Автор: Зульфия Мухаметовна Шарипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Изотворчество для детей с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: дошкольное образование
Изотворчество для детей с интеллектуальными нарушениями.
Известно, что без специального обучения и воспитания дети с нарушением
интеллекта на протяжении всего дошкольного возраста не проявляют подлинного
интереса к рисованию.
Большинство детей не могут выполнить самые примитивные изображения. Их
изобразительная деятельность носит манипулятивный характер и находится на
уровне до изобразительного черкания. Многие дети не понимают поставленной перед
ними задачи: вместо того чтобы рисовать, они стучат карандашом, грызут его, мнут
или рвут бумагу. Некоторые их них хаотично воспроизводят различные штрихи,
почти не обращают внимание на оставляемый карандашом след, выходят за пределы
листа бумаги (чертят на столе), продолжают «рисовать» даже тогда, когда карандаш
сломался.
Предметное изображение появляется поздно (в 6-7 лет) и только под влиянием
обучения Тематика рисунков крайне ограничена и во многом зависит от содержания
предшествующих занятий. В основном они рисуют традиционные домики и
некоторые предметы.
В рисунках дошкольников с нарушением интеллекта можно обнаружить и другие
недостатки
(например,
непропорциональность
частей
рисунка,
смещение
изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и бумаги
и др.). Однако эти недостатки характерны также и для рисунков детей с нормой
развития.
Качественное
своеобразие
рисунков
детей
с
нарушением
интеллекта
в
значительной
мере
объясняется
недоразвитием
их
сенсорной
сферы
и
специфическими особенностями познавательной деятельности. Многие недостатки
обусловлены нарушением моторики и задержкой в развитии зрительно-двигательной
координации, небольшой объем внимания, быстрая утомляемость, пониженная
активность, недостаточная целенаправленность. Имеющиеся у этих детей нарушения
эмоционально -волевой сферы нередко отрицательно влияют на поведение. Многие
дети двигательно беспокойны: встают из-за стола, ходят по комнате, хватают друг у
друга карандаши и другие предметы. На замечание взрослого отвечают капризами,
криком,
плачем
или
совсем
не
реагируют.
Занятия по изобразительной деятельности строятся в соответствии с программой. Эти
занятия служат важным средством коррекции недостатков психофизического
развития детей с нарушением интеллекта. В целях ослабления этих недостатков
необходимо:
✓
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной
деятельности и ее результатам;
✓
Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения
средствами изобразительной деятельности;
✓
Учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального
предмета и знать их названия;
✓
Формировать
правильное
восприятие
формы,
величины,
цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
✓
Развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Учитывая цели и поставленные задачи (выявление индивидуальных особенностей
ребенка и характера его изобразительной деятельности)организуется занятия Уровень
изобразительной деятельности при поступлении в группу был чрезвычайно низок.
Поэтому первоначально сами рисовали, помогали при лепке, аппликации а дети
следили за действиями. В ходе занятий создавали игровые моменты, в которых
каждый ребенок сначала действовали вместе с воспитателем, затем по подражанию и,
наконец, самостоятельно.
В качестве объектов изображения использовали хорошо знакомые детям
предметы, в том числе игрушки, которые нетрудно нарисовать, слепить, построить
(домик, башня, ворота, шарик, мячик и т.д.).
На первоначальном этапе обучения различные виды работ сочетали друг с
другом. Например, сначала шарик лепили из пластилина, затем выполняли в виде
аппликации (даются готовые формы разного цвета), после чего рисовали цветными
карандашами. Цвет карандашей в этот период начинает приобретать все большее
значение. Хотя дети воспроизводят только каракули, цвет может вызывать у них
предметные ассоциации. Например, при восприятии желтого цвета дети говорят:
«солнышко», «цыпленок» и т.д. Такие ассоциации у детей неустойчивы, и поэтому их
надо систематически укреплять.
Мы изначально старались развивать у детей самостоятельность. Первоначально
учились фиксировать внимание на изображенном предмете. Затем детям предлагали
несложные задания типа «Покажи такой же» или «Принеси такой же». Так, например,
нарисовав какой-либо предмет (шар, мяч, кораблик и т.д.), просили найти среди
нескольких игрушек ту, что изображена на картинке. Это был подготовительный
период.
Вслед за подготовительным этапом обучения начали переходить к простейшим
изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). В этот второй период
дети познакомились с основными материалами (краски, бумага) и орудиями
деятельности (карандаши, кисти). Одновременно они осваивали элементарные
технические умения (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии и т.п.). В
это время большая роль отводится пассивным движениям. Мы вкладывали в правую
руку ребенка карандаш и «рисовали» вместе с ним дорожку, травку, заборчик и т.п.
