Автор: Хлебников Виталий Валерьевич
Должность: доцент кафедры фортепиано
Учебное заведение: Российская академия музыки им. Гнесиных
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Работа над импровизацией аккомпанемента в эстрадной музыке на начальном этапе обучения студентов-вокалистов в классе фортепиано.
Тема: Работа над импровизацией аккомпанемента в эстрадной музыке на начальном этапе обучения студентов-вокалистов в классе фортепиано.
Раздел: высшее образование
Работанадимпровизациейаккомпанементавэстрадноймузыкена
начальномэтапеобучениястудентов-вокалистоввклассефортепиано.
Работасостудентами-вокалистамивклассефортепианопроисходитвформе
музыкальнойимпровизации.Импровизация,кактипмузыкальногомышления
вакадемическомискусствеиучебнойпрактикеоказаласьвомногом
утраченной.Постепеннотворческаяинтерпретациятекстапроизведенияиего
«озвучивание»сталипервостепеннымизадачамидляисполнителя.Между
темналичиесвободногомузыкальногомышленияинавыксозданияфактуры
впроцессеигрынаинструменте,атакжепониманиевзаимосвязей
импровизациисособенностямииндивидуальногообразногомышления
безусловнонеобходимыдляуспешногоисполнительства.Способность
сочинятьиисполнятьмузыку,тоестьимпровизировать,являетсяхорошим
стимуломдлятворческогоростамолодогомузыкантаиразвитияего
исполнительскогомастерства.Умениесоздатьоригинальныйаккомпанемент
актуальнодлястудентовразныхспециальностей,вособенностидля
вокалистовэстрадно–джазовогонаправления.Способыобучениянавыкам
игрыаккомпанементаиимпровизацииопределяютсяпедагогомисходяиз
практическихзнанийиопытакаждогостудента,чтопозволяетустанавливать
направлениеиобъемработы,учитываяиндивидуальныеспособностии
своеобразиетворческоймузыкальнойстилистикиучащегося.Работасо
студентомвпроцессеобученияосновываетсянасложившихсятрадициях
отечественнойизарубежнойпрофессиональноймузыки.Педагог
импровизируетнарояле,показываетираскрываетвозможности
аранжировкиитемсамымподготавливаетслуховыепредставленияученикак
творческомупоискуирешениюхудожественногообразабудущей
музыкальнойимпровизации.Назанятияхпоаккомпанементупредпочтение
отдаеммузыкальнымстилям,такимкакPopmusic,экспрессивныйстиль
Funky,эмоциональный,душевный—Soul,синкопированный—Ragtimeили
BossaNova—стильбразильскоймузыки,безпреувеличенияставший
достояниеммузыкальнойкультурыиоднимизосновныхнаправлений
современннойэстрадноймузыки.Игравансамблевсегдавызываетбольшой
интересиявляетсяоднимизэффективныхспособовразвитиянавыков
импровизации,развитиямузыкальногослуха,метроритмаит.д.Впроцессе
совместногомузицирования«наравных»возникаетощущениепространства
заинструментом,восприятиеиреализациянаслухмузыкальногоматериала,
предлагаемогопедагогом,психологическийкомфорт,атакжесовместный
результатигры,гдеосновныетворческиезадачирешаетпедагог,который
импровизируетсактивнымучастиемстудента.Студентвансамблес
педагогомслышитготовоепроизведение,ощущаетсебяполноценным
участникомвсозданиимузыки,хотяегорольневеликаиосновнаяработав
музицированиипринадлежитпедагогу.Кактолькопоявилисьпредставления
овозможностяхисполненияданноймузыки,переходимкигреимпровизации
аккомпанементавопределенноммузыкальномстиле.
Совместносостудентомотбираеммузыкальныетемыдляимпровизации
аккомпанемента.Записываемгармоническуюцифровку,анализируемформу,
ритмическуюструктуруибасовуюпартию.Вкачестведомашнейработы
предлагаемучащемусяподобратьаккомпанементкмелодиипосхеме:бас-
аккорд.Наданномэтапеобучениябудутполезнымитеоретическиезнания,
приобретенныестудентомвкурседжазовойгармонии.
Назанятияхпоаккомпанементудобиваемсяуверенногоисполнения
студентомгармоническойсетки,постепенноусложняемритмическийрисунок,
адляувереннойигрыможнопрохлопатьилиисполнитьголосом сложные
ритмическиерисунки.
Постепеннопереходимкизучениюструктурыпартиибасаваккомпанементе.
