Напоминание

"Занимательная ботаника" 6 класс


Автор: Свиридова Анастасия Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №33"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная ботаника" 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

"Рассмотрено"

Руководитель кафедры или МО

___________________________

Протокол №_____

от "___" _______2021 г.

"Согласовано"

Заместитель директора МБОУ

"СШ № 33"________________

"Принято"

Решением

педагогического совета

Протокол № 1

от " " августа 2021 г

.

"Утверждаю"

Директор МБОУ "СШ № 33"

______________________

Приказ №____

от "_____ " ________ 2021

г.

Рабочая учебная программа основного общего образования,

реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности

"Занимательная ботаника"

6 класс

2021 - 2022 учебный год

Структура рабочей образовательной программы

внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"

в 6 классе, реализующая ФГОС ООО

I. Пояснительная записка

II.

Содержание

учебного

материала

внеурочной

деятельности

"Занимательная ботаника"

III.

Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

программы

внеурочной деятельности

IV. Календарно-тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Классы

Количество часов в

неделю

Общее кол-во часов в год

6

1

34

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного

процесса и одной из форм организации досуга учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление

обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и

осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в

школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В

школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной

программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности

учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной

при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит

школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным

для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация

досуга учащихся 6 классов; повышение качества биологического образования, углубление

и расширение знаний и умений по биологии, развитие навыков экспериментальной и

исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.

Задачи:

образовательная: расширение

кругозора,

повышение

интереса

к

предмету

"биология",

популяризация

интеллектуального

творчества;

формирование

начальных

систематизированных

представлений

о

биологических

объектах,

процессах,

явлениях,

закономерностях;

приобретение

опыта

использования

методов

биологической

науки

и

проведения

несложных

биологических

экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ними;

развивающая: развитие логического мышления;

умения наблюдать, сравнивать,

анализировать, делать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи;

пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного

поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и

исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

воспитательная: формирование

научного

мировоззрения,

развитие

навыков

коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания

эстетической ценности природы.

Программа строится на основе следующих принципов:

равенство всех участников;

добровольное привлечение к процессу деятельности;

чередование коллективной и индивидуальной работы;

свободный выбор вида деятельности;

нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат

деятельности;

развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Метапредметные связи

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

деятельности

и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой

является

формирование

поисково-исследовательских,

коммуникативных

умений

школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим

приоритетом

общего

образования

является

формирование

общеучебных

умений

и

навыков,

которые

предопределяют

успешность

всего

последующего обучения ребёнка.

Развитие

личностных

качеств

и

способностей

школьников

опирается

на

приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-

исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и

практические (экскурсии, лабораторные и практические работы). Причём деятельность

может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы

имеет отличительные

особенности:

практическая направленность, которая определяет специфику содержания и

возрастные особенности детей;

групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных

умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать

свою точку зрения и др.;

в содержании деятельности заложено основание для сотрудничества детей с

членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей

к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую

деятельность.

Актуальность

программы

заключается

в

формировании

мотивации

к

целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и

профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что

содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в

дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в

повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности:

практические работы, экскурсия,

беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,

доклад, выступление и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально

проявлять

свою

активность,

изобретательность,

творческий

и

интеллектуальный

потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия

по программе проводятся во внеурочное время. В результате освоения программы

внеурочной деятельности «Занимательная ботаника» обучающиеся на ступени основного

общего образования:

получат

возможность

расширить,

систематизировать

и

углубить

исходные

представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,

овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут

целостный взгляд на мир;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать

умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать

некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность научиться использовать различные справочные издания

(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью

поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для

создания собственных устных или письменных высказываний.

II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности

"Занимательная ботаника"

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах

учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе

на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи;

способность

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности

внеучебной

деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными

объектами;

признание права каждого на собственное мнение;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение учащихся к своим поступкам,

осознание ответственности за последствия;

умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно

моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта);

умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно;

умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.

Познавательные УУД:

умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

умение

осуществлять

сравнение,

классификацию,

самостоятельно

выбирая

основания и критерии для указанных логических операций;

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

умение

создавать

схематические

модели

с

выделением

существенных

характеристик объекта;

умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.),

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

умение определять возможные источники необходимых сведений, производить

поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

умение

самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий;

умение слушать и вступать в диалог;

овладение

коммуникативными

умениями

и

опытом

межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Предметными

результатами

изучения

курса

является

сформированность

следующих знаний и умений:

1.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов

растений грибов и лишайников) и процессов, характерных для живых организмов;

выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;

приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния

окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;

установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и

тканей, органов и систем органов;

осуществление классификации биологических объектов (растений) на основе

определения их принадлежности к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в

жизни человека, значения растительного разнообразия;

сравнение биологических объектов и процессов;

умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление

приспособлений растений к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их

результатов.

2.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.

В сфере физической деятельности:

освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за

ними.

5.

В эстетической сфере:

развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Содержание программы внеурочной деятельности

Введение (1 час)

Вводное занятие. Инструктаж.

Клеточное строение растений (2 часа)

Увеличительные приборы. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов.