При обучении дошкольников с нарушением интеллекта большое место занимает
показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует
расценивать как важный этап на пути развития активности и в известной степени
самостоятельности.
На занятиях используем коллективное рисование. Его суть состоит в следующем.
К стоящему у доски мольберту прикрепляли сравнительно большой лист бумаги и
рисовали на листе бумаги яблоню (елку, улицу с домами и т.п.), а затем просили
нескольких детей внести нужные дополнения (нарисовать яблоки, повесить на елку
игрушки и т.п.).
Доступность таких заданий вселяет уверенность в ребенка, вызывает у него
желание
самому
создавать
изображение.
Постепенно
действия
дошкольника
становятся более осмысленными и целенаправленными, он познает на практике
значение некоторых деталей в изображаемом предмете, закрепляет их название,
начинает соотносить с деталями реального предмета. Таким образом, создаются
условия для перехода к формированию у детей способов обследования предметов и
методы обучения направляются в основном на развитие процессов восприятия,
различения
форм,
цвета,
величины,
их
воспроизведения
в
рисунке,
лепке,
аппликации.
Различение по форме осуществляется при помощи зрения, осязания и обводящих
движений руки.
Интерес
дошкольников
к
занятиям
изобразительной
деятельностью
в
определенной мере поддерживается благодаря цветным предметам, используемым в
качестве натуры или образца. Дети с нарушением интеллекта эмоционально
реагируют на окраску, поэтому важно следить за тем, чтобы она была насыщенных и
чистых тонов. Это помогает им лучше различать и называть цвета.
Обучение детей изобразительной деятельности следует организовать в тесном
единстве с развитием их речи. Особая роль отводится формированию навыков
словесного
общения,
усилению
речевой
активности,
обогащению
словаря
дошкольников. В результате такой работы они начинают свободно вступать в контакт
со взрослым и лучше понимать обращенную к ним речь. Сначала дети учатся
называть предметы, которые изображает воспитатель, а затем обозначают словом
собственные рисунки, поделки, аппликации. Под влиянием направленного обучения
словарь детей увеличивается.
Речевое сопровождение процесса рисования и адекватные высказывания в связи с
выполненным заданием, несомненно, свидетельствуют о положительных сдвигах в
развитии умственно неполноценного ребенка. Об этом говорит и тот факт, что в
детских рисунках, поделках, аппликациях в известной мере отражаются характерные
свойства объектов. Изображения становятся более целостными. Увеличивается
количество деталей. Более правильно передаются величинные и пространственные
отношения между частями предметов.
На занятиях изодеятельности начали использовать и нетрадиционные техники
рисования
т.к.
нетрадиционное
рисование
доставляет
детям
множество
положительных эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых
им
предметов
в
качестве
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Благодаря
коррекционно-воспитательной
работе
у
детей
формируется
положительное отношение к результатам своей деятельности, желание сберечь
изображение, получить оценку со стороны взрослого, поделиться радость с близкими.
Все это следует рассматривать как элементы эстетического воспитания.
Разнообразие содержания и методов руководства изобразительной деятельностью
способствует психофизическому развитию дошкольников с нарушением интеллекта,
ведет к обогащению и перестройке их психических функций.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете № 2
на тему:
«Изотворчество для детей с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила: воспитатель Шарипова З.М.
Дата проведения: декабрь 2021г.
г. Салават 2021г.
Изотворчество для детей с интеллектуальными нарушениями.
Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают
инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.
Дети с нарушением интеллекта- наиболее многочисленная категория аномальных
детей.
Большинство детей не могут выполнить самые примитивные изображения. Их
изобразительная деятельность носит манипулятивный характер и находится на
уровне до изобразительного черкания. Многие дети не понимают поставленной перед
ними задачи: вместо того чтобы рисовать, они стучат карандашом, грызут его, мнут
или рвут бумагу. Некоторые из них хаотично воспроизводят различные штрихи,
почти не обращают внимание на оставляемый карандашом след, выходят за пределы
листа бумаги (чертят на столе), продолжают «рисовать» даже тогда, когда карандаш
сломался.
Предметное изображение появляется поздно (в 6-7 лет) и только под влиянием
обучения. Тематика рисунков крайне ограничена и во многом зависит от содержания
предшествующих занятий. В основном они рисуют традиционные домики и
некоторые предметы.
Поэтому занятия по изобразительной деятельности строятся в соответствии с
программой. Эти занятия служат важным средством коррекции недостатков
психофизического развития детей с нарушением интеллекта. В соответствии с
программой поставила следующие задачи.
