Автор: Суетина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 30
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность и проблемность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к.
процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня
познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению
затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. (слайд)
Овладение речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно
приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов, ученых.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития,
когда
происходит
пересмотр
содержания
дошкольного
образования.
Приняты
новые
Федеральные
государственные образовательные стандарты , в которых одним из приоритетных направлений в педагогике
становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению
возникновения
различных
речевых
нарушений.
Образовательная деятельность
должна
строиться
таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и
осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития.
ЧТО ЖЕ ПОМОЖЕТ АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ? В соответствии с требованиями ФГОС
(ОТВЕТЫ ЗАЛА 1 СЛОВОМ- ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ)
( ГИПОТЕЗА- АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СПОСОБСТВУЕТ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК)
P.S. Требованием Стандарта
является освоение ребенком различных культурных практик, а не к приобретение конкретных знаний,
умений и навыков.
Теоретическую интерпретацию выбранного нами направления вы видите на экране.
Исходя из выше сказанного,
была выбрана тема для нашей методической работы:
"Влияние
художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики ".
Сегодня мы хотим поделиться с вами реализацией опыта своей работы.
Цель – активизация речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с
художественной литературой .
Для достижения цели, определили задачи:(вы их видите на экране)
Система работы с детьми
Успешность развития и воспитания будет, если оно целенаправленно, планомерно и систематично.
Используя передовой опыт и инновационные технологии по обучению и воспитанию дошкольников,
разработали план, формы, направления, требования к организации работы по развитию речи через
художественную литературу, согласно возрастным особенностям.
Систематизировали весь материал и распределили на 6 блоков:
1.
«Мир фольклора» потешки, прибаутки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки,
скороговорки, частушки.
Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные
образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
2. «Сказка ложь, да в ней намек…» сказки (народные, авторские). Подбирая сказочный материал для
детей, я выбирали известные народные сказки, они сохраняют богатство народного языка. Использовали
авторские сказки, располагающие своими художественными особенностями и авторскими приемами, на
которых растут целые поколения.
3.«Богатыри» былины.
В старшем возрасте к сказкам присоединили работу по ознакомлению детей с былинами, которые
несут в себе ценности добра, любви, красоты, благородства. В своей работе используем былины в обработке
И.В. Карнаухиной - они близки детям, доступны их пониманию.
4. « Краски поэзии» стихотворения
Как не согласиться со словами В.Г. Белинского, что именно стихи помогают найти путь к детскому
сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове».
Создавая картотеку стихотворений, мы подбирали такие стихи, которые будут интересны детям, помогут им
играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
5.«Интересные истории» рассказы.
Знакомя дошкольников с творчеством Бианки, Чарушиной, Носова, Михалкова, Драгунского,
В.Осеевой и др. прививали любовь к произведениям детских писателей, которые
помогают ребенку
познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие
художественного
слова.
Рассказы
о
вов
формируют
у
детей
образа
героя,
защитника
своего
государства, воспитают чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Рассказы о Северном крае помогают детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой
Родине».
6. «Почемучки» энциклопедии.
Блок Почемучки знакомит детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением.
Рассказывает о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивает интерес к справочной
литературе, любознательность.
Блоки распределены по неделям, они чередуются между собой, что способствует разнообразию
изучения жанров литературы.
Самое первое правило в нашей работе – это создание мотивации для детей. А, значит, работа должна
быть интересной, доступной, насыщенной и запоминающейся.
В своей работе
придерживаемся ориентиров в ознакомлении детей с детской художественной
литературой.
- свободный выбор произведения для конкретной группы, определение круга детского чтения
(ответственность педагога за выбор книг):
- непринужденная форма организации чтения (свободный выбор времени и места для ежедневного
чтения);
- соединение чтения художественной литературы с другими культурными практиками (сюжет
литературного произведения как событие для игры, поисково-исследовательской, продуктивной и т.д.
деятельности).
Культурная практика литературного детского творчества складывается на основе накопления
ребенком определенного читательского опыта, отличающегося развитым интересом к чтению, умением
воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями,
способности к самовыражению в разных видах художественно-речевой деятельности.
