
закладываются основыразвития мышления и речи, происходит становление
социальных контактов,формируется личность.Таким образом, роль воспитателя
заключается
в
организации
содержательного
общения
во
всех
видах
деятельности, во внимании к речи детей, кее словарному составу, к тому, чтобы
ребенок использовал все богатствонакопленного словаря.
7
Литература:
1. Ларионова С.О. Младший школьный возраст: закономерности и
особенности поведения детей / С.О. Ларионова // Педагогическое образование и
наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44.
2. Бичева,
И.Б.
Особенности
развития
словаря
детей
младшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И.Б. Бичева //
Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального стандарта дошкольного образования»
4. Архипова, С.Н. развитие активного словаря у детей в процессе
образовательной деятельности / С.Н. Архипова // Научные исследования. –
2018. – № 2. – С. 63-64.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.:
Мир и образование, 2018. – 1376 с.
6. Полякова, Е.В. Изучение уровня развития словаря детей младшего
дошкольного возраста / Е.В. Полякова // Дошкольное и начальное образование.
– 2018. – № 1. – С. 294-296.
7. Фадеева, М.В. Речевая подготовка детей дошкольного возраста / М.В.
Фадеева // Педагогический опыт. – 2017. – №с 2. – С 237-239.
8. Асмаловская, О.А. Особенности активного словаря у дошкольников /
О.А. Асмаловская // Проблемы развития психологии и педагогики. – 2018. – №
5. – С. 107-109.
9. Коваленко, Е.Г. Работа над фразеологизмами с детьми дошкольного
возраста / Е.Г. Коваленко // Преемственность дошкольного образования. – 2018.
– № 4. – С. 203-208.
10.
Веденеева, Д.А. Дидактические игры и упражнения как средство
развития словаря дошкольников / Д. А. Веденеева // Научные достижения в
системе профессионального образования. – 2017. – № 8. – С. 129-130.
11.
Озерова, Л.В. Активизация словаря имен существительных у детей
3-4 лет с общим недоразвитием речи / Л.В. Озерова. – № 2. – С. 193-196.
8