Напоминание

Цикл мастер-классов "Увлекательный мир Промдизайн квантума"


Авторы: Конькова Виктория Аркадьевна, Рубаник Анна Сергеевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Структурное подразделение КОГОАУ ДО ЦТТ "Детский технопарк "Кванториум"
Населённый пункт: город Омутнинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Цикл мастер-классов "Увлекательный мир Промдизайн квантума"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного

образования «Центр технического творчества»

Структурное подразделение Детский технопарк «Кванториум»

(г. Омутнинск, ул. Герцена, д.23, индекс 612740)

Цикл мастер-классов

«Увлекательный мир Промдизайн квантума»

Методист

Конькова Виктория Аркадьевна

Педагог дополнительного образования

Рубаник Анна Сергеевна

Оглавление

Аннотация....................................................................................................................3

Введение.......................................................................................................................4

Мастер-класс «3D pen ART»......................................................................................5

Мастер-класс «Графический планшет - инструмент современного художника».8

Мастер-класс «3D моделирование».........................................................................11

Заключение................................................................................................................15

2

Аннотация

Методическая разработка предназначена для школьников, которые не

знакомы с деятельностью «Промдизайнквантума» сети детских технопарков

«Кванториум». Разработка представляет собой цикл мастер-классов, для детей

12-13 лет, направленных на знакомство с деятельностью квантума и развитие

интереса к дальнейшему изучению. Данная методическая разработка может

быть

полезна

педагогам

дополнительного

образования

сети

детских

технопарков «Кванториум», а также другим педагогам дополнительного

образования.

3

Введение

Дизайн – это особое направление изобразительного искусства, которое

проектирует, создает, рационализирует предметное окружение человека «от

шариковой ручки до ракеты», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня

является

символом

современного

мира,

а

профессия

«дизайнера»

перспективной, так как область ее применения безгранична, как и предметная

среда. На помощь в создании условий для развития у обучающихся

современных компетенций и навыков, с целью погружения в мир современных

и высокотехнологичных профессий была открыта сеть детских технопарков

«Кванториум».

Детский технопарк «Кванториум» в г. Омутнинске официально начал

свою работу 19 декабря 2018 года, поэтому является ещё достаточно новой

образовательной

организацией

в

сфере

дополнительного

образования.

Обучение происходит в квантумах, каждый из которых соответствует

ключевому направлению инновационного развития Российской Федерации.

Всего

в

технопарке

«Кванториум»

г.

Омутнинска

6

квантумов:

Промдизайнквантум,

Промробоквантум,

Наноквантум,

Аэроквантум,

IT-

квантум и Хайтек.

Некоторые школьники, еще до сих пор не знакомы с деятельностью

квантумов (объединений), поэтому учащихся в группах, к сожалению, немного.

В связи с этим, нами был разработан ознакомительный цикл мастер-классов

«Увлекательный мир Промдизайнквантума», предназначенный для группы

школьников из одного класса, не более 15 человек (количество детей

ограничено наличием оборудования).

Основная

идея

проведения

цикла

мастер-классов

заключается

в

привлечении детей в Промдизайнквантум. Данные мастер-классы позволят

детям путем деятельностного подхода погрузиться в изобретательский процесс,

целью которого является разработка нового, получить ознакомительные навыки

3D-моделирования и визуализации, познакомится со спецификой профессии

промышленного дизайнера.

На первом мастер-классе «3D pen ART» дети создадут индивидуальные

брелоки для ключей, с помощью 3D ручки, тем самым, получат начальные

навыки технического творчества, развивая воображение и пространственное

мышление, изучат правила техники безопасности при работе с 3D ручкой.

На следующем мастер-классе «Графический планшет – инструмент

современного

художника»

школьники

овладеют

базовым

программным

инструментарием и приемами работы в программе Sai

2 при помощи

графического планшета и попробуют себя в роли мультипликатора, повторив

образы героев Marvel.

4

Заключительный мастер-класс представляет собой получение начальных

навыков по 3D моделированию в программе Blender и создание 3D модели

пирожного с визуализацией, для последующей печати на 3D принтере.

