Автор: Мылова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирования характера у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирования характера у детей дошкольного возраста
Воспитатель : Мылова Елена Валентиновна
ГБДОУ детский сад № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенка все лучшие
черты, присущие человеку?
Но хотеть – еще не значит осуществить
желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или
обманывать, дерзить или командовать, проявлять неуважение или лень,
родители недоумевают: «Откуда это?». Иногда в свое оправдание говорят:
«Такой уж у него характер!»,
подразумевая при этом, фатальную
неизбежность тех свойств, которые не устраивают в сыне или дочери.
Правомерно
ли
это
утверждение?
Действительно
ли
характер
растущего человека складывается сам по себе и поэтому родители здесь не
причем?
Конечно же, это или глубокое заблуждение, или удобная позиция.
Основы характера закладываются очень рано, и дальнейшее его развитие
всегда зависит от социальной среды и, главным образом, от воспитания.
Характер – категория нравственная.
Если Вы с самого начала правильно воспитываете ребенка, то он
своевременно усваивает нравственные понятия и навыки морального
поведения. И, следовательно, это становится основой становления его
характера.
Так, например, если Вы хотите, чтобы Ваш сын или дочь хорошо
учились, то уже в дошкольном возрасте стоит прививать ему трудолюбие,
дисциплинированность, морально-волевые черты. Так как учение – это труд,
требующий физического, умственного и морального напряжения; это воля,
направленная
на
добывание
знаний;
это
дисциплина
желаний
и
обязанностей; это умение подчинять свое «хочу-не хочу» обязательному
«надо»; это сознательное отношение к своему поведению, к учебному труду,
правилам дошкольной жизни.
Большинство родителей с первых дней жизни учат детей сдерживать
свои желания и порывы. Это начинается с малого – с умения взрослых на
детское
неразумное
«дай»,
«хочу»
во
время
ответить
с
полной
категоричностью: «Нет», «Нельзя». Без твердых требований не возможно
сформулировать умение подчинять слепые и капризные «хочу» важным и
осознанным целям.
Однако,
нас не может удовлетворить слепое послушание. Важно,
чтобы дошкольник (особенно старший дошкольник), выполняя указания
взрослого, понимал для чего ему это необходимо.
Осмысленность
выполнения
требования
–
одно
из
условий
саморегулирования поступков. В этом проявляется первоначальное чувство
ответственности за собственное поведение.
Много в характере человека начинается с привычек. Не зря говорят
«посеешь привычку – пожнешь характер». Не сформировав у ребенка
необходимых привычек – помощников, трудно воспитывать у него нужные
качества характера.
Какие это привычки? Это те, которые помогают нормально расти и
развиваться, например, привычки гигиенические, культурные, моральные и
другие. Такие привычки помогают вносить порядок в детскую жизнь,
упорядочивают поведение и, следовательно,
предвосхищают различного
рода негативные проявления – упрямство, капризы, непослушание.
Особую
роль
в
развитии
ценных
свойств
характера
играют
нравственные
привычки.
Назовем
основные,
которые
должны
быть
сформированы у ребенка, стоящего у порога школы: привычка к чистоте и
опрятности,
порядку
в
своих
вещах;
самостоятельности
и
самообслуживанию; привычка ценить и беречь труд взрослых, к трудовому
усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела; привычка
бережно обращаться с игрушками, пособиями, книгами, своими вещами и
общественным имуществом; привычка уважать старших, заботиться о них и
проявлять внимание к ним; правильно реагировать на родительское слово,
быть дисциплинированным, честным, справдивым; привычки культурного
поведения и общения – быть вежливым, доброжелательным, деликатным,
сдержанным, предупредительным и многие другие, которые лягут в основу
характера растущего человека.
Но пока ребенок еще мал, перспективы его завтрашнего дня кажутся
иным родителям, столь далекими, что они многое упускают, делают немало
ошибок в воспитании. Например, детские капризы, упрямство, озорство,
неподчинение
родительским
требованиям
воспринимаются
как
нечто
естественное, сопутствующее детству. Лишают ребенка самостоятельности,
отстраняют его от трудовых и нравственных обязательностей, чрезмерно
опекают, не предъявляют к нему должной требовательности. Иногда даже
отрицательные проявления вызывают у них восторг.
Если ребенок чувствует, что постоянно является центром всеобщего
интереса, что все разговоры в семье ведутся только о нем, он становится
маленьким тираном. Все это не может способствовать формированию, с
одной
стороны
-
чувства
исключительности,
переоценки
своих
возможностей, эгоизма, с другой стороны - беспомощность, слабоволие.
