Напоминание

Деятельность преподавателя по решению проблем духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников


Автор: Кашина Алеся Викторовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Ачинский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность преподавателя по решению проблем духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Деятельность преподавателя по решению проблем духовно-нравственного воспитания

будущих медицинских работников

Алеся Викторовна Кашина,

преподаватель КГБПОУ АМТ

В современных условиях для качественной подготовки медицинского работника

недостаточно наличия одних только теоретических знаний и практических умений,

необходимо воспитывать у будущих медицинских работников устойчивую гражданскую

позицию, систему моральных ценностей, нравственных обязательств, что в совокупности

составляет духовно-нравственную культуру личности. Настоящие требования к результатам

подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений отражены в

перечне общих компетенций ФГОС СПО.

Таким образом, приоритетной целью воспитательной работы считаю создание

условий для формирования духовно-нравственной культуры будущего медицинского

работника.

В педагогическом коллективе

Ачинского медицинского техникума активно

обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания студентов, формирования у

специалистов-медиков этико-деонтологических принципов. Педагоги техникума имеют

возможность обмениваться идеями и наработками из собственного опыта на заседаниях

«Школы педагогического мастерства», «Школы куратора», Педагогического Совета.

Коллективные обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания студентов

выявили общие позиции педагогов, заключающиеся в понимании духовно-нравственного

воспитания

как

неотъемлемой

части

целостного

профессионально-образовательного

процесса, возможности его реализации только комплексно в учебно-профессиональной и

внеучебной деятельности, необходимости отражения этико-деонтологических аспектов в

содержании каждого учебного занятия.

Целенаправленная деятельность по обобщению опыта решения проблем духовно-

нравственного воспитания студентов в педагогическом сообществе помогает каждому из

преподавателей осмыслить и проанализировать собственный профессиональный опыт,

выявить его наиболее эффективные методы и формы организации.

Как преподаватель профессионального модуля

ПМ.02 ««Участие в лечебно-

диагностическом и реабилитационном процессах» на специальности «Сестринское дело»,

наиболее эффективными для достижения целей по формированию у студентов этико-

деонтологических принципов, как оснований духовно-нравственной культуры, считаю

интерактивные методы обучения: решение практико-ориентированных ситуационных задач,

метод «кейсов» и пр., позволяющие деликатно и ненавязчиво включать в содержание

учебного материала этико-деонтологический компонент.

Организуя внеучебную воспитательную работу со студентами, как куратор группы, в качестве

традиционных форм воспитательной работы, планирую и провожу кураторские часы: «Души прекрасные

порывы мы медицине посвятим», «Мода на здоровый образ жизни», «Я среди людей, люди

вокруг меня». Обсуждение актуальных этико-деонтологических проблем со студентами

провожу с использованием коммуникативных технологий, с опорой на жизненный опыт

обучающихся, привожу примеры из жизни выдающихся врачей, медицинских сестер,

педагогов, известных земляков, внесших достойный вклад в развитие города и региона.

Во внеурочной деятельности, наиболее эффективными формами воспитания

положительных личностных качеств, духовно-нравственной культуры является активная

социально-направленная деятельность студентов.

В

Ачинском

медицинском

техникуме

создана

молодежная

добровольческая

организация «Vita». Волонтерское движение охватывает несколько направлений: донорство,

оказание помощи ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями

здоровья, пропаганда и профилактика ЗОЖ, профессиональная ориентация, в каждом из

которых студенты могут принять участие на добровольной основе. Ежегодно волонтеры

организуют десятки мероприятий, в том числе по профилактике ЗОЖ для школьников и

учащейся молодежи города Ачинска, акции для взрослого населения, приуроченные ко

Всемирному дню борьбы со СПИДом, борьбы с курением и пр. Студенты – волонтеры

презентуют результаты своей деятельности в СМИ, участвуя в творческих конкурсах,

волонтерских слетах, научных конференциях, занимая призовые места. Опыт участия в

волонтерской деятельности помогает студентам осознать социальную значимость будущей

профессии, сформировать активную жизненную позицию, приобрести позитивный опыт

участия в решении значимых социальных проблем.

Преподаватели

техникума

являются

активными

участниками

волонтерского

движения,

личным

примером

демонстрируют

студентам

социальную

значимость

добровольческой профессионально-направленной деятельности.

В рамках одного из направлений волонтерского движения был разработан и в 2014г.

реализован социальный проект по оказанию помощи тяжелобольным людям

«Школа

милосердия»,

получивший

поддержку

краевого

грантового

конкурса:

«Социальное

партнерство во имя развития». За время реализации проекта преподаватели и студенты

распространили

более

1000 буклетов, 700 информационных листовок, содержащих

обучающую информацию, подготовили и провели более 500 учебных занятий и 50 мастер-

классов по уходу за больными людьми для их родственников. Волонтеры осуществляли

работу на 5 выездных площадках в территориях западной группы районов Красноярского

края. Социальная значимость проекта была отмечена компанией РУСАЛ – первое место в

конкурсе волонтерских проектов по номинации «Общественное признание».

Участие студентов в подобных проектах

позволяет не только приобрести

необходимые профессиональные компетенции, но и дает позитивный социальный опыт,

необходимый для личностного и профессионального самоопределения, формирует значимые

духовно-нравственные качества.

Таким образом, деятельность

преподавателя по решению проблем духовно-нравственного

воспитания будущих медицинских работников

будет эффективной, при условии консолидации

усилий всего коллектива техникума и социальных партнеров, использования наряду с

традиционными, современных методов и технологий, создания единой культурной среды

образовательного учреждения.



В раздел образования