Напоминание

Работа над импровизацией аккомпанемента в эстрадной музыке на начальном этапе обучения студентов-вокалистов в классе фортепиано.


Автор: Хлебников Виталий Валерьевич
Должность: доцент кафедры фортепиано
Учебное заведение: Российская академия музыки им. Гнесиных
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Работа над импровизацией аккомпанемента в эстрадной музыке на начальном этапе обучения студентов-вокалистов в классе фортепиано.
Тема: Работа над импровизацией аккомпанемента в эстрадной музыке на начальном этапе обучения студентов-вокалистов в классе фортепиано.
Раздел: высшее образование





Назад




Работанадимпровизациейаккомпанементавэстрадноймузыкена

начальномэтапеобучениястудентов-вокалистоввклассефортепиано.

Работасостудентами-вокалистамивклассефортепианопроисходитвформе

музыкальнойимпровизации.Импровизация,кактипмузыкальногомышления

вакадемическомискусствеиучебнойпрактикеоказаласьвомногом

утраченной.Постепеннотворческаяинтерпретациятекстапроизведенияиего

«озвучивание»сталипервостепеннымизадачамидляисполнителя.Между

темналичиесвободногомузыкальногомышленияинавыксозданияфактуры

впроцессеигрынаинструменте,атакжепониманиевзаимосвязей

импровизациисособенностямииндивидуальногообразногомышления

безусловнонеобходимыдляуспешногоисполнительства.Способность

сочинятьиисполнятьмузыку,тоестьимпровизировать,являетсяхорошим

стимуломдлятворческогоростамолодогомузыкантаиразвитияего

исполнительскогомастерства.Умениесоздатьоригинальныйаккомпанемент

актуальнодлястудентовразныхспециальностей,вособенностидля

вокалистовэстрадно–джазовогонаправления.Способыобучениянавыкам

игрыаккомпанементаиимпровизацииопределяютсяпедагогомисходяиз

практическихзнанийиопытакаждогостудента,чтопозволяетустанавливать

направлениеиобъемработы,учитываяиндивидуальныеспособностии

своеобразиетворческоймузыкальнойстилистикиучащегося.Работасо

студентомвпроцессеобученияосновываетсянасложившихсятрадициях

отечественнойизарубежнойпрофессиональноймузыки.Педагог

импровизируетнарояле,показываетираскрываетвозможности

аранжировкиитемсамымподготавливаетслуховыепредставленияученикак

творческомупоискуирешениюхудожественногообразабудущей

музыкальнойимпровизации.Назанятияхпоаккомпанементупредпочтение

отдаеммузыкальнымстилям,такимкакPopmusic,экспрессивныйстиль

Funky,эмоциональный,душевный—Soul,синкопированный—Ragtimeили

BossaNova—стильбразильскоймузыки,безпреувеличенияставший

достояниеммузыкальнойкультурыиоднимизосновныхнаправлений

современннойэстрадноймузыки.Игравансамблевсегдавызываетбольшой

интересиявляетсяоднимизэффективныхспособовразвитиянавыков

импровизации,развитиямузыкальногослуха,метроритмаит.д.Впроцессе

совместногомузицирования«наравных»возникаетощущениепространства

заинструментом,восприятиеиреализациянаслухмузыкальногоматериала,

предлагаемогопедагогом,психологическийкомфорт,атакжесовместный

результатигры,гдеосновныетворческиезадачирешаетпедагог,который

импровизируетсактивнымучастиемстудента.Студентвансамблес

педагогомслышитготовоепроизведение,ощущаетсебяполноценным

участникомвсозданиимузыки,хотяегорольневеликаиосновнаяработав

музицированиипринадлежитпедагогу.Кактолькопоявилисьпредставления

овозможностяхисполненияданноймузыки,переходимкигреимпровизации

аккомпанементавопределенноммузыкальномстиле.

Совместносостудентомотбираеммузыкальныетемыдляимпровизации

аккомпанемента.Записываемгармоническуюцифровку,анализируемформу,

ритмическуюструктуруибасовуюпартию.Вкачестведомашнейработы

предлагаемучащемусяподобратьаккомпанементкмелодиипосхеме:бас-

аккорд.Наданномэтапеобучениябудутполезнымитеоретическиезнания,

приобретенныестудентомвкурседжазовойгармонии.

Назанятияхпоаккомпанементудобиваемсяуверенногоисполнения

студентомгармоническойсетки,постепенноусложняемритмическийрисунок,

адляувереннойигрыможнопрохлопатьилиисполнитьголосом сложные

ритмическиерисунки.

