"Формирование учебной и коммуникативной мотивации учащихся на уроке"
Автор: Белякина Ирина Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 им.К.А.Москаленко" Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: презентация методического совещания Тема: "Формирование учебной и коммуникативной мотивации учащихся на уроке" Раздел: полное образование
«Настоящее искусство воспитания и
образования состоит в том, чтобы так
влиять на эти идеалы и цели, а также
мотивы ежедневного поведения, чтобы
школьник хотел идти путем, который
показывает ему опытный и мудрый учитель,
и одновременно, чтобы он усиленно работал
над своим умственным развитием, над
собственным характером, над
усовершенствованием мотивов
собственного поведения»
Винценты Оконь
Мотивация - (от lat. movere ) —
1) побуждение к действию;
2) динамический процесс
физиологического и психологического
плана, управляющий поведением
человека, определяющий его
направленность, организованность,
активность и устойчивость;
3) способность человека через труд
удовлетворять свои материальные
потребности.
«Почему в наше время,
в век компьютерных технологий и их широкого
применения в образовательном процессе многие
дети относятся к учебе совершенно
безразлично?»
Мотив учения –
это направленность учащегося на отдельные
стороны учебной работы.
Мотив общения (коммуникации) - организация
совместной с другими людьми деятельности
для активного приспособления к окружающему
миру, в том числе и для его преобразования.
Мотивация учения
Коммуникативная мотивация
(потребность в общении)
МОТИВЫ
Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы
оценки, достижения успеха, мотивы
самоутверждения, престижа, положения;
мотивы личного благополучия, избегания
неприятностей).
Внутренние (интерес к содержанию
деятельности; к ее процессу; к овладению
способами данной деятельности и тем самым к
саморазвитию).
МОТИВЫ
Познавательные мотивы заложены в самой
учебной деятельности, связанные с
познавательной потребностью субъекта,
удовольствием, получаемым от процесса
познания;
Социальные – это мотивы, связанные с тем, что
лежит вне самой учебной деятельности, мотивы,
направленные на другого человека в ходе
учебного процесса;
Приоритеты в мотивах 11А и 11б классы
11А
11Б
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
познавательные
коммуникативные
эмоциональные
саморазвития
позиция школьника
достижения
внешние (поощрения и наказания)
10А
10Б
познавательные
коммуникативные
эмоциональные
саморазвития
позиция школьника
достижения
внешние (поощрения и наказания)
Приоритеты в мотивах 10А и 10б классы
Уровень мотивации в 10-11 классах
11А класс
11Б класс
10А класс
10Б класс
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и
устремлений ученика.
4. Занимательность, необычное изложение учебного материала;
5. Необходима включенность учеников в совместную учебную
деятельность в классе;
6. Продуманная система поощрений учащихся за успехи и
наказаний за неудачи в учебной деятельности.
7. Личность учителя и характер его отношения к ученику.
8. Дифференциация обучения.
Факторы,
влияющие на формирование
устойчивой мотивации к учению
(начальная, средняя школа)
1. Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности.
3. Стиль педагогической деятельности учителя.
4. Коллективные, групповые формы учебной деятельности.
5. Оценка учебной деятельности школьника в безличной
форме, в сравнительной динамике.
(старшая школа)
1. Осознание ближайших и конечных целей.
2. Осознание теоретической и практической значимости
усваиваемых знаний.
3. Наличие любознательности у школьников.
4. Положительный психологический климат в классе.
5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.
Личностные качества учителя
стремление к максимальной гибкости;
способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию),
сензитивность (восприимчивость) к потребностям
учащихся;
умение придать личностную окраску преподаванию;
владение стилем легкого (неформального) общения с
учащимися;
эмоциональная уравновешенность, уверенность в
себе, жизнерадостность.