Напоминание

"Дидакдические игры в работе педагога-психолога с детьми"


Автор: Махмудова Надежда Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Лучик"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидакдические игры в работе педагога-психолога с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры в работе психолога с детьми

Дидактические игры в работе психолога с детьми занимают особое место. Их

использование способствует:

Повышению активности детей в

процессе коррекционно-развивающих

занятий.

Формированию интереса к познавательной деятельности.

Решению коррекционно-развивающих задач.

В

организации коррекционно-развивающей работы с

детьми

активно

применяю дидактические игры

с целью развития психических процессов, функций и

качеств, поскольку в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый

ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с

определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный

опыт.

Это

особенно важно

для

детей, имеющих

те

или

иные

трудности

в

познавательном развитии.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует

взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели

дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра

– средство обучения, поэтому она может быть использована

при усвоении любого программного материала. Особая роль дидактической

игры в

обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения

эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ценность дидактических игр

с

предметами в

том, что с

их

помощью дети

знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,

качеством. В

играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление

последовательности в решении задач.

Так

используя игры с предметами дети

учатся

выделять

их

свойства,

преобразовывать предмет, опираясь на схему. В процессе игры дети развивают наглядно-

образное мышление, пространственную ориентировку, зрительный анализ и

синтез,

учатся работать по схеме-модели, выполнять правила игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по

видам: парные картинки, лото, домино. При этом настольно-печатные игры актуальны не

только для детей, но и для родителей и педагогов.

Настольные игры становятся

все

более популярным инструментом в работе

психолога. Они оказывают влияние не только на развитие

психических процессов и

качеств, но

помогают дошкольникам научиться согласовывать свои

действия с

действиями сверстника, соблюдать правила игры.

Словесные игры могут быть использованы

как ритуал начала

занятия с целью

организации

детей

и

погружения

в

тему

занятия,

а

также

в

качестве

самостоятельной игры. Неотъемлемым атрибутом словесных игр является мяч. Считаю

необходимым включать в работу с детьми разнонаправленные

словесные игры уже

с

младшего дошкольного возраста. Применение словесных игр способствует развитию

слухового внимания, образной памяти, фонематического слуха.

Таким

образом,

в дидактической игре

содержатся

все

структурные

элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые

действия, правила, результат.

Наличие дидактической задачи

подчеркивает

обучающий

характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности

детей.

Важное

значение дидактической

игры

состоит

в

том,

что

она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия,

выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда

припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и

обусловлены уровнем познавательного

содержания и

игровой задачи, возрастными

особенностями детей.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Почему именно в дошкольном возрасте? Казалось бы, растет ребенок, да и растет.

Но именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным и интенсивным. Это

период, когда закладывается

фундамент умственного, физического, психического

и

нравственного развития. И будущее ребенка, конечно, напрямую будет зависеть от тех

условий, в которых это развитие будет протекать.

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он

познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот,

чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту

детей, то они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие задачи не возбуждают у

них умственной активности.

В

теории

и

практике

дошкольного

воспитания

существует следующая

классификация дидактических игр:

1. Игры с игрушками

и

предметами («Чего

не

хватает?», «Домик», «Сложи

пирамидку»).

2. Игры

настольно-печатные («Собери

картинку», «Логические

головоломки», «Сложи квадрат», «Собери автомобиль»).

3. Игры словесные («Назови три слова», «Назови одним словом», «Испорченный

телефон», «Краски», «Летает – не летает»).

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры,

характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я

работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр,

обучающей направленности всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет

собой

многословное, сложное, педагогическое явление: она является и

игровым методом

обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.



В раздел образования