Автор: Кызынгашева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Белоярская СШ" Лукьяновская ОШ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, д. Лукьяновка
Наименование материала: классный час
Тема: Культура Хакасии
Раздел: начальное образование
Классный час
Тема: Культура Хакасии
Цель: развивать у детей творческих и познавательных способностей в
процессе разрешения специально регулируемых ситуаций.
Задачи:
пополнить знания детей о столице Республики Хакасия – Абакане;
расширить знания о художниках, поэтах, композиторах Хакасии;
продолжить работу по развитию творческих способностей: составление
узора по мотивам хакасской росписи;
способствовать развитию художественного вкуса, умения работать с
цветом;
развивать коммуникативные навыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.
Представьте, что все мы в автобусе, который отправится по улицам столицы
Хакасия городу Абакану. Альберт будет шофером, а вы все… Кем будете в
нашем автобусе ? (Пассажиры)
– Скажите, как называется человек, который проводит экскурсию?
(Экскурсовод, гид)
– Позвольте, экскурсоводом сегодня буду я, а все вы будете моими
помощниками. Занимайте свои места, садитесь поудобнее. Итак, мы
начинаем нашу экскурсию.
2. Путешествие по г.Абакану
Рассказ экскурсовода (по ходу рассказа на экране слайды с фотографиями
улиц, зданий, о которых идет речь):
Абакан – столица Хакасии. Абакан красив. Как жарок, стоит он среди
хакасской степи. Абакан молод. Ему всего 74 года. Абаканцы любят свой
город. Они сделали его красивым. Мы начинаем наше путешествие по улице,
которая носит имя Щетинкина. Это красивая, широкая улица, Слева по ходу
движения автобуса мы видим гостиницу “Дружба”, в которой
останавливаются многочисленные гости нашего города. А это – современный
торговый комплекс “Дружба”.
1
- Кто знает, что в переводе с хакасского языка означает слово “Абакан”?
(Медвежья кровь), Аба – медведь, хан - кровь
– А если Абакан – медвежья кровь, значит, абаканцы – люди сильной крови.
Жители Абакана – крепкие, мужественные, но в то же время добрые,
гостеприимные. Настоящие сибиряки!
Остановка 1. “Выставочный зал”
Учитель: Как вы думаете, что можно увидеть в выставочном зале?
(Выставку картин)
– Давайте зайдем и посмотрим. Вот они, картины художников Хакасии.
Прямо перед вами – работа художника Григория Андреевича Серебрякова. С
ней нас познакомит…
Секрет зрительского успеха всех выставок у Григория Андреевича
Серебрякова в том, что у него «певучая» кисть. Что это значит?
Наверное, то, что в его работах мы сразу узнаём знакомые места,
уголки зелёной зоны, старые улочки, но преображённые «певучей»
кистью. Потому как привычные для нас места волнуют нас по-новому.
Вызывают какое-то более тёплое чувство, потому что видим мы уже
созданное художником-поэтом, мастером тонкой лирики.
Вся любовь художника, весь жар его души отданы пейзажам и
натюрмортам. В них чувство художника Григория Андреевича к
земле, к цветам, деревьям, травам, коням, ко всем плодам земным, к
простору степей и набегающим волнам гор.
Вглядитесь внимательно на его работы и вы сами увидите, какой
талантливый художник живёт среди нас.
– Скажите, что на ней изображено? (Хакасская степь, каменные
изваяния, трава, кони)
– К какому жанру живописи можно отнести эту картину? (Пейзаж)
Учитель: Перейдем к другой картине. Называется она “Расплата у бездонной
полыньи”. Художник – Боргояков Павел Михайлович. Как вы думаете, о чем
она? Нам расскажет …
Таких людей, как Павел Михайлович Боргояков, в народе называют
самородками. Родился он в аале Нижняя Тёя. Уже во время учёбы
учителя замечали не по-детски серьёзную сосредоточенность в глазах
паренька. Именно тогда обнаружились у него способности
художника. А ещё была у него большая тяга к музыке. Прислушивался
к каждой песне, которые пела бабушка. Дальше - больше, выучился
игре на чатхане, потом освоил баян.
Павла Михайловича одинаково увлекали и музыка, и рисование.
Одинаково талантливо пишет он музыку к песням, а также творит
2
живописные полотна. Вот, к примеру, картина «Расплата у бездонной
полыни» по мотивам народного предания. Художник Павел
Михайлович Боргояков.
У богатого бая была красавица дочь. Ходила она за водой к источнику.
А за это водяному царю надо было платить деньги, бросать монеты в
источник. Бай и слышать не хотел об этом. И вот однажды он
пришёл к источнику сам. Напоил коня и наклонился испить прохладной
воды. Тут его ухватил за длинную бороду водяной царь. Потребовал
заплатить за воду, отдать в жёны дочь-красавицу...
Учитель: Нас ждет следующая картина. Художник, создавший ее, – Ачитаев
Николай Борисович. Перед нами картина “Вечерний отдых”. О художнике и
о картине нам расскажет …(…..)
Художник Ачитаев Николай Борисович родился в аале Усос Бейского
района.
В 1987 году в Москве на Всероссийской выставке бронзовой медалью
отмечена его работа «Инкрустированная посуда». Самые большие его
работы знакомы нам. Они украшают кинотеатры «Октябрь» и
«Победа» в г. Абакане.