Обычноэточеткоритмическиорганизованнаясхема,гдеприсутствуюткварто
-квинтовые,хроматическиеходы,атакжеходыпотерциям.Выписываем
партиюбасанотамидляразучиванияивыработкинавыковигры
аккомпанементалевойрукой.Задачапривыучиваниибасовойпартии—
совмещениееесвнутреннимритмомиметром.Вовремяисполнения
возможнопроговариваниеритмаголосом—дляболееуверенной,ритмичной
игрыс«качанием»навторуюдолю.Параллельносработойвклассе
желательночтобыстудентсамостоятельнослушалаудиозаписивыдающийся
исполнителейсовременностиразныхмузыкальныхнаправлений—джазового
иакадемического.Этонеобходимодляпрофессиональногоростамузыканта,
чтобы«найтисебя»вмузыке,определитькругисполнителей,которыесвоим
мастерствомспособствуютформированиюпредставленийивыборе
собственногонаправлениявтворчестве,исполнительскогостиля,атакжедля
расширениясобственныхмузыкальныхпредставленийисовершенствовании
«чувстваформы»—например,этовыдающиесяджазовыеамериканские
исполнители—вокалистыEllaFitzgerald,RayCharles,RachelleFerrel,NatalieCole,
бразильскаяпевицаTaniaMaria,джазовыйпианистOscarPeterson,джазовый
трубачArturoSandoval.
Изучениеосновныхвидовфактуры—этоважныйэтапвобучении
импровизацииаккомпанементамолодогомузыканта-вокалиста.Студент,
послеисполнениявариантафактурыпедагогом,подбираетегопослухуи
записываетнотами.Анализируетособенностиидобиваетсяувереннойигрыс
использованиемзаписаннойранеегармоническойцифровки.Наначальном
этапеобученияактуальнытакиеэлементыитипыфактурыкак:восходящие
фигурацииотбасавлевойруке;романсовый,аккордовыйтипфактуры(играть
спедалью,отбаса).
Подбораккордовдлягармонизациимелодиипроходитпопринципуот
простогоксложному,отпростыхтрезвучийисекстаккордовдосложных
нонаккордов,аккордовсальтерациейит.д.Работанадфактуройпроходит
параллельносподборомпослухуаккордовигармонизациимелодии.
Постепенновыстраиваютсяопределенныемелодическиеигармонические
линии.Послеэтогоимпровизируемвансамбле—педагогиграеттему-
мелодию,астудентпослепрослушиваниямелодиипрохлопывает,
придумываетритмизвуковыесочетания,записываетихвнотах,темсамым
подготавливаясебякимпровизацииполифоническоготипа,гдепостепенно
добавляютсявторой,азатем,повозможности,третийичетвертыйголосана
инструменте.Такимобразомполучаютсяимпровизации,развивающие
мелодическое,гармоническоеиполифоническоемышление,Они
способствуютрасширениювозможностейвработенадимпровизацией
аккомпанемента,воспитываютплавноеголосоведениевфактуреидают
новыйимпульсдлятворческойсамореализации.Полученныенавыки
применяемвработевзависимостиотвыбранногостиля,гдевлевойруке—
линиябаса,онажеритмическаяигармоническаяосновакомпозиции,ав
правойруке—мелодическаяигармоническиефункции.
Когдаустудентасформировалисьосновныепредставленияосредствахи
возможностяхисполненияаккомпанемента,топереходимкимпровизациив
определенноймузыкальнойформе.Этоможетбытьджазовыйквадратили
куплетнаяформа—этораспространеннаяформавокальныхпроизведений,в
которыходнаитажемелодияповторяетсявнеизменномилислегка
варьированномвиде,прикаждомповторенииисполняясьсновымтекстом.
