Автор: Свиридова Анастасия Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №33"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Рабочая учебная программа основного общего образования, реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная ботаника" 6 класс
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33" ГОРОДА СМОЛЕНСКА
"Рассмотрено"
Руководитель кафедры или МО
___________________________
Протокол №_____
от "___" _______2021 г.
"Согласовано"
Заместитель директора МБОУ
"СШ № 33"________________
"Принято"
Решением
педагогического совета
Протокол № 1
от " " августа 2021 г
.
"Утверждаю"
Директор МБОУ "СШ № 33"
______________________
Приказ №____
от "_____ " ________ 2021
г.
Рабочая учебная программа основного общего образования,
реализующая ФГОС ООО внеурочной деятельности
"Занимательная ботаника"
6 класс
2021 - 2022 учебный год
Структура рабочей образовательной программы
внеурочной деятельности "Занимательная ботаника"
в 6 классе, реализующая ФГОС ООО
I. Пояснительная записка
II.
Содержание
учебного
материала
внеурочной
деятельности
"Занимательная ботаника"
III.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
программы
внеурочной деятельности
IV. Календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка
Классы
Количество часов в
неделю
Общее кол-во часов в год
6
1
34
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации досуга учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в
школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальных особенностей ребёнка. В
школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной
программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности
учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной работы, организованной
при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит
школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным
для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель: всестороннее развитие познавательного интереса и организация
досуга учащихся 6 классов; повышение качества биологического образования, углубление
и расширение знаний и умений по биологии, развитие навыков экспериментальной и
исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой.
Задачи:
образовательная: расширение
кругозора,
повышение
интереса
к
предмету
"биология",
популяризация
интеллектуального
творчества;
формирование
начальных
систематизированных
представлений
о
биологических
объектах,
процессах,
явлениях,
закономерностях;
приобретение
опыта
использования
методов
биологической
науки
и
проведения
несложных
биологических
экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ними;
развивающая: развитие логического мышления;
умения наблюдать, сравнивать,
анализировать, делать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи;
пропагандирование культа знаний в системе духовных ценностей современного
поколения; формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
воспитательная: формирование
научного
мировоззрения,
развитие
навыков
коллективной и самостоятельной индивидуальной работы, воспитание понимания
эстетической ценности природы.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат
деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Метапредметные связи
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой
является
формирование
поисково-исследовательских,
коммуникативных
умений
школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим
приоритетом
общего
образования
является
формирование
общеучебных
умений
и
навыков,
которые
предопределяют
успешность
всего
последующего обучения ребёнка.
Развитие
личностных
качеств
и
способностей
школьников
опирается
на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-
исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и
практические (экскурсии, лабораторные и практические работы). Причём деятельность
может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы
имеет отличительные
особенности:
практическая направленность, которая определяет специфику содержания и
возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать
свою точку зрения и др.;
в содержании деятельности заложено основание для сотрудничества детей с
членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей
к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую
деятельность.
Актуальность
программы
заключается
в
формировании
мотивации
к
целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и
профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что
содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в
повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности:
практические работы, экскурсия,
беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
доклад, выступление и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально
проявлять
свою
активность,
изобретательность,
творческий
и
интеллектуальный
потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия
по программе проводятся во внеурочное время. В результате освоения программы
внеурочной деятельности «Занимательная ботаника» обучающиеся на ступени основного
общего образования:
получат
возможность
расширить,
систематизировать
и
углубить
исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью
поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
II. Содержание учебного материала внеурочной деятельности
"Занимательная ботаника"
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности
внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение учащихся к своим поступкам,
осознание ответственности за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологии заключаются в формировании
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, самостоятельно
моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.;
умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
умение работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников.
Познавательные УУД:
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
умение
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
умение
создавать
схематические
модели
с
выделением
существенных
характеристик объекта;
умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.),
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
умение определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
умение
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий;
умение слушать и вступать в диалог;
овладение
коммуникативными
умениями
и
опытом
межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметными
результатами
изучения
курса
является
сформированность
следующих знаний и умений:
1.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов
растений грибов и лишайников) и процессов, характерных для живых организмов;
выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния
окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
осуществление классификации биологических объектов (растений) на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в
жизни человека, значения растительного разнообразия;
сравнение биологических объектов и процессов;
умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление
приспособлений растений к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за
ними.
5.
В эстетической сфере:
развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение (1 час)
Вводное занятие. Инструктаж.
Клеточное строение растений (2 часа)
Увеличительные приборы. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Морфология и анатомия растений (6 часов)
Сезонные изменения в жизни растений. Изучение строения органов цветкового растения.
Конкурс "Моделирование органов цветковых растений". Карточные игры.
Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)
Минеральное питание растений, передвижение воды и растворённых в ней минеральных
веществ по растению. Воздушное питание растений - фотосинтез. Условия протекания
фотосинтеза,
его глобальное значение.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Вегетативное размножение растений. Решение биологических задач.
Многообразие растений (7 часов)
Низшие растения. Биологические особенности водорослей. Мхи, папоротники, хвощи и
плауны Смоленской области. Их использование. Общая характеристика голосеменных
растений. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в
хозяйственной
деятельности
человека.
Общая
характеристика
покрытосеменных
растений.
Особенности
строения
органов
двудольных
и
однодольных
растений.
Игра"Двадцать вопросов".
Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)
Жизненные формы растений. Экологические группы растений по отношению к влаге,
свету. Приспособления растений к различной среде обитания. Флористическое деление
суши.
Растения, грибы и человек (9 часов)
Круглый стол "Легенды о цветах" . Важнейшие сельскохозяйственные культуры и их
значение для человека. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. Редкие
и охраняемые виды растений Смоленской области, меры по их охране. Лекарственные
растения Смоленской области и их использование. Декоративные растения и их
выращивание. Эти удивительные растения и грибы. Викторина.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты учащихся
Учащиеся узнают и вспомнят:
особенности строения органов цветкового растения, клеточное строение растений,
части растительной клетки, ткани;
основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,
испарение воды, передвижение веществ;
способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и
развитие растений;
взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность
растений к совместному обитанию;
элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе;
главные признаки классов и семейств цветковых растений,
основные виды местных сельскохозяйственных, декоративных и лекарственных
растений;
признаки усложнения строения растений изученных групп;
значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
редкие и исчезающие виды растений местной флоры;
мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Учащиеся научатся:
распознавать органы цветкового растения;
определять растения с помощью определителя;
применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных и
декоративных культур;
проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире
и оформлять результаты наблюдений;
пользоваться
увеличительными
приборами,
готовить
микропрепараты
и
рассматривать их под микроскопом;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
находить
информацию
о
растениях
в
научно-популярной
литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить
из одной формы в другую;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы.
IV. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Дата
Введение (1 час)
1.
Вводное занятие. Инструктаж
1
1 неделя сентября
Клеточное строение растений (2 часа)
2.
Увеличительные приборы. Работа с микроскопом
1
2 неделя сентября
3.
Приготовление временных препаратов. Строение
клеток кожицы чешуи лука
1
3 неделя сентября
Морфология и анатомия растений (6 часов)
4.
Сезонные изменения в жизни растений
1
4 неделя сентября
5.
Изучение органов цветкового растения
1
1 неделя октября
6.
Изучение органов цветкового растения
1
2 неделя октября
7.
Конкурс "Моделирование органов цветковых
растений "
1
3 неделя октября
8.
Конкурс "Моделирование органов цветковых
растений "
4 неделя октября
9.
Карточные игры
1
2 неделя ноября
Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов)
10.
Минеральное питание растений. Опыт "Корневое
давление"
1
3 неделя ноября
11.
Воздушное питание растений - фотосинтез
1
4 неделя ноября
12.
Дыхание растений
1
1 неделя декабря
13.
Вегетативное размножение растений
1
2 неделя декабря
14.
Решение проблемных задач
1
3 неделя декабря
Многообразие растений (7 часов)
15.
Многообразие водорослей
1
4 неделя декабря
16.
Мхи и папоротники Смоленской области
1
2 неделя января
17.
Особенности строения хвощей
и
плаунов.
Их
использование
в
практической
деятельности
человека
1
3 неделя января
18.
Голосеменные растения Смоленской области. Их
строение и значение
1
4 неделя января
19.
Покрытосеменные растения
1
1 неделя февраля
20.
Двудольные и однодольные растения
1
2 неделя февраля
21.
Игра "Двадцать вопросов"
1
3 неделя февраля
Экология растений. Флористическое деление суши (3 часа)
22.
Жизненные формы растений
1
4 неделя февраля
23.
Приспособления
растений
к
различной
среде
обитания
1
1 неделя марта
24.
Флористическое деление суши
1
2 неделя марта
Растения и человек (9 часов)
25.
Круглый стол "Легенды о цветах"
1
3 неделя марта
26.
Распознавание
важнейших сельскохозяйственных
культур
1
1 неделя апреля
27.
Редкие и охраняемые виды растений Смоленской
области
1
2 неделя апреля
28.
Эти удивительные растения
1
3 неделя апреля
29.
Викторина
1
4 неделя апреля
30.
Лекарственные растения
1
1 неделя мая
31.
Азбука
лекарственных
растений
Смоленской
области
1
2 неделя мая
32.
Декоративные
растения
и
особенности
их
выращивания
3 неделя мая
33.
Подведение итогов
1
4 неделя мая
34.
Резервное время (1 час)