Автор: Белоусова Эльвира Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ОГОНЕК" МБОУ "ЗМЕИНОГОРСКАЯ СОШ №3"
Населённый пункт: Алтайский край, город Змеиногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК» МБОУ
«ЗМЕИНОГОРСКАЯ СОШ №3» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО
КРАЯ
Статья
" Использование метода песочной терапии в
коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста"
Подготовил:
педагог-психолог
Белоусова Эльвира Валентиновна
"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум"
К.Г. Юнг
Арт-терапия является одним из популярных методов психологической коррекции, при
котором используются специальные художественные приемы и творчество:
сказкотерапия, изотерапия, музыкальная, игровая терапия и, все более широко
используемая, песочная терапия.
Метод песочной терапии строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет
внешнего мира вызывает какой-либо символв глубине бессознательного
.
Сторонники
теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию
человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.На основе теории К.Г. Юнга, Дора
Кальфф(швейцарский детский психотерапевт), разработала метод"песочной терапии",
главным принципом которого является "создание свободного и
защищенногопространства", где ребенок или взрослый может исследовать и выражать
свой мир. Свою основную идею она сформулировала так: "Игра с песком представляет
возможностьребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий,
ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями".
Песочная терапия является одним из популярных методов коррекции и психологической
помощи детям. Возможности этого природного материала очень велики, в первую очередь
работа с ним способствует возникновению положительных эмоций. Игры и упражнения с
песком нормализуют психоэмоциональное состояние детей, снижают тревожность и
напряжение, корректируют агрессивное поведение, развивают способности к творческому
самовыражению, а так же помогают решать проблемы межличностного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.
В своей практической деятельности мы активно используем метод песочной терапии, в
рамках развивающих занятий, при недостаточном развитии у детей интеллектуальной
сферы, при речевых и эмоциональных нарушениях, каждое занятие это новое
увлекательное путешествие. Для проведения таких занятий необходимо соответствующее
оборудование: песочный стол с подсветкой, просеянный, прокаленный песок, который
необходимо кварцевать после каждого использования. Разнообразный набор предметов и
игрушек: фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых),различные виды
транспорта, природный материал, лопатки, сито, воронки, формочкиразной величины,
широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования.Используя игрушки, играя с
песком, ребенок имеет возможность выразить всето, что он не может сказать словами,свои
желания и чувства отразить в процессе игры с наиболее приглянувшейся игрушкой. Дети
всегда с желанием участвую в играх с песком, здесь не требуются специальные навыки и
умения, здесь можно не бояться делать ошибки, что-либо испортить или сломать. По
мнению К.Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и
активизирует возможности самоисцеления. Главное достоинство этого материала в том,
что он способен принимать любую форму, с ним можно экспериментировать,быстро
разрушить композицию и вновь построить, многократно создавать новые сюжеты.
Во время индивидуальных занятий педагог находится рядом с ребенком и его роль не
является ведущей. Его главной задачей становится создание условий для проявления
созидающей творческой активностидетей. Втом случае, еслизанятия проводятся
вгрупповой форме, то они несут в себе другую цель, обучение взаимодействию
иконструктивному сотрудничеству.
Работу с использованием песочной терапии следует начинать поэтапно.
1. Знакомство с песком, на каждом последующем занятии следует использовать ритуал
вхождения в тему и выхода с занятия.
2. Спомощью игрушки посредника,это может бытьПесочная Феяили Песчинка,
познакомить детей с правилами поведения в песочнице: не брать песок в рот, не бросаться
им друг в друга, не выбрасывать намеренно песок из песочницы, после игры помочь
убрать песочницу и помыть руки.
3. Знакомство с вариантами игр:
"Отпечатки наших рук", " Секретик" или "Что спрятано
в песке?"
,
упражнение "Песочный ветер", с помощью трубочки, можно также выдувать
углубления, ямки на поверхности песка, упражнение "Необыкновенные следы",
кулачками и ладонями,кончиками пальцев ребенок оставляет следы на песке.
4. Рисование на песке:
- методомнасыпания, кулачком,открытой ладонью,двумя пальцами "посолить" одной
идругой рукой;
- методомпрорисовывания - подушечкой указательного пальца, одновременно
четырьмяпальцами (волна), ребром ладони;
- трафаретные методы.
В целом организацию игр-занятий с песком можно разделить на три вида:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью, дети заполняют
песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки,
собирают песок в комочки и создают горки;
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их
последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
В последние годы значительно увеличилось количество детей, у которых
отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, вследствие чего
проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится
актуальной. Причинами детской тревожности могут быть физиологические
особенности,особенности нервной системы (повышенная чувствительность),
индивидуальныеособенности, взаимоотношения с родителями, педагогами и
сверстниками, разногласия вних и конфликты.
Опыт работы показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить
внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить
страхи. Игра на песке служит тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством
самовыражения.Последовательность, систематичность проведенной работы дает свои
положительные результаты: снижение тревожности, формированиенавыков позитивной
коммуникации, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие творческого и
критического мышления.Наблюдаютсяулучшения в развитии тактильно-кинестетической
чувствительности, известно, что тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны
с мыслительными операциями, с познанием мира, именно при работе с песком
активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на
ладонях. Игры с песком позволяют не только корректировать тревожные проявления у
детей, но они также являются прекрасным средством для профилактики. Метод песочной
терапии мы используем в сочетании с другими методами, такими, как арттерапия,
сказкотерапия. Сказки на песке эффективный метод коррекции, они дают возможность
созидательного изменения формы, сюжета, событий, так же помогают детям преодолеть
возрастные кризисы, психологические проблемы, барьеры в общении.
Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения
трудностей,так закладывается база для дальнейшего формирования у него навыков
позитивной коммуникации.
Литература:
1. Бросова Т.В. Песочная терапия – один из методов арт-терапии/Т.В. Бросова//Проблемы
современной науки и образования. – 2015.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии". СПб.: Речь, 2005
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Игра с песком" -Практикум по песочной терапии. СПб.:
"Речь".- 2000.
4. Калашникова М. А. Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской
тревожности (из опыта работы)/М.А. Калашникова // Научно-методический электронный
журнал "Концепт". – 2016.
5. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. –
М.:Генезис, 2016.