Развитие литературного творчества дошкольника наблюдается через смену ролей:
- роль - «Слушатель» – воспринимает литературный текст, образ, насыщается впечатлениями,
увлекается мотивируется на творчество;
- роль – «Рассказчик» - пересказывает литературное произведение, пытается донести до других смысл
услышанного им самим, максимально придерживаясь оригинального текста;
- роль - «Творец» - сочиняет и создает свой собственный образ, историю, сказку.
Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет
создания
взрослыми
разнообразной
предметно-пространственной
среды
(при
активном
участии,
и
инициировании самих детей), которая обеспечивает для них широкий выбор литературных произведений ,
соответствующей их интересам, позволяет действовать индивидуально или включаться во взаимодействие со
сверстниками в разных ситуациях, определяет активность ребенка, его действия, деятельность.
Свою работу начали с создания предметно - развивающей среды в группе, центра «Умный
лис», который постоянно пополняется и обновляется. В нем собран весь игровой и дидактический материал
по активизации речевого развития через художественную литературу. Название центра было выбрано
неспроста, ведь этот персонаж знаком всем детям, он им близок и понятен, встречается во многих рассказах и
сказках и характеризуется, как очень умное животное. Поэтому именно лис стал хозяином литературного
центра, в котором собираются ребята, узнают, что-то новое, знакомятся с литературными произведениями,
устраивают мозговой штурм, строят планы, выполняют их и возвращаются в центр, что-бы поделиться с
лисом своими успехами, достижениями и впечатлениями.
Методические приемы используемые при реализации деятельности
Работу по ознакомлению детей с новыми произведениями художественной литературы строим
поэтапно.
Этапы работы с текстом литературного произведения:
1.
До чтения – мотивационный, целеориентированный.
2.
Во время чтения –содержательный, ценностно-ориентированный.
3.После чтения – ценностный диалог; творческий; рефлексивный; открыто-перспективный.
Восприятие литературного произведения: этапы деятельности.
1.
Мотивационный, целеориентированный (ориентирован на ценности, их эмоциональное
восприятие).
Устанавливаем эмоциональный контакт с детьми. Игровая, проблемная, ценностная образовательная
ситуация, спонтанная инициатива самих детей, вызывающая заинтересованность , побуждение к слушанию,
чтению, подводящая к целеполаганию (встречаемся с героем литературного произведения; рассматриваем
иллюстрации к тексту; анализируем название, данное автором книги и др.).
2.Содержательный,
ценностно-ориентированный (ориентирован
на
эмоционально-чувственное
воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
«Встреча» детей с ценностным миром – литературных персонажей, чтение-слушание, обсуждение,
направлено на непосредственное эмоционально-чувственное восприятие художественных произведений
ребенком,
пробуждающее
эмоциональные
впечатления,
способствующее
возникновению
образов
и
представлений Читаем произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально
пережили прослушанное (прочувствовали его).
3.Ценностный диалог (направлен на обсуждения литературного произведения на осознание и
проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).
На экране вы видите вопросы, которые побуждают ребят к называнию ценностей, отраженных в
произведении. Определению характера действующих лиц (персонажей), их взаимоотношений, мотива
поступков, связей и отношений между персонажами и сложившимися обстоятельствами, событиями.
Извлечение смысла, идеи содержания авторского текста. Побуждаем детей к выражению своего отношения к
героям, персонажам, их поступкам, оценке событий, вербализации своих ощущений, настроений, к сравнению
разных способов передачи одного и того же содержания или настроения.
Творческий (ориентирован на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждает
к образному выражению своего отношения к обсуждаемой ценности).
Ребята выполняют творческие задания на выявление вариантов развития событий и поступков
действующих лиц, возможных мыслей персонажей через побуждение к фантазированию, рассуждениям,
поисковым действиям, сочинению, связанным со сферой воображения: «Проиллюстрируй…», «Сочини…»,
«Придумай…» «А если бы…» и т.п.); находят ценные сюжеты для рисунка, иллюстрирования, лепки,
конструирования, коллажа и т.п.
Рефлексивный (направлен на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях,
ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения).
Дошкольники проговаривают, какие эмоции испытали, устанавливают ассоциативные связи с личным
опытом , требующих сравнения, сопоставляют поступки, ищут аналогий и обобщения. Проговаривают,
пригодится ли в жизни полученный от автора «урок».