Гордость художника Ачитаева Н.Б. - его коллекции кинжалов и
ножей. Ручки у ножей изображены в виде гепардов, барсов, медведей,
собак, лосей. А также использован хакасский орнамент.
Хакасская девушка, занятая вышивкой затейливого узора на сапожке.
Мальчик с дудочкой - хобырахом. Этот сюжет заставляет нас
помечтать об их жизни или же сочинить сказку. Это, наверное,
потому, что свои силы мастер черпает в общении с природой, с
аксакалами наших аалов, с учёными. Потом вся добрая энергия его
прекрасных работ дарится людям.
– В каких кинотеатрах столицы Хакасии, города Абакана, вы бывали?
3. Физминутка. Игра «Ынархас».
Учитель: А еще Хисматуллин Денис познакомит вас с хакасским
художником-иллюстратором книг для детей Тодыковым Владимиром
Александровичем.
В 1975 году в Париже наш земляк выставлял свои картины на
Международной художественной выставке. Все посетители
восхищались его графическими работами. И за свою работу он получил
3
самую высшую награду - золотую медаль. Это был наш знаменитый
хакасский художник Владимир Александрович Тодыков.
Владимир Александрович рос среди чабанов, землепашцев, охотников.
С малолетства ему запомнились исполненные ими сказания, рассказы,
сказки. Они открыли ему волнующую красоту старины. Художник
рассказал нам об этом с помощью карандаша и краски.
Сейчас его большие работы можно увидеть на центральном торговом
доме в Абакане.
Учитель: – Наше путешествие продолжается, автобус поворачивает на
проспект Ленина. Какую улицу называют проспектом? (Широкую,
просторную, главную…)
Читаю 1 столбик песни Нины Викторовны Катаевой на слова С. Янгуловой
“Песня об Абакане”.
Проспектом шагаю, шагаю
И слышу, как сердце поет.
Со мною, как тень голубая,
Неслышная песня плывет…
– Эту песню, которую написала хакасский композитор Нина Викторовна
Катаева. Песни она пишет для детей и для взрослых. Многие ее песни о
любимом городе, о красивой природе, о хороших людях. Короче, о ней нам
расскажет Матонин А.
Есть в городе Абакане народный ансамбль «Чон коглери». Этот
ансамбль хорошо знают по всей Хакасии и любят слушать их яркие
выступления. Руководит этим ансамблем неутомимый человек,
который влюблён в мелодию хакасских песен. Это композитор - Нина
Викторовна Катаева.
Многие годы связали Нину Викторовну с популярным ансамблем
«Жарки». Кроме этого преподавала музыку в школе. Работала в
центре культуры Хакасии. И где бы она ни работала, всегда писала
музыку. Нина Викторовна пишет музыку на стихи многих поэтов
разных поколений, обрабатывает тахпахи, народные песни. Конечно
же, все мелодии о любимом городе, о красивой природе, о хороших
людях.
Ещё Нина Викторовна создаёт прекрасные песни специально для
детей. Познакомьтесь с одной из них.
- А между тем у нас очередная остановка.
Остановка 2. “Музыкальный салон”
4
– Как вы думаете, дети, что можно делать в музыкальном салоне? (Слушать
музыку, делиться своими впечатлениями, знакомиться с творчеством
композиторов…)
Учитель: Рассаживайтесь поудобнее. Мы познакомимся в “Музыкальном
салоне” c хакасскими музыкальными инструментами (показ слайдов)и с
первым композитором Хакасии – Кеннелем Александром Александровичем.
(после показа сладов, предлагаю слово ученице….)
Кенель Александр Александрович родился в Ленинграде. А в годы
войны, как сотни других, вынужден был переселиться в Хакасию.
Обогретый, обласканный её людьми, он полюбил эту землю и всю свою
жизнь связал с нашей землёй.
За тридцать лет напряжённого труда он сделал для Хакасии очень
многое. Через творчество Александра Александровича с музыкой
хакасов познакомились композиторы, музыканты и слушатели всей
страны. Он написал первую хакасскую оперу «Чанар – Хус». Кенель
сочинил много песен, произведений для хора. Изучая народное
музыкальное творчество, композитор записал сотни хакасских
народных песен, тахпахов, многие из них обработал.
Учитель: А наше путешествие продолжается.
Остановка 3. “Художественные мастерские”
– Перед нами мастерские, значит, здесь мы найдем мастеров. Какими
мастерами славится земля хакасская? (Мастерами, владеющими разными
ремеслами:
резьба по дереву;
национальная вышивка;
обработка камня и металла;
изготовление изделий из шкур и мехов. )
- Предлагаю каждому из вас тоже стать мастером и выполнить рисунок
“Хакасский узор или инструмент» . И пусть в ваших узорах воплотятся
красота абаканских улиц, по которым мы путешествовали, буйство красок
картин хакасских художников, душа мелодий хакасских композиторов и,
конечно, ваше собственное отношение к той земле, на которой вы родились и
живете, – к земле Хакасии.
4. Итог:- По какому городу путешествовали?
- Что особенно впечатлило вас в этом путешествии?
А теперь пройдите, посмотрите работы своих товарищей.
5
(просмотр работ участников путешествия.)
6