Куплетнымиявляютсябольшинствопопулярныхинародныхпесен.Подобное
строениепозволяетсоздаватьинтересныевариантыобработок,следуя
формуле«минимумсредств—максимумвыразительности».Впроцессе
импровизациимыруководствуемсяповторностьюмузыкальныхпостроений
(мотивов,фраз,предложенийит.д.),обеспечивающейединстворитма,
интонации.Работанадразвитиемисовершенствованиемощущенияформыи
законченностимузыкальногопостроения,синхронизацииисполнительского
движениясмыслью,развитиеполифоническогомышления—этонавыки,
которыевоспитываютсянапротяжениидлительноговремени,путем
прохожденияклассическогорепертуаравклассефортепиано.Произведения
И.С.Баха,В.Моцарта,С.Рахманинова—этоэталоныдляразвития
музыкальноговкуса,вопросовинтерпретации,фактуры,голосоведения,
художественнойиобразнойсферы.Знаниеособенностеймузыкальных
стилей,возможныевариантыисполненияфактуры,четкоструктурированная
формамузыкальнойкомпозиции–этоосновадлярешенияхудожественных
задачвисполненииаккомпанемента.Музыкальнаяинтуицияиопыт
исполнителя,подсказываютпутиихрешения,постепенновыявляя
техническиетрудностиисполнения.Обозначимнекоторыеизних.Вэтом
числеспецифическаяаппликатуравмногозвучныхаккордовых
последовательностяхсиспользованиемкластерныхаккордов—созвучий,где
звукирасположеныпомалым,большим,смешаннымсекундам,причем
обязательновтесном расположении.Этоособаяпедализация,когдав
исполняемойкомпозициипредставленысложныепосвоейструктуреритмы,
гдеспомощьюпедалидостигаютсяразличныезвучности,многотембровость
звучанияфактурывцеломиееотдельныхэлементов.Однойизсамых
большихтрудностейисполненияэстрадногоаккомпанементаявляетсяработа
надметроритмом.Педагогпредлагаетстуденту.обозначитьритмическую
структурукомпозиции.Подробно,потактамзаписатьсхемуизритмически
организованныхдлительностей,обозначитьважнейшиеэпизодыразвития
композиции иповозможностиисполнятьееголосом,наосновевнутреннего
ощущенияритма,ассоциироватьсебясисполнителемнаударных
инструментах.Вкачестведомашнегозаданияпедагогпредлагаетстуденту
прослушиваниеаудиозаписейисполненияпохожихпостилюкомпозицийс
последующимвоспроизведением голосомотдельных,важныхэпизодов.
Студентрасширяетсвоипредставленияостилепрослушаннойкомпозиции,
болееостровоспринимаетметроритмическоедвижение.Отрабатываются
навыкислуховоговосприятияфактурывцеломиееотдельныхэлементов.
Педагогосуществляетконтрольисосредотачиваетвниманиестудентана
особенноудачноисполненныхэпизодахкомпозиции.Анализируетсязвучание
ииспользуемыедляэтогосредствамузыкальнойвыразительности,
происходитрасстановкаприоритетоввисполненииэлементоввфактуре.По
своемустроениюоначащепредставляетсобойтипичнуюсхему-это
выразительная,яснаяпозвучанию,какречь,мелодиявсочетаниис
«качающим»басомвлевойрукеилегкоепозвучаниюмелодико-
гармоническоезаполнениевсреднемрегистре.Предслышаниеивозможные
вариантыразвитиямузыкальноймысливисполненииимпровизациифактуры
ваккомпанементемыисследуемнапримерепроизведенийИ.C.Баха.
Анализируемособенностиголосоведения,мелодиииотдельныемотивы,
которыенесутбольшойзарядэнергии,аккордово-гармоническуювертикаль.
Вкачестведомашнегозаданияпредлагаемученикупетьиигратьразные
сочетанияголосоввпроизведенияхкомпозитора,например:винвенциях,
фугахизХТК.
Назанятияхпообучениюаккомпанементуприветствуютсятворческие
эксперименты—добавлениевокала,озвучиваниеритмаспомощьюголоса,
поискновыхзвучаний,тембров.Способыодновременногоисполнения
мелодико-гармоническихоборотовнафортепианоиголосомпредупреждают
некоторыепроблемывобучении—например,отсутствиеприхорошей
техническойподготовкетворческихобразов,фантазииилиневозможность
реализациисвоихтворческихзамысловвсвязиснедостаточноразвитой
техникойигры.
Сегоднямырассмотрелитолькоосновныеаспектыработынад
аккомпанементомвэстрадноймузыке.Впроцессеобучениянеобходим
постепенныйпереходкболеесложнымформаммузицированияпослуху—
импровизациивопределенноймузыкальнойформе,смножествомвариаций,
разнообразиеммузыкальныхстилей,жанров,видовфактуры,гармонического
языкаиновыхтворческихрешений.Приобретенныенавыкисвободы
музыкальногомышленияиреализациисвоейтворческойфантазии,
овладениеразнообразнойфактуройдляигрыимпровизациибудутактуальны
ивпоследующейтворческой,профессиональнойдеятельностимузыканта.