Постепеннопереходимкизучениюструктурыпартиибасаваккомпанементе.

Обычноэточеткоритмическиорганизованнаясхема,гдеприсутствуюткварто

-квинтовые,хроматическиеходы,атакжеходыпотерциям.Выписываем

партиюбасанотамидляразучиванияивыработкинавыковигры

аккомпанементалевойрукой.Задачапривыучиваниибасовойпартии—

совмещениееесвнутреннимритмомиметром.Вовремяисполнения

возможнопроговариваниеритмаголосом—дляболееуверенной,ритмичной

игрыс«качанием»навторуюдолю.Параллельносработойвклассе

желательночтобыстудентсамостоятельнослушалаудиозаписивыдающийся

исполнителейсовременностиразныхмузыкальныхнаправлений—джазового

иакадемического.Этонеобходимодляпрофессиональногоростамузыканта,

чтобы«найтисебя»вмузыке,определитькругисполнителей,которыесвоим

мастерствомспособствуютформированиюпредставленийивыборе

собственногонаправлениявтворчестве,исполнительскогостиля,атакжедля

расширениясобственныхмузыкальныхпредставленийисовершенствовании

«чувстваформы»—например,этовыдающиесяджазовыеамериканские

исполнители—вокалистыEllaFitzgerald,RayCharles,RachelleFerrel,NatalieCole,

бразильскаяпевицаTaniaMaria,джазовыйпианистOscarPeterson,джазовый

трубачArturoSandoval.

Изучениеосновныхвидовфактуры—этоважныйэтапвобучении

импровизацииаккомпанементамолодогомузыканта-вокалиста.Студент,

послеисполнениявариантафактурыпедагогом,подбираетегопослухуи

записываетнотами.Анализируетособенностиидобиваетсяувереннойигрыс

использованиемзаписаннойранеегармоническойцифровки.Наначальном

этапеобученияактуальнытакиеэлементыитипыфактурыкак:восходящие

фигурацииотбасавлевойруке;романсовый,аккордовыйтипфактуры(играть

спедалью,отбаса).

Подбораккордовдлягармонизациимелодиипроходитпопринципуот

простогоксложному,отпростыхтрезвучийисекстаккордовдосложных

нонаккордов,аккордовсальтерациейит.д.Работанадфактуройпроходит

параллельносподборомпослухуаккордовигармонизациимелодии.

Постепенновыстраиваютсяопределенныемелодическиеигармонические

линии.Послеэтогоимпровизируемвансамбле—педагогиграеттему-

мелодию,астудентпослепрослушиваниямелодиипрохлопывает,

придумываетритмизвуковыесочетания,записываетихвнотах,темсамым

подготавливаясебякимпровизацииполифоническоготипа,гдепостепенно

добавляютсявторой,азатем,повозможности,третийичетвертыйголосана

инструменте.Такимобразомполучаютсяимпровизации,развивающие

мелодическое,гармоническоеиполифоническоемышление,Они

способствуютрасширениювозможностейвработенадимпровизацией

аккомпанемента,воспитываютплавноеголосоведениевфактуреидают

новыйимпульсдлятворческойсамореализации.Полученныенавыки

применяемвработевзависимостиотвыбранногостиля,гдевлевойруке—

линиябаса,онажеритмическаяигармоническаяосновакомпозиции,ав

правойруке—мелодическаяигармоническиефункции.

Когдаустудентасформировалисьосновныепредставленияосредствахи

возможностяхисполненияаккомпанемента,топереходимкимпровизациив

определенноймузыкальнойформе.Этоможетбытьджазовыйквадратили

куплетнаяформа—этораспространеннаяформавокальныхпроизведений,в

которыходнаитажемелодияповторяетсявнеизменномилислегка

варьированномвиде,прикаждомповторенииисполняясьсновымтекстом.

