Напоминание

"Философский смысл рассказа Е.И Замятина"Ела""


Автор: Сосова Вера Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия№1 им.Н.И.Борцова"
Населённый пункт: город Лебедянь Липецкой области
Наименование материала: Статья по творчеству Е.И.Замятина
Тема: "Философский смысл рассказа Е.И Замятина"Ела""
Раздел: среднее образование





Назад




Идейно-философский смысл в рассказе Е.И. Замятина «Ёла».

Мое знакомство с творчеством писателя-земляка Замятина началось с

посещения школьного музея. Затем мне захотелось прочитать самой что-

нибудь. Названия рассказов привлекли мое внимание: что-то пугающее,

страшное - «Дракон», «Мамай», «Пещера», и вдруг ... «Ёла». Что это такое?

Начинаю читать и никак не могу оторваться, настолько интересно описана

судьба русского рыбака-помора.

В главном герое рассказа я почувствовала настоящий русский характер

(все или ничего!) на фоне, казалось бы, обычной жизни. А «ёла» - это название

рыбацкого судна, о котором всю свою жизнь мечтал Цыбин, герой рассказа.

Настолько его жизнь зависела от этой ёлы, что она затмила все. Поэтому Е.И.

Замятин так назвал свой рассказ. Это слово - главное.

Рассказ «Ёла» был написан в 1928 году, уже в поздний период

творчества, когда в полной мере Е.И. Замятин достиг высокого мастерства.

Рассказ считается одним из лучших произведений писателя. Мне показалось,

что в нем Евгений Иванович подводил своеобразный итог своих поисков в

области общей философии и в сфере художественной формы.

Требованию простоты подчинены композиция и система образов

рассказа. Он построен по типу прохождения человеком важных жизненных

этапов.

Смысл всей жизни Цыбина сосредоточен всего на трех годах, которые

всецело прошли в мечте о ёле. До этого он будто бы и не жил: прошлое

забыто, словно его и небыло.

Первую часть рассказа можно условно озаглавить «Ёла - ребенок».

Приобретение ёлы может заменить Цыбину рождение сына или дочери. Ради

высокой цели они с женой отказали себе в такой радости.

Во второй части мечта о ёле превращается в мечту о ёле -невесте.

Отношения между Цыбиным и ёлой подобны отношениям между женихом и

невестой. Для Цыбина «невеста» - ёла была потребностью его души. Он

очеловечил свою ёлу, вдохнул в нее жизнь, поделился с ней душой.

Если вторая часть «Ёла — невеста», то третья — «Ёла — ковчег

смерти». Хозяйкой на ёле оказалась сама смерть. Автор прозрачно указывает

на это: «Клаус сказал: «Она тебе говорит, что теперь ёла твоя, а за ёлу она

возьмет тебя».

Цыбин был счастлив, но неотвратимая трагедия приближалась. «На

севере быстро вырастала, нагибаясь все ближе, тяжелая серая стена». И эта

стена раздавила Цыбина и его мечту. Солнце - символ жизни - покинуло небо,

оно «покачнулось на краю стены - и сорвалось вниз».

Смерть ёлы означала для Цыбина собственную смерть. Без колебания он

спрыгнул на ёлу - ковчег смерти, сохранив тем самым ей свою верность. В эти

последние мгновения у Цыбина перед глазами прошла не вся его жизнь, а

только те три года, которые были связаны с ёлой, - другой он не помнил.

«И закрытыми глазами тотчас же увидел: серебряное кольцо на руке

Анны, белые водяные вихры от играющей в море селедки, бабье лицо

человека в мурманке, хозяйку с желтыми волосами и ёлу, какой она стояла

там, в гавани, радостную, нарядную, как невеста».

Исследователи отметили, что в рассказе прослеживается очевидная

магия числа 3. Три года Цыбин копил деньги, три части в рассказе, которые

олицетворяют три основные вехи человеческой судьбы: рождение, свадьба,

смерть. И, наконец, три буквы в слове «ёла». В этой композиционно-

поэтической тройничности - проявление русского фатализма, характерного

для

искусства

фольклора

и

одновременно

-

мистики

этого

числа,

свойственных всему человечеству.

Взятые в совокупности, художественные средства рассказа создают

уникальный идейно-философский эффект.

Герой рассказа Цыбин, увлекшись своей супермечтой, совершенно

перестает жить реальной жизнью, «отрицая настоящее во имя будущего».

Рассказ «Ела» - это предвидение Замятина, его предостережение

русскому человеку от увлечения суперидеями. Сам Замятин, по выражению В.

Шкловского, «не мечтал о тройках - он сам строил пароходы».

Я

считаю, что так и надо жить, по-замятински!



В раздел образования