Автор: Бобанова Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "НШООВЗ № 1
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Дидактическое пособие по теме: "Мама. Мамин праздник"
Тема: Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование
казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ТЕМЕ «МАМА. МАМИН ПРАЗДНИК»
Составитель: Бобанова С.В.
воспитатель
Аннотация.
Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В
сложных современных условиях, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и к членам семьи, особое значение приобретает
работа в детском саду по формированию у детей нравственных качеств к самым близким и родным людям, а в особенности к своей маме.
Ведь близкие отношения между ребенком дошкольного возраста и мамой имеют огромное значение для развития личности, ребенок -
дошкольник особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека. Формирование любви к матери у дошкольников
заключается в следующем: укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в ДОУ является одним из эффективных способов развития у детей
духовных
и
нравственных
качеств
и
создания
благоприятного
эмоционального
фона.
Дидактическое
пособие
предназначено
для
осуществления познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Пособие реализует
принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует
познавательные
интересы
и
познавательные
действия
ребенка
в
различных
видах
деятельности
и
направлено
на
развитие
речи
дошкольников. Пособие можно использовать как на групповых занятиях, так и на индивидуальных.
Цель:
- формирование у детей целостного представления об образе мамы – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни
каждого человека.
Задачи:
- формировать представления детей о маме как о значимом и любим человеке в окружении ребёнка, о празднике 8 марта;
- формировать словаря, работая над значениями слов и выражений, упражнять детей отвечать на вопросы, активизация глагольного словаря,
прилагательных в речи;
- развивать связную речь, память,
зрительное и слуховое восприятие детей, мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
- вызвать у детей интерес к работе и повседневным заботам мамы, совершенствовать стиль партнёрских отношений, стимулировать
самостоятельность;
- воспитывать уважения, бережное и заботливое отношение к маме;
Планируемые (ожидаемые) результаты:
- понимание детьми, что мама – самый дорогой человек в жизни ребёнка;
- умение детей заботиться о маме, совершать добрые, положительные поступки;
- сформированное уважительное, доброе отношение к маме;
- повышение уверенности в своих возможностях, самостоятельности;
- получение положительного эмоционального отклика от собственной творческой деятельности.
Методические рекомендации.
Для педагогов, родителей дошкольников с нарушением слуха предлагается использовать перечень игр, которые будут способствовать
достижению наилучших результатов в познавательном, речевом развитии дошкольников, а также эффективным способом развития у детей
духовных и нравственных качеств.
Новизна и практическая значимость.
Многофункциональное
пособие
способствует
повышению
эффективности
работы
в
образовательном
процессе,
усложнение
и
вариация дидактических задач и упражнений обеспечивает устойчивый интерес по формированию познавательной и речевой активности,
используется как средство закрепления изученного материала на занятиях и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с
нарушением слуха. Удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн.
Данное дидактическое пособие может быть использовано учителями – дефектологами, психологами, логопедами, воспитателями на
занятиях и в индивидуальной работе, а также родителями дома.
Характеристика пособия.
Данное пособие представляет собой:
- лото «Что делает мама»;
- мнемотаблицы;
- игровое упражнение «Ласковое слово для мамы»;
- лабиринт «Подарок для мамы»;
- игровое упражнение «Что забыла сделать мама?»;
- штриховка;
- «Цветик-семицветик для мамы»;
-
перфокарты;
-
опорные таблички
Педагог задает вопрос, показывает карточку, ребенок отвечает глаголами.
Цель: активизация глагольного словаря.
«Что де́лает ма́ма?
ГОТО́ВИТ(ВА́РИТ)
МАМА
УБИРА́ЕТ
СТИРА́ЕТ
ГЛАДИТ
МО́ЕТ
ВЫТИРА́ЕТ
РАБО́ТАЕТ
«Что де́лает ма́ма?»
МАМА
Мнемотаблицы.
Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению
речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
«Расскажи о маме»
И́МЯ, О́ТЧЕСТВО
МА́ЛЬЧИК, ДЕ́ВОЧКА
РО́СТ (ВЫСО́КИЙ, СРЕ́ДНИЙ, МА́ЛЕНЬКИЙ)
ЦВЕ́Т, ДЛИНА́ ВОЛО́С
ЦВЕ́
Т ГЛА́
З (ГОЛУБЫ́Е, ЗЕЛЁНЫЕ, КА́РИЕ)
М
ОЮ
ЗОВУТ
ДЕ́ВОЧКА.
М
ОЯ
МА́ЛЬЧИК.
М
ОЯ
У
У
Я
«ЛА́СКОВОЕ СЛО́ВО ДЛЯ МА́МЫ»
Педагог показывает детям карточки и предлагает назвать как можно больше слов, отвечая на вопрос.
Цель: активизация прилагательного словаря.
М
АМА КАКАЯ?
