Автор: Андреева Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Радость"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы по организации работы по речевому развитию с детьми средней группы из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы по организации работы по речевому развитию
детей средней группы «Веселые ребята».
Подготовила и провела:
Андреева Надежда Геннадьевна,
воспитатель.
Одним
из
основных
показателей
уровня
развития
умственных
способностей ребенка можно считать богатство его речи. Чем внятнее и
выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и
богаче
его
возможности
познать
действительность.
Ч
тобы
воспитать
талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на
окружающий мир в дошкольном возрасте помогает технология ТРИЗ.
Мы с детьми средней группы в развитии речи используем следующие
элементы ТРИЗ:
- «Мозговой штурм». Предлагаем детям проблемы, которые имеют
множество решений.
Ситуации могут быть разные, из любой области
человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под
дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над
головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)
- «Модель составления сравнения».
Для этого используем признаки предметов (цвет, форма, температура,
влажность, рельеф, размер и т.д.) и значки имен признаков.
Детям нравится игра «Теремок». Героями сказки становятся разные
объекты. С детьми учимся выделять признаки объектов и сравнивать их с
признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.
- «Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше
его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.
Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), ши -на (из резины) и т. д.
- «Прием
причинно-следственных
связей
»
С
детьми играем в игру «Причина – следствие».
Дети должны подобрать картины к причине
или к следствию и читаем слева направо, либо
справа
налево.
Игра
помогает
усвоить
взаимосвязь и последовательность действий,
характеризующих ситуацию в целом. Дети
начинают активнее пользоваться речью, когда
пытаются задуматься и ответить на вопросы «почему?», «зачем?». Например:
птицы улетают, потому что скоро зима – скоро зима, поэтому птицы улетают.
Для развития речевых навыков с детьми мы играем в такие игры:
«Да-Нетка»
,
игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для
этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог
ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы
на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет». Например, я загадывала
слово «Кошка», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это
животное? Оно маленькое? Оно домашнее? Это кошка) воспитатель отвечает
только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети поняли
смысл игры, стали сами загадывать слова. Один загадывает, а остальные
отгадывают.
Для формирования умений задавать различные типы вопросов к
объектам и находить способы поиска ответа на них помогает игра «Подарок
дядюшки Вопросника». Дети на специальной дорожке из четырех окошек,
используя значки и картинки, строят вопрос и сами же на нее отвечают. В
вопросе обязательно должен присутствовать объект, значок имени признака,
значок типа вопроса и вопросительный знак. Например: какой снег по
температуре? – по температуре снег холодный и т.д.
«Хорошо – плохо», учит детей выделять в предметах и объектах
окружающего мира положительные и отрицательные стороны, называть их.
Например, шарф — это хорошо или плохо? (шарф — мягкий, теплый,
красивый… колется, можно зацепиться, рвется…
«Улитка»,
развивает
логическое
мышление,
формирует
умение
составлять
предложения.
На
улитке
(картине)
изображены
предметы,
дети
по
цепочке
должны сопоставить предметы и связывать
друг с другом. (Это яйцо – яйцо несут курицы
– хозяйка ухаживает за курицами – хозяйка
живет в доме – рядом с домом растет дерево и
т.д. При повторном использовании задания
можно
распространить
усложнить:
предложить
детям
подобрать
массу
прилагательных и глаголов к каждой картине,
использовать
можно
для
образования
уменьшительно-ласкательных
суффиксов,
существительных
множественного
и
единственного числа именительного падежа,
для
образования
существительных
родительного
падежа,
для
согласования
числительных существительными и т.д.
В
обучении
творческому
рассказыванию используем различные варианты работы со сказкой.
- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в
выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо
знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный
характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а
волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
- «Коллаж из сказок.» Придумывание новой сказки на основе уже
известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В
ней все страницы перепутались, и Буратино, и Красную Шапочку, и Колобка
злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили
искать спасение. Встретили добрую фею, а она забыла заклинание…».
Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
- «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает
фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при
которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
Сказка «Гуси-лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый
волк.
Игры ТРИЗ очень интересны детям. Играя в них, они сами, не замечая
того, учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие малыши пытаются
активно и с удовольствием отвечать на вопросы.