Автор: Козырева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 97,, СКАЗКА,,
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Конспект
Тема: Игры на снятие агрессии для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 97 «Сказка»
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Подготовила: Козырева О.А
Первая квал. категория
г. Новосибирск 2020
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
РАС
Игры, направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев,
снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в
нужное, «созидающее» русло, настроить ребенка на спокойный и
позитивный лад.
Игра « БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ»
Дети делятся на две команды и становятся поодаль друг от друга.
Каждый ребенок берет листок и скомкивает его таким образом, чтобы
получился мячик. По команде воспитателя дети начинают перекидывать
мячики на сторону противника. Цель – как можно быстрее забросить мячи на
территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется
меньше мячиков.
Упражнение «РУБКА ДРОВ»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность,
прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее
во время игры.
Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,
как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком
положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг
осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок
бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно
даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары
и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Упражнение «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»
Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых
привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг
друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение:
(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и
произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы
будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать
громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка
пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и
достаточно. Давайте снова станем детьми!
Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»
Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной
наволочкой и вводят ребёнка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой
любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не
простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют
вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.
Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее
(снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка
становится медленнее игра постепенно останавливается ( 2-3 мин.) Взрослый
предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок
прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат.
Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём
успокаивает ребёнка после возбуждения).
Игра «ДВА БАРАНА»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность
“легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и
мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары.
Широко расставив ноги, склонив вперёт туловище, упираются лбами и
ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с
места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки беее…замечание:
следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.
Игра «ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ»
Цель: снятие общей агрессии.
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу,
лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут
совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу
ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой)
превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из
«волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют:
«Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает
все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего
действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу
взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в
игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не
дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно
останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после
чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и
могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий
предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети
«превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Игра «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»
Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области
спины.
Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой –
пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый
должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным
жестом руки «стереть» все нарисованное.
Игра «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие
напряжения.
Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных
пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно
двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Игра «ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕРОК»
Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый
ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его:
лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик.
Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к
нам еще».
Игра «КАРАТИСТ» (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В
«волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста
(движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором
произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть
агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в
обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные
движения.
Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка.
Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети
разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель
уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли
капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упражнение «БРЫКАНИЕ»
(упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного
напряжения)
– ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно
он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко
поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На
каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Игра «КУЛАЧОК»
(игра способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению
агрегации и мышечной релаксации)
– дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и
попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок
сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая
игр.