Ведь предупреждая все желания, родители сами того не подозревая, по
существу, лишают ребенка возможности тренировать волю, управлять своим
поведением.
Взрослые часто путают понятия «упрямство» и «настойчивость»,
ставя между ними знак равенства. Видят в детском упрямстве проявления
настойчивости и воли. Однако это понятия – антиподы, ибо в упрямстве
ребенка проявляется слабоволие, неумение преодолеть свое желание,
стремление настоять на своем. В то время как настойчивость – это не только
стремление добиться желаемого и преодолеть трудности, но и умение отчего-
то отказаться, «перебороть себя», если твои интересы идут в разрез с
интересами других. Это нравственно-волевой акт, от которого в дальнейшем
берут
свои
начала
такие
ценные
черты
характера,
как
активность,
инициативность,
целеустремлённость,
дисциплинированность,
решительность, стойкость.
Задача
родителей
–
содействовать
развитию
волевых
качеств,
предоставлять ребенку больше самостоятельности, ставить его перед
необходимостью самому преодолевать пассивные трудности, делать выбор,
как поступить. Что может этому способствовать? Старший дошкольник,
например, должен без напоминания убирать свои вещи, содержать в порядке
игрушки и пособия для занятий, уметь отказаться от шумных игр, когда
взрослые занимаются или отдыхают, переключиться с веселой забавы к делу
обязательному, подчиняться без пререканий распорядку дня и т.д. Все это
требует
от
ребенка
нравственных
усилий,
самоконтроля,
умения
регулировать свои желания, сообразуясь с семейными правилами жизни.
Если режим в семье и детском саду совпадает, то это значительно
облегчит задачу формирования у ребенка морально-волевых качеств.
Главное чтобы ребенок приобретал в семье моральный опыт. А для
этого нужны упражнения в нравственных поступках, только тогда добрые
начала смогут стать внутренним качеством личности. И здесь дело не только
в специальных воздействиях, например, осуждение жадности «Это плохо»,
«Жадных не любят», но и в повседневных незаметных делах, естественно
вытекающих из жизненных ситуаций: « Получил подарок – угости всех. Так
всегда поступает гостеприимный хозяин», «Это тебе, а это отдай своему
приятелю», «Подели на всех», «У тебя День Рождения и сегодня ты всех
угощаешь», «Позаботься о своем четвероногом друге». А вот, например,
уроки внимательного, сочувственного отношения к окружающим людям:
«Бабушка устала – надо ей помочь», « Соседка болеет, значит нельзя шуметь.
Узнай не надо ли ей в чем-то помочь», «Вошел в троллейбус – громко не
разговаривай, не каждому это понравится», и т.д.
Повседневность
должна
ставить
ребенка
перед
необходимостью
выполнять трудовые поручения, участвовать в делах семьи, проявлять заботу
и внимание к близким.
И еще, надо чтобы ребенок видел в доме справедливое распределение
любови, ласки, заботы, внимания, обязанностей трудовых и нравственных
равно между всеми членами семьи; он не на особом счету, а такой же как все.
Другими словами, он должен чувствовать свою равнозначимость со всеми
членами семейного коллектива.
Дети чутко улавливают отношения взрослых к ним, и в зависимости от
этого, у них возникают соответствующие проявления: мама снисходительная
и дочь знает ее слушаться не обязательно; отец строг – значит его
распоряжения обсуждению не подлежат; бабушка уступчива, добра – и
внучка всегда добивается желаемого от нее, прикинувшись маленькой и
беспомощной.
Не трудно заметить, что подобная практика отношения взрослых с
ребенком может побудить в нем неискренность, приспособленчество,
двоедушие. Характер не дается ребенку в наследство от родственников, если
же сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то
это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности,
постоянному общению с ними. Ведь близкие люди воздействуют на ребенка
не только специальными мерами, но и собственной личностью!
У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты
личности. С каким характером Ваш ребенок войдет в большой мир взрослых?
Это зависит от нас.
Какое ответственное дело вылепить человеческий характер!
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитывать его так,
чтобы он был счастливым – можно», - А.С. Макаренко.
От
того,
каков
сплав
черт
характера
будет
присущ
Вашим
подрастающим детям, во многом зависит их будущая жизненная позиция как
человека, гражданина, семьянина, труженика, воспитателя собственных
детей, ощущение долга пред Вами, родителями.
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ВАШИХ РУКАХ!!!!