Напоминание

"Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной деятельности"


Автор: Жукивская Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной

деятельности
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально- педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.
Актуальность заключается в том, что
успешность педагогической деятельности, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться, то есть коммуникативной компетентности. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому педагогу необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.
Целью
статьи является особенности и закономерности развития коммуникативной компетентности педагога в профессиональной деятельности педагога. Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание. Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании студентов, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой человека. Приобретение коммуникативной компетентности есть движение от "интер" к "интра", от актуального мира личностных событий к результатам осознания этих событий, которое закрепляется в когнитивных структурах психики в виде умений и навыков и служит человеку при дальнейших контактах с окружающими. Способность к учению в коммуникативных ситуациях возрастает по мере освоения человеком культурных, в том числе идейно-нравственных норм и закономерностей общественной жизни. В структуре коммуникативной компетентности преподавателя целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства: «подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться; способность проявлять эмпатию к людям; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой,
своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; наличие хороших вербальных способностей: культуры, развитости речи, богатства лексики и используемых языковых средств; способность к педагогической импровизации; умение применять все разнообразие средств воздействия». Коммуникативная компетентность педагога в его профессиональной деятельности, является не только неотъемлемым фактором совершенствования работы преподавателя, но и обязательным условием личностного роста, а так же профилактикой профессионального выгорания. Изучение уровня коммуникативной компетентности по заданным моделью компонентам, а так же формирование и развитие этих компонентов у педагогов послужило толчком для проведения исследования. Мной разработана следующая модель коммуникативной компетентности: 1) мотивационно – ценностный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности и ее значимость), потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации; 2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности) включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении; 3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях) способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия; 4) эмоциональный аспект компетентности (эмоциональная регуляция процесса и результата проявления компетентности) способность педагога видеть и распознавать чувства участников процесса взаимодействия. Каждый из перечисленных компонентов необходим и важен, части модели коммуникативной компетентности педагога взаимосвязаны и взаимозависимы. Но при этом важно знать, каким образом осуществляется совершенствование коммуникативной компетентности педагога в его профессиональной деятельности. Программа диагностики компонентов коммуникативной компетентности педагогов включает в себя
следующие методы:

 Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» Зверева В. И.;  Методика «Оценка профессиональной направленности учителя»;  Методика «Стиль педагогического общения учителей» (Авторы А. Б.Майский и Е.Г.Ковалева);  Тест «Описания поведения» Томас К., адаптирован Гришиной Н. В.;  «Диагностика коммуникативной и социальной компетентности» КСК (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.);  Методика «Уровень социальной эмпатии» Фетискин Н. П. Успех профессиональной деятельности педагога напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться. Только так можно достигнуть настоящего успеха. Коммуникативная компетентность педагога в профессиональной деятельности педагога успешнее развивается только в том случае, когда в процессе развития уделяется равное внимание каждому из компонентов коммуникативной компетентности. Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.


В раздел образования