Мастер-класс «3D pen ART»

Тема: «3D pen ART».

Педагог д/о: Рубаник А.С.

Цель: развитие интереса к изучению деятельности Промдизайнквантума.

Задачи:

познакомить

со

специальными

базовыми

знаниями

и

практическими умениями в области 3D моделирования;

научить правилам техники безопасности при работе с 3D ручкой;

создать простейшие композиции (брелоки);

повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по

развитию

познавательной

активности

у

учащихся

через

практическую деятельность;

способствовать

развитию

мелкой

моторики

рук,

фантазии,

воображения, внимания, аккуратности;

Оборудование и материалы: бумага формата А4, карандаш, 3D ручка, пластик

PLA (разных цветов), ватман, фломастеры, стикеры.

Планируемый результат:

создание индивидуального брелока для ключей,

получив навыки начального технического творчества.

Мастер-класс включает в себя 4 части:

организационную – 5 минут;

теоретическую -10 минут;

практическую – 20 минут;

заключительную – 5 минут;

Ход мастер-класса.

1.

Организационная

Добрый день, дорогие друзья! Рада всех вас видеть на нашем мастер-

классе.

Меня

зовут

Анна

Сергеевна,

работаю

преподавателем

Промдизайнквантума в детском технопарке «Кванториум». Ребята, а как вы

думаете, чем занимаются дети в Промдизайнквантуме, какие ассоциации у вас

возникают? (дети отвечают на вопрос, преподаватель дополняет ответы

детей).

5

Мир Промдизайнквантума многогранен и на мастер-классах мы в этом с

вами убедимся.

Сегодня

мы

создадим

универсальный

брелок,

который

можно

пристегнуть к любой вещи, будь то портфель, ранец, сумка или же ключи по

вашему индивидуальному эскизу. А создавать его мы будем при помощи ручки,

но не простой…

2.

Теоретическая:

Для того, чтобы приступить к созданию брелока, давайте узнаем, что же

из себя представляет 3D ручка.

3D ручка является одним из самых интересных и популярных гаджетов,

последнего десятилетия. Данное устройство было создано для развития

творческих навыков и мышления детей.

С помощью 3D ручки мы можем творить искусство в воздухе, занимаясь

3D-моделированием. По внешнему облику устройство похоже на шариковую

ручку, только более больших размеров.

Из каких же элементов состоит 3D ручка?

На столах у вас располагаются данные устройства. Давайте вместе

рассмотрим их, называя элементы и их предназначение.

Устройство

3D

ручки:

(педагог

рассказывает

и

демонстрирует

элементы, дети слушают и находят их на своих 3D ручках).

Разъем электропитания, прежде, чем начать выполнение работы,

нам необходимо подключить устройство в сеть электропитания.

Вверху, так же располагается отверстие для загрузки пластика.

ЖК-дисплей,

на

котором

видны

индикаторы

включения

и

разогрева.

Кнопки повышения и понижения температуры, необходимы для

регулирования нагревания пластика.

Кнопка подачи пластика, нажимается, когда пластик вставлен и мы

готовы приступить к работе.

Кнопка изъятия пластика, необходима для извлечения ненужного

пластика, например, вам понадобился другой цвет. Просто так,

пластик выдергивать нельзя, обязательно пользуемся данной

кнопкой.

Контроллер скорости рисования, помогает регулировать скорость

подачи пластика. Если вам кажется, что пластик выдавливается

медленно-можно увеличить скорость, и, следовательно, если вам

кажется, что скорость высокая, можно ее уменьшить.

Нагревающий носик. При нажатии кнопки подачи пластика - нить

продвигается вниз и при достижении разогретого экструдера,

приобретает гелеобразное состояние. При этом металлическое

сопло нагревается до высоких температур и требует аккуратного

6

обращения. Внимание! Щупать пальцами нагревающийся носик

для проверки его готовности к применению, категорически

запрещено.

Подскажите, пожалуйста, всем ли понятно назначение каждого элемента,

находящегося в 3D ручке?

