Напоминание

"Формирование учебной и коммуникативной мотивации учащихся на уроке"


Автор: Белякина Ирина Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 им.К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: презентация методического совещания
Тема: "Формирование учебной и коммуникативной мотивации учащихся на уроке"
Раздел: полное образование





Назад





25 октября 2012г.

Формирование

учебной и коммуникативной

мотивации учащихся на уроке

Методическое совещание

«Настоящее искусство воспитания и образования состоит в том, чтобы так влиять на эти идеалы и цели, а также мотивы ежедневного поведения, чтобы школьник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый учитель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения» Винценты Оконь

Мотивация
- (от lat. movere ) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
«Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?»

Мотив учения
– это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы.
Мотив общения
(коммуникации) - организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.

Мотивация учения


Коммуникативная мотивация

(потребность в общении)


МОТИВЫ

Внешние
(мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей).
Внутренние
(интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

МОТИВЫ

Познавательные мотивы
заложены в самой учебной деятельности, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания;
Социальные
– это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса;

Диагностика учебной мотивации

старшеклассников
мотивы старшеклассников мотивы старшеклассников

Приоритеты в мотивах 11А и 11б классы
11А 11Б 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 познавательные коммуникативные эмоциональные саморазвития позиция школьника достижения внешние (поощрения и наказания)
10А 10Б познавательные коммуникативные эмоциональные саморазвития позиция школьника достижения внешние (поощрения и наказания)
Приоритеты в мотивах 10А и 10б классы


Уровень мотивации в 10-11 классах
11А класс 11Б класс 10А класс 10Б класс 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. 3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. 4. Занимательность, необычное изложение учебного материала; 5. Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; 6. Продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. 7. Личность учителя и характер его отношения к ученику. 8. Дифференциация обучения.

Факторы,

влияющие на формирование

устойчивой мотивации к учению

(начальная, средняя школа)
1. Содержание учебного материала. 2. Организация учебной деятельности. 3. Стиль педагогической деятельности учителя. 4. Коллективные, групповые формы учебной деятельности. 5. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
(старшая школа)
1. Осознание ближайших и конечных целей. 2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний. 3. Наличие любознательности у школьников. 4. Положительный психологический климат в классе. 5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.

Личностные качества учителя
 стремление к максимальной гибкости;  способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;  умение придать личностную окраску преподаванию;  владение стилем легкого (неформального) общения с учащимися;  эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.


В раздел образования