Автор: Альмухаметова Альфия Фуатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: с.Акъяр
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Геометрические фигуры в башкирском национальном костюме
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2 СЕЛА АКЪЯР
Исследовательская работа
Геометрические фигуры
в башкирском национальном костюме
Направление: Математика и информатика
Выполнила: ученица 5В класса
МАОУ СОШ № 2 с. Акъяр
Зайнагабдинова Камила
Научный руководитель: учитель
математики
МАОУ СОШ № 2 с.Акъяр
Альмухаметова Альфия Фуатовна
Акъяр-2020
Оглавление:
Введение………………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретическая часть. Геометрические фигуры в башкирском
национальном костюме……………………………...…………..…….…………...5
1.1 Литература о башкирских национальных орнаментах, геометрических
фигурах башкирских костюмах…..........................................................................5
1.2Национальные мотивы башкирского орнамента..........................................6
1.3 Геометрические формы орнамента………………..........................................7
Глава 2. Практическая часть…………………………………..…………..…..….9
2.1 Практическая часть……………………………………………..…….………..9
2.2 Интервьюирование……………………………………………….…...……..…9
Заключение……………………………………………………….…………...……10
Информационные ресурсы ....………………………………….………..……….11
Приложение……………………………………………………….………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Геометрия одна из тех наук, связь которой с окружающим миром очевидна
и бесспорна. Любой объект можно описать с точки зрения геометрии, найти
площадь, определить размеры, форму. Все, что нас окружает, состоит из
геометрических фигур. Чаще всего, при выполнении творческих работ по
геометрии, учащиеся, недолго задумываясь, приводят именно такие примеры, то
есть находят геометрические фигуры в материальных предметах.
Что общего между геометрией и национальным костюмом? Ответить на
вопрос, кто и когда решил сделать геометрию частью национального костюма,
невозможно. Геометрические узоры были частью национальных костюмов уже
давно, и не удивительно, что они плавно перешли и в мир современной моды.
Другими словами, всё то, что так восхищает нас сегодня, уже когда-то кого-то
приводило в восторг. Поэтому тема «Геометрические фигуры в башкирском
национальном костюме» всегда будет актуальной.
Объектом данного исследования является национальные башкирские узоры.
Предмет исследования: геометрические фигуры в национальном башкирском
костюме
Цель:
исследование
геометрических
фигур
в
башкирских
орнаментах,
расположение орнаментальных композиций.
Задачи исследования:
- изучить литературу о башкирских орнаментах, геометрических фигурах в
башкирских костюмах;
- изучить декор и мотивы орнамента;
- выявить и проанализировать математические законы построения орнамента;
Гипотеза
исследования
: с помощью башкирского национального костюма
возможно наглядно объяснить тему по математике «Геометрические фигур».
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по изучаемым вопросам;
-
посещение
районного
историко-краеведческого
музея
для
изучения
геометрических фигур в башкирских костюмах;
- фотографирование башкирских костюмов и отдельных геометрических фигур
в них;
- сравнение и анализ полученных фотографий на предмет выявления и изучения
геометрических фигур.
Структура работы состоит из введения, двух глав- теоретической и
практической, заключения, списка использованных источников и литературы,
приложения.
Глава 1. Теоретическая часть. Геометрические фигуры в
башкирском национальном костюме.
1.1Литература о башкирских национальных орнаментах,
геометрических фигурах в башкирских костюмах
Специального описания, а тем более исследования геометрического
орнамента башкирских костюмов, в источниках XVIII-XIX вв. не существует.
Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента этого
времени. И все же книгу из исследователей данного периода, представляющий
интерес для раскрытия, темы, факты мне удалось найти в фонде нашего
районного историко-краеведческого музея. Эта старинная книга С. И. Руденко
(Приложение 1), известного русского этнографа, "Башкиры", изданная в 1925
году в г. Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербурге), где даны описания орнаментов
старинных башкирских костюмов и их изображений, например: налобная
повязка башкирской женщины «хараус», головной убор башкирских женщин
«калябаш»,
накосные
украшения
«елькалек»,
«аркалык»
и
другие.
(Приложение2).
При изучении литературы по этой теме я узнала, что впервые анализ
башкирского орнамента был предпринят в начале 1960-х годов известными
учеными Н.В. Бикбулатовым и Р.Г. Кузеевым. Самыми ценными книгами для
меня при исследовательской работе были книги: С.Н. Шитовой "Башкирская
народная одежда", "Народное искусство: войлоки. ковры и ткани у южных
башкир",
Т.А.Брюхановой
"Технология
изделий
народных
промыслов
Республики Башкортостан", Л.С. Самситовой "Реалий башкирской культуры".
Изучая эти книги, я узнала, что слово «орнамент» происходит от
латинского «украшение» и чаще всего понимается как узор, состоящий из
ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения
различных предметов: утвари, мебели, текстильных изделий и т.д.; прикладного
и декоративного искусства.
1.2 Национальные мотивы башкирского орнамента
Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно.
