Автор: Сосова Вера Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия№1 им.Н.И.Борцова"
Населённый пункт: город Лебедянь Липецкой области
Наименование материала: Статья по творчеству Е.И.Замятина
Тема: "Философский смысл рассказа Е.И Замятина"Ела""
Раздел: среднее образование
Идейно-философский смысл в рассказе Е.И. Замятина «Ёла».
Мое знакомство с творчеством писателя-земляка Замятина началось с
посещения школьного музея. Затем мне захотелось прочитать самой что-
нибудь. Названия рассказов привлекли мое внимание: что-то пугающее,
страшное - «Дракон», «Мамай», «Пещера», и вдруг ... «Ёла». Что это такое?
Начинаю читать и никак не могу оторваться, настолько интересно описана
судьба русского рыбака-помора.
В главном герое рассказа я почувствовала настоящий русский характер
(все или ничего!) на фоне, казалось бы, обычной жизни. А «ёла» - это название
рыбацкого судна, о котором всю свою жизнь мечтал Цыбин, герой рассказа.
Настолько его жизнь зависела от этой ёлы, что она затмила все. Поэтому Е.И.
Замятин так назвал свой рассказ. Это слово - главное.
Рассказ «Ёла» был написан в 1928 году, уже в поздний период
творчества, когда в полной мере Е.И. Замятин достиг высокого мастерства.
Рассказ считается одним из лучших произведений писателя. Мне показалось,
что в нем Евгений Иванович подводил своеобразный итог своих поисков в
области общей философии и в сфере художественной формы.
Требованию простоты подчинены композиция и система образов
рассказа. Он построен по типу прохождения человеком важных жизненных
этапов.
Смысл всей жизни Цыбина сосредоточен всего на трех годах, которые
всецело прошли в мечте о ёле. До этого он будто бы и не жил: прошлое
забыто, словно его и небыло.
Первую часть рассказа можно условно озаглавить «Ёла - ребенок».
Приобретение ёлы может заменить Цыбину рождение сына или дочери. Ради
высокой цели они с женой отказали себе в такой радости.
Во второй части мечта о ёле превращается в мечту о ёле -невесте.
Отношения между Цыбиным и ёлой подобны отношениям между женихом и
невестой. Для Цыбина «невеста» - ёла была потребностью его души. Он
очеловечил свою ёлу, вдохнул в нее жизнь, поделился с ней душой.
Если вторая часть «Ёла — невеста», то третья — «Ёла — ковчег
смерти». Хозяйкой на ёле оказалась сама смерть. Автор прозрачно указывает
на это: «Клаус сказал: «Она тебе говорит, что теперь ёла твоя, а за ёлу она
возьмет тебя».
Цыбин был счастлив, но неотвратимая трагедия приближалась. «На
севере быстро вырастала, нагибаясь все ближе, тяжелая серая стена». И эта
стена раздавила Цыбина и его мечту. Солнце - символ жизни - покинуло небо,
оно «покачнулось на краю стены - и сорвалось вниз».
Смерть ёлы означала для Цыбина собственную смерть. Без колебания он
спрыгнул на ёлу - ковчег смерти, сохранив тем самым ей свою верность. В эти
последние мгновения у Цыбина перед глазами прошла не вся его жизнь, а
только те три года, которые были связаны с ёлой, - другой он не помнил.
«И закрытыми глазами тотчас же увидел: серебряное кольцо на руке
Анны, белые водяные вихры от играющей в море селедки, бабье лицо
человека в мурманке, хозяйку с желтыми волосами и ёлу, какой она стояла
там, в гавани, радостную, нарядную, как невеста».
Исследователи отметили, что в рассказе прослеживается очевидная
магия числа 3. Три года Цыбин копил деньги, три части в рассказе, которые
олицетворяют три основные вехи человеческой судьбы: рождение, свадьба,
смерть. И, наконец, три буквы в слове «ёла». В этой композиционно-
поэтической тройничности - проявление русского фатализма, характерного
для
искусства
фольклора
и
одновременно
-
мистики
этого
числа,
свойственных всему человечеству.
Взятые в совокупности, художественные средства рассказа создают
уникальный идейно-философский эффект.
Герой рассказа Цыбин, увлекшись своей супермечтой, совершенно
перестает жить реальной жизнью, «отрицая настоящее во имя будущего».
Рассказ «Ела» - это предвидение Замятина, его предостережение
русскому человеку от увлечения суперидеями. Сам Замятин, по выражению В.
Шкловского, «не мечтал о тройках - он сам строил пароходы».
Я
считаю, что так и надо жить, по-замятински!