Куплетнымиявляютсябольшинствопопулярныхинародныхпесен.Подобное

строениепозволяетсоздаватьинтересныевариантыобработок,следуя

формуле«минимумсредств—максимумвыразительности».Впроцессе

импровизациимыруководствуемсяповторностьюмузыкальныхпостроений

(мотивов,фраз,предложенийит.д.),обеспечивающейединстворитма,

интонации.Работанадразвитиемисовершенствованиемощущенияформыи

законченностимузыкальногопостроения,синхронизацииисполнительского

движениясмыслью,развитиеполифоническогомышления—этонавыки,

которыевоспитываютсянапротяжениидлительноговремени,путем

прохожденияклассическогорепертуаравклассефортепиано.Произведения

И.С.Баха,В.Моцарта,С.Рахманинова—этоэталоныдляразвития

музыкальноговкуса,вопросовинтерпретации,фактуры,голосоведения,

художественнойиобразнойсферы.Знаниеособенностеймузыкальных

стилей,возможныевариантыисполненияфактуры,четкоструктурированная

формамузыкальнойкомпозиции–этоосновадлярешенияхудожественных

задачвисполненииаккомпанемента.Музыкальнаяинтуицияиопыт

исполнителя,подсказываютпутиихрешения,постепенновыявляя

техническиетрудностиисполнения.Обозначимнекоторыеизних.Вэтом

числеспецифическаяаппликатуравмногозвучныхаккордовых

последовательностяхсиспользованиемкластерныхаккордов—созвучий,где

звукирасположеныпомалым,большим,смешаннымсекундам,причем

обязательновтесном расположении.Этоособаяпедализация,когдав

исполняемойкомпозициипредставленысложныепосвоейструктуреритмы,

гдеспомощьюпедалидостигаютсяразличныезвучности,многотембровость

звучанияфактурывцеломиееотдельныхэлементов.Однойизсамых

большихтрудностейисполненияэстрадногоаккомпанементаявляетсяработа

надметроритмом.Педагогпредлагаетстуденту.обозначитьритмическую

структурукомпозиции.Подробно,потактамзаписатьсхемуизритмически

организованныхдлительностей,обозначитьважнейшиеэпизодыразвития

композиции иповозможностиисполнятьееголосом,наосновевнутреннего

ощущенияритма,ассоциироватьсебясисполнителемнаударных

инструментах.Вкачестведомашнегозаданияпедагогпредлагаетстуденту

прослушиваниеаудиозаписейисполненияпохожихпостилюкомпозицийс

последующимвоспроизведением голосомотдельных,важныхэпизодов.

Студентрасширяетсвоипредставленияостилепрослушаннойкомпозиции,

болееостровоспринимаетметроритмическоедвижение.Отрабатываются

навыкислуховоговосприятияфактурывцеломиееотдельныхэлементов.

Педагогосуществляетконтрольисосредотачиваетвниманиестудентана

особенноудачноисполненныхэпизодахкомпозиции.Анализируетсязвучание

ииспользуемыедляэтогосредствамузыкальнойвыразительности,

происходитрасстановкаприоритетоввисполненииэлементоввфактуре.По

своемустроениюоначащепредставляетсобойтипичнуюсхему-это

выразительная,яснаяпозвучанию,какречь,мелодиявсочетаниис

«качающим»басомвлевойрукеилегкоепозвучаниюмелодико-

гармоническоезаполнениевсреднемрегистре.Предслышаниеивозможные

вариантыразвитиямузыкальноймысливисполненииимпровизациифактуры

ваккомпанементемыисследуемнапримерепроизведенийИ.C.Баха.

Анализируемособенностиголосоведения,мелодиииотдельныемотивы,

которыенесутбольшойзарядэнергии,аккордово-гармоническуювертикаль.

Вкачестведомашнегозаданияпредлагаемученикупетьиигратьразные

сочетанияголосоввпроизведенияхкомпозитора,например:винвенциях,

фугахизХТК.

Назанятияхпообучениюаккомпанементуприветствуютсятворческие

эксперименты—добавлениевокала,озвучиваниеритмаспомощьюголоса,

поискновыхзвучаний,тембров.Способыодновременногоисполнения

мелодико-гармоническихоборотовнафортепианоиголосомпредупреждают

некоторыепроблемывобучении—например,отсутствиеприхорошей

техническойподготовкетворческихобразов,фантазииилиневозможность

реализациисвоихтворческихзамысловвсвязиснедостаточноразвитой

техникойигры.

Сегоднямырассмотрелитолькоосновныеаспектыработынад

аккомпанементомвэстрадноймузыке.Впроцессеобучениянеобходим

постепенныйпереходкболеесложнымформаммузицированияпослуху—

импровизациивопределенноймузыкальнойформе,смножествомвариаций,

разнообразиеммузыкальныхстилей,жанров,видовфактуры,гармонического

языкаиновыхтворческихрешений.Приобретенныенавыкисвободы

музыкальногомышленияиреализациисвоейтворческойфантазии,

овладениеразнообразнойфактуройдляигрыимпровизациибудутактуальны

ивпоследующейтворческой,профессиональнойдеятельностимузыканта.



В раздел образования