✓
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной
деятельности и ее результатам;
✓
Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения
средствами изобразительной деятельности;
✓
Учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального
предмета и знать их названия;
✓
Формировать
правильное
восприятие
формы,
величины,
цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
✓
Развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Учитывая цели (выявление индивидуальных особенностей ребенка и характера
его изобразительной деятельности) и поставленные задачи были организованы
занятия Умения и знания по изобразительной деятельности при поступлении в группу
у детей был на низком уровне. Поэтому первоначально сама рисовала, помогала при
лепке, аппликации, а дети следили за действиями. В ходе занятий создавались
игровые моменты, в которых каждый ребенок сначала действовали вместе с
воспитателем, затем по подражанию и, наконец, самостоятельно.
В качестве объектов изображения использовала хорошо знакомые детям
предметы, в том числе игрушки, которые нетрудно нарисовать, слепить, построить
(домик, башня, ворота, шарик, мячик и т.д.).
На первоначальном этапе обучения различные виды работ сочетала друг с другом.
Например, сначала шарик лепили из пластилина, затем выполняли в виде аппликации
(даются готовые формы разного цвета), после чего рисовали цветными карандашами.
Цвет карандашей в этот период начинает приобретать все большее значение. Хотя
дети воспроизводят только каракули, цвет может вызывать у них предметные
ассоциации. Например, при восприятии желтого цвета дети говорили: «солнышко»,
«цыпленок» и т.д. Такие ассоциации у детей неустойчивы, и поэтому их
систематически укрепляла.
Изначально старалась развивать у детей самостоятельность. Первоначально
учились фиксировать внимание на изображенном предмете. Затем детям предлагала
несложные задания типа «Покажи такой же» или «Принеси такой же». Так, например,
нарисовав какой-либо предмет (шар, мяч, кораблик и т.д.), просила найти среди
нескольких игрушек ту, что изображена на картинке.
Во втором периоде обучения начали переходить к простейшим изобразительным
упражнениям
(рисунок,
лепка,
аппликация).
В
этот
второй
период
дети
познакомились с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности
(карандаши, кисти). Одновременно они осваивали элементарные технические умения
(правильно держать карандаш, кисть, проводить линии и т.п.). В это время большая
роль отводился пассивным движениям. Вкладывала в правую руку ребенка карандаш
и «рисовали» вместе с ним дорожку, травку, заборчик и т.п.
При обучении дошкольников с нарушением интеллекта большое место занимает
показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует
расценивать как важный этап на пути развития активности и в известной степени
самостоятельности.
На
занятиях
использовала
коллективное
рисование.
Его
суть
состоит
в
следующем: к стоящему у доски мольберту был прикреплен лист бумаги формата А3
и рисовала на листе бумаги например яблоню, елку, улицу с домами, лес, а затем
просила детей внести нужные дополнения (нарисовать яблоки, повесить на елку
игрушки, украсить дом, нарисовать дерево и т.п.).
Доступность таких заданий вселяли уверенность в ребенка, вызывало у него
желание самому создавать изображение. Постепенно действия некоторых детей
становилось более осмысленными и целенаправленными, они познавали на практике
значение некоторых деталей в изображаемом предмете, закрепляли их название,
начинали соотносить с деталями реального предмета. Таким образом, создавались
условия для перехода к формированию у детей способов обследования предметов и
методы обучения направляла в основном на развитие процессов восприятия,
различения
форм,
цвета,
величины,
их
воспроизведения
в
рисунке,
лепке,
аппликации.
Обучение детей изобразительной деятельности следует организовать в тесном
единстве с развитием их речи. Поэтому особую роль отводила формированию
навыков словесного общения, разными способами обогащению словаря. После такой
работы некоторые дети смогли свободно вступать в контакт со взрослым и лучше
понимать обращенную к ним речь. Сначала учились называть предметы, которые
изображала воспитатель, а затем обозначали словом собственные рисунки. Таким
образом смогли увеличить словарь детей
На
занятиях
использовала
и
нетрадиционные
техники
рисования
т.к.
нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоции,
удивляет своей непредсказуемостью.
Применение мной нетрадиционных техник способствовало обогащению знаний и
представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, На
занятиях
дети
узнали,
что
рисовать
можно
как
красками,
карандашами,
фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечкой, пробовали рисовать
предметы руками ( ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью
подручных
средств(ниток,
веревок,
трубочек),
с
помощью
природного
материала(листьев деревьев) .
Благодаря
коррекционно-воспитательной
работе
у
детей
формировала
положительное отношение к результатам своей деятельности, желание сберечь
изображение, получить оценку со стороны взрослого, поделиться радость с близкими.