При соприкосновении с воздухом, спустя несколько секунд пластик

затвердевает. Поэтому придать ему нужную форму (обвести модель по

трафарету) необходимо в расплавленном состоянии.

Для 3D ручек используется 2 вида пластика: ABS – долговечный и

крепкий, но сильно пахнет жженой пластмассой при нагревании и PLA – более

качественный и биоразлагаемый, но менее долговечный.

Сегодня на мастер-классе мы будем использовать пластик PLA.

3.

Практическая часть.

Для учащихся подготовлены необходимые материалы: 3D ручка с PLA

пластиком, листы бумаги а4, чернографитные карандаши.

А теперь, предлагаю почувствовать себя в роли дизайнера брелоков и

нарисовать эскиз предполагаемой модели на бумаге карандашом, а затем с

помощью 3D ручки создать объемную модель (преподаватель направляет

практическую деятельность учащихся).

4.

Заключительная часть

Сегодня на мастер-классе мы научились с вами делать брелоки для

ключей при помощи 3D

ручки. На занятиях в Промдизайнквантуме

учащиеся создают более сложные объемные модели с двигающимися

элементами и участвуют в областных конкурсах, например, в фестивале

научно-технического творчества «3D ФИШКИ».

Рефлексия

На ватмане нарисована яблоня, а плодами к нему будет ваши впечатления

о мастер-классе (на столе лежат стикеры, дети пишут свое впечатление и

пожелания и приклеивают к дереву).

Ну а на следующем мастер-классе вы сможете попробовать себя в роли

мультипликаторов…

Большое спасибо за внимание!

Результат МК:

В конце мастер-класса у учащихся должны появиться готовые модельки

брелоков для ключей.

7

Мастер-класс «Графический планшет - инструмент современного

художника»

Тема:

«Графический планшет - инструмент современного художника».

Педагог д/о: Рубаник А.С.

Цель: овладеть программным инструментарием и приемами работы в

программе Sai 2 при помощи графического планшета.

Задачи:

познакомить детей с основными характеристиками графического

планшета;

изучить базовые функции программы Sai 2;

научить применять знания интерфейса программы Sai

2 при

помощи графического планшета;

повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по

развитию

познавательной

активности

у

учащихся

через

практическую деятельность.

Оборудование

и

материалы:

компьютер,

графический

планшет,

программа sai2, проектор, доска.

Планируемый

результат:

изучить

приемы

работы

графического

планшета с помощью программы Sai 2.

Мастер-класс для внешней аудитории включает в себя 4 части:

организационную (5 минут);

теоретическую (10 минут);

практическую (15 минут);

заключительную (5 минут);

Ход мастер-класса:

Организационная. Добрый день. Напомню, что меня зовут Анна

Сергеевна

и

сегодня

мы

продолжим

наше

знакомство

с

миром

Промдизайнквантума.

Еще

несколько

десятков

лет

назад

основными

инструментами художника были кисти, мольберт и холсты. Теперь же

современные художники тесно сотрудничают с миром информационных

технологий.

8

Как вы думаете, какие же инструменты используют современные

художники в своей работе? (дети отвечают на вопрос, преподаватель

дополняет ответы детей).

Холсты заменили – графические планшеты, кисти – электронное перо, ну

а краски – палитры в компьютерной программе.

Сегодня мы побудем в роли современных художников и познакомимся с

перечисленными инструментами.

Теоретическая.

Графический

планшет представляет

собой

перьевое

устройство,

предназначенное для ввода информации в компьютер. Говоря более простыми

и понятными словами, графический планшет — это электронный лист бумаги и

ручка.

На

данный

момент

существует

два

основных

вида

графических

планшетов: интерактивный и настольный. Так же они имеют разные типы

подключения:

проводное

(для

соединения

используется

USB-кабель)

и

беспроводное (используется Bluetooth-соединение).

По способу ввода, графические планшеты можно разделить на перьевые и

сенсорные. Сенсорные, в отличие от перьевых, позволяют масштабировать

изображение в процессе работы, но изображение также вводится при помощи

пера. Еще одно отличие графических планшетов – это различные размеры

рабочей области от А6 до А3 формата. Одним из важных параметров

устройства является разрешение экрана, чем оно выше, тем лучше. Перо

графического планшета может быть двух типов: проводное и беспроводное и

имеет

определенное

количество

уровней

нажима,

которые

влияют

на

прозрачность и толщину линий, качество штрихов, насыщенность цвета.