Открыто
перспективный
этап
деятельности
воспитанников,
подразумевает
выход
на
самостоятельную
деятельность,
самостоятельный
ценностный
выбор,
в
том
числе
в
специально
конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания
(драматизация, спектакль, иллюстрация, поделка, словесная игра), с выходом на собственное словесное
творчество детей (продолжение словесного экспериментирования персонажей читаемого в данное время
произведения, придумывание своих стихов, загадок, поиск рифм,
и пр.; творческое построение
повествовательных последовательностей (сюжетов), сюжетосложение как элемент словесного и игрового
творчества (игра-придумывание), запись и иллюстрирование придуманных историй.
Мы используем разные виды детской деятельности при реализации культурных практик. Все
используемые нами практики носят интегративный характер.
Виды детской деятельности подразделили на условные поля:
Творческое поле: рисование, лепка, аппликация, конструирование, создание коллажей, изготовление
атрибутов.
Игровое поле:
сюжетно-ролевые игры, музыкальные, хороводные, подвижные, дидактические,
театрализация.
Речевое поле: речевые игры и упражнения, заучивание, пересказ (цепочкой, от третьего лица, краткий,
подробный, с опорой на картинки, схемы), диалоги, словотворчество.
Интеллектуальное
поле:
создание
умных
карт,
синквейн,
кроссворды,
викторины,
игры
-
экспериментирования, проектная деятельность.
Хотим подробно остановиться на наиболее интересных моментах нашей деятельности.
Мир фольклора.
Заклички, дразнилки, мирилки, считалки очень нравятся дошкольникам, они стараются их запомнить и
использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Ребята с удовольствием окунулись в
мир фольклора: разучивали тексты с опорой на мнемотаблицы, которые изготавливали самостоятельно,
разгадывали глубокий смысл поговорок и пословиц, которые рисовали совместно с родителями, разыгрывали
сценки по потешкам, применяли считалки в играх, учились мириться при помощи мирилки, кричали заклички
в народных и хороводных играх, пели частушки, рисовали, проявляли собственное творчество при
придумывании загадок, считалок, устраивали вечера фольклорных посиделок.
Малые формы фольклора - незаменимый материал различных упражнений по развитию речи. С их
помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики,
обогащают свой словарь и т. д.
«Сказка ложь, да в ней намек»
Сказка это любимый жанр детей, это мир чудес, волшебства и приключений.
Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и
нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я
хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством? Это не только кладезь народной мудрости, но и
источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок существо
активное от природы, он любит не просто слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Мы
учим детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески
преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,
смешивать несколько сюжетов в один. То есть дети выступают непросто в роли пассивных слушателей, а
являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений. В своей
работе используем методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности
дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а
наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя
открытие. С помощью метода проблемных ситуаций у детей развивается умение представить ситуацию и
найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… колобок повстречался в пути со злым
волшебником? А что было бы если… теремок не развалился). Метод моделирования помогает учить детей
использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок. Используя метод
разрешения противоречий можно научить детей выявлять противоречивые свойства явлений и предметов,
решать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел
дождь). Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить
максимальное количество идей за минимальное время. Например: как вытащить хвост из проруби, не
повредив, его в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Принимаются все ответы детей, ответы не
критикуются, в конце анализируются и выбираются наиболее оригинальные и практичные. Путем опытной
деятельности, дети учатся доказывать правдивый смысл сказки. Подвижные и речевые игры со сказочными
героями, повышают речевую активность. Театрализация сказок, сказочные мюзиклы, проектная деятельность
«Пластилиновая сказка», игры пантомимы, разыгрывание сюжетов и диалогов открывает широкий потенциал
для творческой активности.
Необходимо применять в работе технологию «Художественного творчества». Ребята с удовольствием
рисуют, лепят, конструируют, делают аппликацию и поделки, создают коллажи, изготавливают маски для
театрализации.
Технология создания «Умных карт» это техника представления любого процесса или события, мысли
или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Технология помогает
научить детей думать креативно, развивать творческое мышление.
Интересной идеей стало проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Чтобы дети
убедились в том, что сказки имеют запахи, мы собрали богатую коллекцию запахов. В разные баночки
положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах: мускатный орех, корица,
кардамон, горчица, лавровый лист, мята, крапива, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, деревянная
стружка, апельсиновые и лимонные сушеные корки, мед, чай, кофе, какао и др. Читая или рассказывая
сказку, с детьми подбирается каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у
детей. Развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато. Например, при
ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно
составить “аромат” дома Бабы Яги. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной
сказки, используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с
разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” .Создавать звуки можно и с помощью
голоса.
Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи
кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению
добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают,
закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.
Таким образом, дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и
народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются
мыслить творчески. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со
сказкой, они учатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами
любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты,
творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
«Богатыри»
Со второй половины старшей группы знакомим детей с былинами. Технология проектного метода,
помогла лучше раскрыть образ былинного богатыря. Ребята узнали, что такое былина, история ее создания.
Познакомились с картиной Васнецова «Богатыри». Посетили музей, где наглядно познакомились с
предметами старины. В ходе познавательных занятий ближе узнавали героев былин. Показали свои знания на
вечере развлечений «Герои русских былин».
Блок «Краски поэзии»
Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова,
поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа. Чтобы развить у каждого ребенка интерес
к поэзии применяем как традиционные, так и нетрадиционные методы воздействия.
Проводим вступительные беседы, рассматриваем и обсуждаем с ребятами репродукций картин,
создаем игровые ситуации и проблемные задачи. Например: ставим проблемный вопрос перед ознакомлнием
со стихотворением «Зайчик» Е. Лось, что сделает его восприятие более интересным. Дети должны ответить,
можно ли увидеть солнечного зайчика на стенке и вещах, когда солнышко спрячется за тучку. Учим детей
использовать жесты и мимику «Расскажи стих руками». Со старшего возраста ребята читают тексты по ролям
и инсценируют их.
Лучше запомнить стихотворение помогает использование приемов мнемотехники, пиктограмм, схем.
Используем и готовые материалы и самостоятельно сделанные детьми.
Знакомя детей с пейзажной лирикой, помогаем увидеть, ощутить и запомнить картину, которую
создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию,
музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения. При этом очень
важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм.
В этом случае советуем ребенку нарисовать то, что ему представлялось во время чтения
стихотворения. Идея проекта «Стихотворение в моменте» зародилось с подачи самих детей, когда ребята
начали искать строчки стихотворения в окружающей действительности.
Блок «Интересные истории» содержит в себе рассказы
-познавательные
-о добре и зле
-о ВОВ
-юмористические
Знакомство детей с рассказами проходило в несколько этапов: выразительное чтение, совместное
обсуждение, беседы, просмотр мультфильма, фильма, познавательного ролика, создание проблемной
ситуации, выдвижение гипотезы, игровая деятельность на основе сюжета книги, создание и использование
мнемотаблиц для пересказа, творческая, речевые игры со словом, составление рассказов из личного опыта,
создание копилки «Добрые дела», тематических альбомов с рисунками, интеллект карт, проектов.
Данная деятельность способствовала улучшению связной речи детей, развитию познавательного
интереса и творческих способностей, побуждала интерес к художественным произведениям.
Блок «Почемучки» детские энциклопедии
В старшем
дошкольном возрасте
познавательные интересы
воспитанников
становятся
разносторонними нам на помощь приходит детская энциклопедическая литература, где в доступном
изложении, дети встречаются с интересной информацией.
Познакомив детей с особым жанром литературы –энциклопедией, увидев интерес в глазах детей нам
пришла идея, искать вместе с детьми ответы на интересующие их вопросы. На первом этапе ребята
зарисовывали свой вопрос на бумаге, озвучивали его, ставили проблему «Где мы можем найти ответ на
вопрос?». Второй этап был сбором информации: научные статьи, энциклопедии, электронные познавательные
фильмы, к этому этапу были активно подключены родители воспитанников. Третий этап раскрытие
достоверного ответа на поставленные вопросы, проведение опытов, составление схем.
Работа по данному блоку развивает у детей осмысленный интерес к детской энциклопедии как
средству активизации самостоятельной познавательной деятельности,
стимулирует
к самостоятельному
формулированию проблем и вопросов, которые их интересуют для дальнейшего изучения. Дошкольники
подводятся к тому, что способы изучения темы могут быть различны: поиск информации в книгах,
организация самостоятельной поисковой деятельности, общение с педагогами, родителями и детьми, четкое
формулирование проблемы для коллективного поиска ответов и пр. обогащение читательского опыта за счет
знакомства
с
познавательной
книгой
разных
видов,
развитие
монологической
речи,
активизации
самостоятельной поисковой деятельности.