ЛА́СКОВАЯ
ВЕСЁЛАЯ
ЗАБО́ТЛИВАЯ
ДО́БРАЯ
ЛЮБИ́МАЯ
ТРУДОЛЮБИ́
ВАЯ
М
А́МА КАКА́Я?
КРАСИ́
ВАЯ
У́МНАЯ
СЕРЬЁЗНАЯ
СПОРТИ́ВНАЯ
РОДНА́Я
ЛУ́ЧШАЯ
ЛАБИРИ́НТ «ПОДА́РОК ДЛЯ МА́МЫ»
Ребенок может двигать по листу пальцем или вести линию маркером.
Цель: способствует развитию логического и пространственного мышления, внимания, наблюдательности, усидчивости, мелкой моторики.
ЛАБИРИ́НТ «ПОДА́РОК ДЛЯ МА́МЫ»
ЛАБИРИ́НТ «ПОДА́РОК ДЛЯ МА́МЫ»
«ЧТО ЗАБЫЛА СДЕЛАТЬ МАМА?»
Педагог, выставляя три картинки, говорит: мама хотела постирать, помыть посуду, почитать книгу и т. д. Предлагается запомнить
картинки, затем закрыть глаза, прячет одну из картинок. Дети смотрят и называют, что забыла сделать мама.
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия.
ПРИГОТО́ВИТЬ ЕДУ
СХОДИ́ТЬ В МАГАЗИ́Н
ПОСТИРА́ТЬ БЕЛЬЁ
ПОЧИ́СТИТЬ ЗУ́БЫ
ПОМЫ́ТЬ ПОСУ́ДУ
ПОМЫ́ТЬ ОКНО́
ПОМЫ́ТЬ РУ́КИ
ПОИГРА́ТЬ
НАКОРМИ́ТЬ
ПОГЛА́ДИТЬ БЕЛЬЁ
ПОЧИТА́ТЬ КНИ́ГУ
ПОГУЛЯ́ТЬ
П
А́ПА ПОДАРИ́Л МА́МЕ ЦЕ́ЛУЮ ПОЛЯ́НУ ЦВЕТО́В, ДОРИСУ́Й ИХ.
Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь,
наглядно-образное мышлении, воображение, активизируются творческие способности.
Цель: учить выполнять штрихи в свободном направлении, используя разные цвета.
П
ОМОГИ́ СКОРЕ́Е ПОПА́СТЬ К МА́МЕ И ПОЗДРА́ВИТЬ ЕЕ С ПРА́ЗДНИКОМ
.
«ЦВЕ́ТИК-СЕМИЦВЕТИК ДЛЯ МАМЫ»
Предложить ребенку рассмотреть картинку и цифры на ней, раскрасить картинку в соответствии с указанным цветом для каждого номера.
Цель: развитие зрительного восприятия, развитие цветовосприятия, развитие памяти, внимания, воображения, закрепление цифр.
ЖЁЛТЫЙ
ЗЕЛЁНЫЙ
КОРИ́ЧНЕВЫЙ
СИ́НИЙ
ФИОЛЕ́ТОВЫЙ
КРА́СНЫЙ
ОРА́НЖЕВЫЙ
33
33
2
1
2
3
5
6
7
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
4
5
6
7
ПЕРФОКАРТЫ.
М А
М А
В
СТА́ВЬ ПРОПУ́
ЩЕННУЮ БУ́
КВУ.
М А
М А
М
…
М
А
В
СТА́ВЬ ПРОПУ́
ЩЕННУЮ БУ́
КВУ.
М А
М А
М А
М
…
В
СТА́ВЬ ПРОПУ́
ЩЕННУЮ БУ́
КВУ.
М А
М
А
…
А
М
А
В
СТА́ВЬ ПРОПУ́
ЩЕННУЮ БУ́
КВУ.
М А
М
А
М
…
М
…
В
СТА́ВЬ ПРОПУ́
ЩЕННУЮ БУ́
КВУ.
М А
М
А
…
А
…
А
О
ПОРНЫЕ ТАБЛИЧКИ.
ЛА́
СКОВАЯ
КРАСИ́
ВАЯ
ВЕСЁЛАЯ
ДО́БРАЯ
ЛЮБИ́МАЯ
ЗАБО́
ТЛИВАЯ
ТРУДОЛЮБИ́ВАЯ
У́МНАЯ
СЕРЬЁЗНАЯ
ПРА́ЗДНИК 8 МА́РТА
МА́
МЫ
БА́БУШЕК
СЕСТРЁНОК
ДЛИ́ННЫЕ ВО́
ЛОСЫ
КОРО́
ТКИЕ ВО́ЛОСЫ
ЗЕЛЁНЫЕ ГЛАЗА́
КА́
РИЕ ГЛАЗА́
ГОЛУБЫ́
Е ГЛАЗА́
УБИРА́ЕТ
ВА́РИТ
СТИРА́ЕТ
ВЫТИРА́
ЕТ
РАБО́ТАЕТ
МО́ЕТ
ГЛА́ДИТ
ГОТО́
ВИТ