Автор: Кашина Алеся Викторовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Ачинский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность преподавателя по решению проблем духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников
Раздел: среднее профессиональное
Деятельность преподавателя по решению проблем духовно-нравственного воспитания
будущих медицинских работников
Алеся Викторовна Кашина,
преподаватель КГБПОУ АМТ
В современных условиях для качественной подготовки медицинского работника
недостаточно наличия одних только теоретических знаний и практических умений,
необходимо воспитывать у будущих медицинских работников устойчивую гражданскую
позицию, систему моральных ценностей, нравственных обязательств, что в совокупности
составляет духовно-нравственную культуру личности. Настоящие требования к результатам
подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений отражены в
перечне общих компетенций ФГОС СПО.
Таким образом, приоритетной целью воспитательной работы считаю создание
условий для формирования духовно-нравственной культуры будущего медицинского
работника.
В педагогическом коллективе
Ачинского медицинского техникума активно
обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания студентов, формирования у
специалистов-медиков этико-деонтологических принципов. Педагоги техникума имеют
возможность обмениваться идеями и наработками из собственного опыта на заседаниях
«Школы педагогического мастерства», «Школы куратора», Педагогического Совета.
Коллективные обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания студентов
выявили общие позиции педагогов, заключающиеся в понимании духовно-нравственного
воспитания
как
неотъемлемой
части
целостного
профессионально-образовательного
процесса, возможности его реализации только комплексно в учебно-профессиональной и
внеучебной деятельности, необходимости отражения этико-деонтологических аспектов в
содержании каждого учебного занятия.
Целенаправленная деятельность по обобщению опыта решения проблем духовно-
нравственного воспитания студентов в педагогическом сообществе помогает каждому из
преподавателей осмыслить и проанализировать собственный профессиональный опыт,
выявить его наиболее эффективные методы и формы организации.
Как преподаватель профессионального модуля
ПМ.02 ««Участие в лечебно-
диагностическом и реабилитационном процессах» на специальности «Сестринское дело»,
наиболее эффективными для достижения целей по формированию у студентов этико-
деонтологических принципов, как оснований духовно-нравственной культуры, считаю
интерактивные методы обучения: решение практико-ориентированных ситуационных задач,
метод «кейсов» и пр., позволяющие деликатно и ненавязчиво включать в содержание
учебного материала этико-деонтологический компонент.
Организуя внеучебную воспитательную работу со студентами, как куратор группы, в качестве
традиционных форм воспитательной работы, планирую и провожу кураторские часы: «Души прекрасные
порывы мы медицине посвятим», «Мода на здоровый образ жизни», «Я среди людей, люди
вокруг меня». Обсуждение актуальных этико-деонтологических проблем со студентами
провожу с использованием коммуникативных технологий, с опорой на жизненный опыт
обучающихся, привожу примеры из жизни выдающихся врачей, медицинских сестер,
педагогов, известных земляков, внесших достойный вклад в развитие города и региона.
Во внеурочной деятельности, наиболее эффективными формами воспитания
положительных личностных качеств, духовно-нравственной культуры является активная
социально-направленная деятельность студентов.
В
Ачинском
медицинском
техникуме
создана
молодежная
добровольческая
организация «Vita». Волонтерское движение охватывает несколько направлений: донорство,
оказание помощи ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями
здоровья, пропаганда и профилактика ЗОЖ, профессиональная ориентация, в каждом из
которых студенты могут принять участие на добровольной основе. Ежегодно волонтеры
организуют десятки мероприятий, в том числе по профилактике ЗОЖ для школьников и
учащейся молодежи города Ачинска, акции для взрослого населения, приуроченные ко
Всемирному дню борьбы со СПИДом, борьбы с курением и пр. Студенты – волонтеры
презентуют результаты своей деятельности в СМИ, участвуя в творческих конкурсах,
волонтерских слетах, научных конференциях, занимая призовые места. Опыт участия в
волонтерской деятельности помогает студентам осознать социальную значимость будущей
профессии, сформировать активную жизненную позицию, приобрести позитивный опыт
участия в решении значимых социальных проблем.
Преподаватели
техникума
являются
активными
участниками
волонтерского
движения,
личным
примером
демонстрируют
студентам
социальную
значимость
добровольческой профессионально-направленной деятельности.
В рамках одного из направлений волонтерского движения был разработан и в 2014г.
реализован социальный проект по оказанию помощи тяжелобольным людям
«Школа
милосердия»,
получивший
поддержку
краевого
грантового
конкурса:
«Социальное
партнерство во имя развития». За время реализации проекта преподаватели и студенты
распространили
более
1000 буклетов, 700 информационных листовок, содержащих
обучающую информацию, подготовили и провели более 500 учебных занятий и 50 мастер-
классов по уходу за больными людьми для их родственников. Волонтеры осуществляли
работу на 5 выездных площадках в территориях западной группы районов Красноярского
края. Социальная значимость проекта была отмечена компанией РУСАЛ – первое место в
конкурсе волонтерских проектов по номинации «Общественное признание».
Участие студентов в подобных проектах
позволяет не только приобрести
необходимые профессиональные компетенции, но и дает позитивный социальный опыт,
необходимый для личностного и профессионального самоопределения, формирует значимые
духовно-нравственные качества.
Таким образом, деятельность
преподавателя по решению проблем духовно-нравственного
воспитания будущих медицинских работников
будет эффективной, при условии консолидации
усилий всего коллектива техникума и социальных партнеров, использования наряду с
традиционными, современных методов и технологий, создания единой культурной среды
образовательного учреждения.