У нас на севере зимушка-зима очень красива и длится долго, и мы с ребятами решили разгадать все
тайны зимы создать электронную книгу «Тайны зимы».
Каждый ребенок всегда хочет поделиться с кем нибудь своими впечатлениями, достижениями или
трудностями. Для этого после завершения работы мы вновь собираемся в литературном кафе, где подводим
итоги деятельности, делимся впечатлениями. Ребята пополняют своим настроением «Доску эмоций» и
рассказывают о свои успехи или трудностях.
Привлекаем к взаимодействию по нашей теме специалистов детского сада.
Наших любимых родителей мы привлекаем к нашей интересной деятельности и они увлеченно
присоединяются к участию в литературных виражах. Читательский дневник, мастер классы (изготовление
мнемотаблиц), театрализация, приобщение к посещению библиотеки, изготовление атрибутов, спортивные
соревнования. Участие в общественном движении Буккроссинг «Прочитал сам - передай другому».
Учитывая специфику работы коррекционной группы, активизация речи происходит во всех режимных
моментах, мы стараемся обогатить ее стихотворениями, речевками с участием любимых литературных героев.
Доброй традицией стало чтение медитативных и терапевтических сказок, которые помогают расслабиться ,
перед дневным сном.
Полюбились ребятам и сюжетно-ролевые игры основанные на реальных событиях: «Библиотека»,
«Книжный магазин», «На выставке книг». Дети с удовольствием изготавливали атрибуты для игр,
выстраивали сюжетную цепочку, разыгрывали ролевые диалоги, каждый старался найти себе роль по душе.
Учим детей бережно обращаться с книгой. Ребята с удовольствием изготавливают закладки для книг.
При необходимости аккуратно подклеивают книги.
Свой накопленный опыт ребята показывают, участвуя в викторинах и творческих конкурсах, в этом
году приняли участие в создании рукописной книги «Все краски севера».
Взаимодействуя с социумом наши воспитанники посещают тематические сказочные мероприятия в
экопарке. С удовольствием посещают детскую библиотеку, как с педагогами, так и с родителями.
Результативность
К концу дошкольного периода детства у детей сформировались основы читательской деятельности:
- ребенок - слушатель осознанно относится к выбору книг, у него появляются личностные
предпочтения среди тем, авторов, жанров, он способен воспринимать и понимать содержание произведения и
ждет встречи с книгой (продолжением чтения книги);
- ребенок – творец, у него накоплен богатый опыт художественно-речевой деятельности (восприятие
произведение художественной литературы и фольклора, словесное рисование, выразительное чтение,
пересказ,
творческое
рассказывание,
игры-драматизации,
участие
в
инсценировках,
литературных
викторинах); у него накоплен опыт словесного творчества на основе комбинированной деятельности
воображения, которая позволяет ему использовать хорошо знакомые из прежнего опыта художественные
образы, слова, образные выражения (каждый ребенок комбинирует эти элементы по-своему, оригинально, а не
просто воспроизводит то, что слышал); у ребенка появляется осознанное отношение к языку в его
эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для
воплощение художественного образа;
- ребенок – ценитель, хранитель книги – осознанно и бережно относится к книге, владеет
практическими навыками и при необходимости инициирует и принимает активное участие в ремонте книги,
понимает значение рационального использования материалов, применяет целесообразные приемы работы,
участвует в отборе произведений для организации и оформления зоны для чтения.
Литература стала неотъемлемой частичкой нашей жизни, которая делает краше наши обычные будни и
активирует речь детей, делая ее красивой, мелодичной, богатой, правильной.
Использование культурных практик привело к
формированию у каждого ребенка высокой
самооценки, уверенности в своих силах, позитивной социализации, речевого раскрепощения, положительной
динамике в развитии речи детей. По таблице диагностики видно как все начиналось и к каким результатам мы
пришли.
Мониторинг проводили, опираясь на инструментарии педагогической диагностики Верещагиной
Натальи Валентиновны, по образовательной области «Речевое развитие».
Перспективы
Использовать и совершенствовать свою работу в данном направлении. Расширять и распространять
накопленный опыт.
Своим педагогическим опытом мы с удовольствием делимся с коллегами в ДОУ. Являемся
участниками конкурсов посвященных теме литературы и речевому развитию детей.