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Морфология и анатомия растений (6 часов)

Сезонные изменения в жизни растений. Изучение строения органов цветкового растения.

Конкурс "Моделирование органов цветковых растений". Карточные игры.

Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)

Минеральное питание растений, передвижение воды и растворённых в ней минеральных

веществ по растению. Воздушное питание растений - фотосинтез. Условия протекания

фотосинтеза,

его глобальное значение.

Дыхание и обмен веществ у растений.

Вегетативное размножение растений. Решение биологических задач.

Многообразие растений (7 часов)

Низшие растения. Биологические особенности водорослей. Мхи, папоротники, хвощи и

плауны Смоленской области. Их использование. Общая характеристика голосеменных

растений. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в

хозяйственной

деятельности

человека.

Общая

характеристика

покрытосеменных

растений.

Особенности

строения

органов

двудольных

и

однодольных

растений.

Игра"Двадцать вопросов".

Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)

Жизненные формы растений. Экологические группы растений по отношению к влаге,

свету. Приспособления растений к различной среде обитания. Флористическое деление

суши.

Растения, грибы и человек (9 часов)

Круглый стол "Легенды о цветах" . Важнейшие сельскохозяйственные культуры и их

значение для человека. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. Редкие

и охраняемые виды растений Смоленской области, меры по их охране. Лекарственные

растения Смоленской области и их использование. Декоративные растения и их

выращивание. Эти удивительные растения и грибы. Викторина.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты учащихся

Учащиеся узнают и вспомнят:

особенности строения органов цветкового растения, клеточное строение растений,

части растительной клетки, ткани;

основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,

испарение воды, передвижение веществ;

способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и

развитие растений;

взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность

растений к совместному обитанию;

элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе;

главные признаки классов и семейств цветковых растений,

основные виды местных сельскохозяйственных, декоративных и лекарственных

растений;

признаки усложнения строения растений изученных групп;

значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

редкие и исчезающие виды растений местной флоры;

мероприятия по охране и рациональному использованию растений.

Учащиеся научатся:

распознавать органы цветкового растения;

определять растения с помощью определителя;

применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных и

декоративных культур;

проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире

и оформлять результаты наблюдений;

пользоваться

увеличительными

приборами,

готовить

микропрепараты

и

рассматривать их под микроскопом;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по

изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,

сравнивать, выявлять взаимосвязи);

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:

проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические

эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и

процессы;

находить

информацию

о

растениях

в

научно-популярной

литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить

из одной формы в другую;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

IV. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Дата

Введение (1 час)

1.

Вводное занятие. Инструктаж

1

1 неделя сентября

Клеточное строение растений (2 часа)

2.

Увеличительные приборы. Работа с микроскопом

1

2 неделя сентября

3.

Приготовление временных препаратов. Строение

клеток кожицы чешуи лука

1

3 неделя сентября

Морфология и анатомия растений (6 часов)

4.

Сезонные изменения в жизни растений

1

4 неделя сентября

5.

Изучение органов цветкового растения

1

1 неделя октября

6.

Изучение органов цветкового растения

1

2 неделя октября

7.

Конкурс "Моделирование органов цветковых

растений "

1

3 неделя октября

8.

Конкурс "Моделирование органов цветковых

растений "

4 неделя октября

9.

Карточные игры

1

2 неделя ноября

Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)

10.

Минеральное питание растений. Опыт "Корневое

давление"

1

3 неделя ноября

11.

Воздушное питание растений - фотосинтез

1

4 неделя ноября

12.

Дыхание растений

1

1 неделя декабря

13.

Вегетативное размножение растений

1

2 неделя декабря

14.

Решение проблемных задач

1

3 неделя декабря

Многообразие растений (7 часов)

15.

Многообразие водорослей

1

4 неделя декабря

16.

Мхи и папоротники Смоленской области

1

2 неделя января

17.

Особенности строения хвощей

и

плаунов.

Их

использование

в

практической

деятельности

человека

1

3 неделя января

18.

Голосеменные растения Смоленской области. Их

строение и значение

1

4 неделя января

19.

Покрытосеменные растения

1

1 неделя февраля

20.

Двудольные и однодольные растения

1

2 неделя февраля

21.

Игра "Двадцать вопросов"

1

3 неделя февраля

Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)

22.

Жизненные формы растений

1

4 неделя февраля

23.

Приспособления

растений

к

различной

среде

обитания

1

1 неделя марта

24.

Флористическое деление суши

1

2 неделя марта

Растения и человек (9 часов)

25.

Круглый стол "Легенды о цветах"

1

3 неделя марта

26.

Распознавание

важнейших сельскохозяйственных

культур

1

1 неделя апреля

27.

Редкие и охраняемые виды растений Смоленской

области

1

2 неделя апреля

28.

Эти удивительные растения

1

3 неделя апреля

29.

Викторина

1

4 неделя апреля

30.

Лекарственные растения

1

1 неделя мая

31.

Азбука

лекарственных

растений

Смоленской

области

1

2 неделя мая

32.

Декоративные

растения

и

особенности

их

выращивания

3 неделя мая

33.

Подведение итогов

1

4 неделя мая

34.

Резервное время (1 час)



В раздел образования