Но в народном искусстве башкир отсутствует изобразительность в виду
сильного влияния на духовную жизнь ислама, запрещавшего изображения
всяких материальных предметов, но все же само искусство сохранилось как
"богатейшая кладовая орнаментов, приёма обработки и техники изготовления
изделия, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей
стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства. Орнамент является
основным видом народного искусства, представляющим своеобразный и
важный слой художественной памяти народа. Поэтому башкиры издревле в
строительстве жилищ, юрт, в создании предметов быта, в украшении одежды и
ювелирных изделий использовали геометрические фигуры, различные узоры,
орнаменты. (Приложение 3).
Национальный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В
нем гармонично сочетаются искусство кроя, узорное ткачество, вышивка,
аппликации, которые создавались с помощью симметрии (Приложение 4).
Башкирский орнамент тесно связан с математикой, так как в узорах
используются геометрические фигуры, которые подчиняются математическим
преобразованиям. В связи с этим были изучены такие математические понятия,
как симметрия, виды симметрии.
При вышивке и аппликации применяются простые геометрические
фигуры, рогообразные узоры, спирали и узоры растительного происхождения.
Орнаменты создаются с помощью преобразований. Это- параллельный перенос,
центральная симметрия, осевая симметрия, поворот.
Свойства осевой симметрии:
-симметричные точки равноудалены от оси симметрии;
-точки, находящиеся на оси симметрии, симметричны самой себе;
-симметричные фигуры равны.
1.3 Геометрические формы орнамента
Самыми распространенными в башкирском орнаменте формой являются
треугольник, ромб, окружность. (Приложение 5).
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных
завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие
варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак –
круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или
вихревой розетки. (Приложение 6).
Особо можно выделить композиционно сложенных орнаментов. Такими
являются узоры в древней налобной повязке «хараус» башкирской женщины. В
нем
объединены
сложные
композиции
из
простейших
элементов:
треугольников, ромбов, квадратов, трапеции, "ёлочки", крестов. (Приложение
2).
Также
в
башкирских
костюмах
можно
увидеть
элемент
свастики
(изображение
свастики),
шестиугольники,
восьмиугольники,
звезды
(Приложение 7).
Башкирский орнамент, как отдельные элементы, так и вся композиция,
всегда симметричен. Старинную одежду украшали вышивками, аппликациями.
В декоре использовались кораллы, бисер, серебряные подвески.
В тюбетейке орнаментальные узоры расположены по кругу полученные
параллельном переносом и поворотом на 180 градусов (Приложение 8).
Узоры
рогообразного
комплекса
в
мужском
камзоле
составляют
скользящую симметрию, полученный параллельным переносом и каждый узор
симметричен (Приложение 7).
Узоры в платьях женского костюма растительного происхождения образуют
скользящую симметрию. Рисунки в двух параллельных рядах. Женский камзол
украшен
криволинейными
комплексами
узоров
обладающих
осевой
симметрией. По краям каймы из орнаментов (Приложение 9). Также мужская и
женская обувь украшены симметричными узорами (Приложение 10).
Эти узоры чаще встречаются на камзолах, на голенищах сапог.
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Практическая часть
При исследовании темы «Геометрические фигуры в национальном
башкирском костюме» мы провели творческую работу. Сшили костюм для
куклы, украшенный геометрическими фигурами (Приложение 11). Также, чтобы
на практике проще создать узоры, орнамент, имеющие оси симметрии можно,
перегибая бумагу несколько раз, вырезать ножницами узоры (Приложение 12).
2.2 Интервьюирование
В рамках данного исследования я посетила районный историко-
краеведческий музей, где представлены экспонаты башкирских национальных
костюмов и взяла интервью у руководителя музея Байгускаровой Р.Г. (Видео)
Обобщение
Таким образом, для башкирского народного декоративного прикладного
искусства характерно многообразие геометрических орнаментальных форм,
имеющих ось симметрии, которые отражают природу, стиль его жизни,
восприятие окружающего мира. Башкирское народное искусство отличается
богатством
приемов
комбинаторики,
законченностью
композиции
на
поверхности изделий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы рассмотрели национальный
башкирский костюм, в котором ярко выражены мотивы геометрии. Мы пришли
к выводу, что с самых древних времен геометрия проникла и надежно
закрепилась в национальной одежде. В результате исследования мы выделили
основные геометрические фигуры, характерные для костюма: треугольник,
трапеция, прямоугольник, круг, овал.
Вывод:
с помощью данной темы можно наглядно рассказать о геометрических
фигурах;
сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии;
орнаменты на одежде и головных уборах башкирского национального
костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной
и зеркальной;
в составе орнамента национальной башкирской одежды чаще всего
используются животные и растительные мотивы;
используя законы построения орнаментов и башкирские мотивы можно
создать различные орнаменты.
Информационные ресурсы:
1. С.И. Руденко «Башкиры», Ленинград, 1925 год;
2. С.Н. Шитова «Башкирская народная одежда»;
3.С.Н. Шитова «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани южных башкир»;
4.Т.А.Брюханова
«Технология
изделия
народных
промыслов
Республики
Башкортостан»;
5. Л.С. Самситова «Реалий башкирской культуры»;
6. Экспонаты Хайбуллинского историко-краеведческого музея.
7. Башкирские национальные костюмы Усмановой Асмы Мавлямбирдеевны