"Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной деятельности"
Автор: Жукивская Елена Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж" Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной деятельности" Раздел: среднее профессиональное
Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной
деятельности
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-
педагогической
деятельности,
связанную
с
интеллектуальным
и
эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. В
настоящее
время
общество
предъявляет
к
педагогам
все
более
жесткие
требования.
Возрастают
требования
к
коммуникативной
сфере
личности
педагога
и
возникает
необходимость
целенаправленного
формирования
коммуникативной компетентности в образовательном процессе.
Актуальность заключается в том, что успешность педагогической
деятельности,
сопряженной
с
постоянными
контактами
с
родителями
и
детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться, то есть
коммуникативной
компетентности.
При
этом
ведущая
роль
в
общении
принадлежит
педагогу.
Поэтому
педагогу
необходимо
иметь
не
только
теоретические знания, но и практические навыки общения.
Целью
статьи
является
особенности
и
закономерности
развития
коммуникативной компетентности педагога в профессиональной деятельности
педагога.
Развитие
коммуникативной
компетентности
педагога
можно
рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников
образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.
Основными видами педагогической деятельности традиционно являются
воспитание
и
преподавание.
Воспитательная
работа
подчинена
цели
гармоничного
развития
личности.
Успешность
решения
задач
воспитания
определяется
наличием
положительных
изменений
в
сознании
студентов,
проявляющихся
в
поведении,
эмоциях
и
повседневной
деятельности.
Коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой
человека. Приобретение коммуникативной компетентности есть движение от
"интер" к "интра", от актуального мира личностных событий к результатам
осознания
этих
событий,
которое
закрепляется
в
когнитивных
структурах
психики
в
виде
умений
и
навыков
и
служит
человеку
при
дальнейших
контактах
с
окружающими.
Способность
к
учению
в
коммуникативных
ситуациях возрастает по мере освоения человеком культурных, в том числе
идейно-нравственных норм и закономерностей общественной жизни.
В
структуре
коммуникативной
компетентности
преподавателя
целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные
свойства: «подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности
и
умения
общаться;
способность
проявлять
эмпатию
к
людям;
умение
ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой,
своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;
умение
прогнозировать
возможные
педагогические
ситуации,
последствия
своих воздействий; наличие хороших вербальных способностей: культуры,
развитости
речи,
богатства
лексики
и
используемых
языковых
средств;
способность
к
педагогической
импровизации;
умение
применять
все
разнообразие средств воздействия».
Коммуникативная
компетентность
педагога
в
его
профессиональной
деятельности, является не только неотъемлемым фактором совершенствования
работы преподавателя, но и обязательным условием личностного роста, а так
же профилактикой профессионального выгорания.
Изучение
уровня
коммуникативной
компетентности
по
заданным
моделью компонентам, а так же формирование и развитие этих компонентов у
педагогов
послужило
толчком
для
проведения
исследования.
Мной
разработана следующая модель коммуникативной компетентности:
1) мотивационно – ценностный аспект компетентности (готовность к
проявлению
компетентности
и
ее
значимость),
потребность
в
профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации;
2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания
компетентности)
включает
способность
эффективно
решать
различные
проблемы, возникающие в общении;
3)
поведенческий
аспект
компетентности
(опыт
проявления
компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях)
способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе
образовательного
процесса,
умение
сохранять
эмоциональное
равновесие,
предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, умение
объективно
оценить
ситуации
взаимодействия
субъектов
образовательного
процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности
взаимодействия;
4)
эмоциональный
аспект
компетентности
(эмоциональная
регуляция
процесса
и
результата
проявления
компетентности)
способность
педагога
видеть и распознавать чувства участников процесса взаимодействия.
Каждый
из
перечисленных
компонентов
необходим
и
важен,
части
модели
коммуникативной
компетентности
педагога
взаимосвязаны
и
взаимозависимы. Но при этом важно знать, каким образом осуществляется
совершенствование
коммуникативной
компетентности
педагога
в
его
профессиональной деятельности.
Программа диагностики компонентов коммуникативной компетентности
педагогов включает в себя следующие методы:
Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» Зверева
В. И.;
Методика «Оценка профессиональной направленности учителя»;
Методика
«Стиль
педагогического
общения
учителей»
(Авторы А. Б.Майский и Е.Г.Ковалева);
Тест «Описания поведения» Томас К., адаптирован Гришиной Н.
В.;
«Диагностика коммуникативной и социальной компетентности»
КСК (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.);
Методика «Уровень социальной эмпатии» Фетискин Н. П.
Успех
профессиональной
деятельности
педагога
напрямую
связан
с
активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться.
Только так можно достигнуть настоящего успеха.
Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной
деятельности педагога успешнее развивается только в том случае, когда в
процессе
развития
уделяется
равное
внимание
каждому
из
компонентов
коммуникативной компетентности.
Развитие
коммуникативной
компетентности
педагога
можно
рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников
образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.