Теперь зная все основные характеристики, давайте попробуем описать

графический планшет, который лежит на вашем столе (дети отвечают на

вопрос, преподаватель дополняет ответы детей).

Сегодня мы будем учиться работать в двухмерной графике, но планшет

применяется так же и для создания трёхмерной графики. Для создания

изображений

необходимо

использовать

специальные

программы,

предназначенные для рисования. Сегодня мы будем использовать программу

Sai2, предназначенную для цифрового рисования в среде Microsoft Windows,

разработанную

японской компанией

SYSTEMAX.

Существует огромное

количество других программ, но эта достаточно проста в освоении.

Практическая часть.

Итак, мы рассмотрели основные инструменты, которые мы будем

использовать на нашем мастер-классе.

Теперь нам необходимо изучить базовый интерфейс программы и

основные функции, которые нам понадобятся в ходе мастер-класса (педагог

показывает, рассказывая и транслируя действия на экран, дети повторяют).

9

Первым делом следует создать холст - на нем будут отображаться все

наши действия в виде линий и выбранные вами цвета. Что бы создать холст,

нужно перейти во вкладку «файл» слева вверху, в окне выбрать пункт «новый»,

таким легким движением у нас появится «новый холст».

Далее нам необходимо найти цветовой круг, на котором мы можем

выбирать любой цвет для нашего изображения, он находится слева вверху и

представлен виде круга.

Под ним мы найдем инструменты: карандаш, аэрограф, кисть, акварель,

маркер, ластик и т.д., с помощью которых мы можем рисовать. Каждый

инструмент в точности повторяет действия инструментов из реальной жизни.

Ну а теперь, давайте представим себя в роли мультипликаторов и

изобразим героев Вселенной Marvel.

Думаю, вы без труда назовете основных героев данных фильмов,

комиксов? (дети отвечают на вопрос, педагог дополняет ответ)

На столе лежат карточки с главными героями, предлагаю выбрать героя и

изобразить его. Ну а затем, мы соберем всех персонажей на одном холсте.

Дети выбирают листочки, на которых изображены герои вселенной

MARVEL, затем приступают к рисованию на планшете. Педагогом заранее

подготовлен общий фон, на котором впоследствии появятся все герои,

которые будут нарисованы детьми. Кинематографическая вселенная MARVEL

выбрана не случайно, в настоящее время их фильмы и комиксы очень

популярны среди молодежи.

Заключительная часть

Ну а теперь, предлагаю посмотреть на наших героев Marvel. Вы отлично

постарались! (педагог распечатывает персонажи детей на цветном принтере

и отдает им).

Рефлексия

На столе расположены три персонажа комиксов Marvel, предлагаю

выбрать того, кто подходит под описание вашего настроения после мастер-

класса:

1)

Человек паук – у меня все получилось, было интересно.

2)

Грут – я не всё успел, но мне понравилось.

3)

Халк – было трудно.

Ну а теперь, давайте поднимем изображения вашего настроения и

сделаем общее фото!

На

заключительном

мастер-классе

мы

познакомимся

с

3D

моделированием и самостоятельно попробуем напечатать на 3D принтере…

Большое спасибо за внимание!

Результат МК:

В конце мастер-класса у учащихся получится изображение определенного

героя Marvel, которое педагог распечатает на цветном принтере.

10

Мастер-класс «3D моделирование»

Тема:

«3D моделирование».

Педагог д/о: Рубаник А.С.

Цель: овладение базовыми навыками работы в программе Blender.

Задачи:

познакомить с программой 3d

моделирования Blender, разобрав

основной интерфейс на рабочей панели, моделируя pencil topper;

рассмотреть процесс визуализации;

напечатать pencil topper на 3D принтере;

повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по

развитию

познавательной

активности

у

учащихся

через

практическую деятельность.

Оборудование и материалы: компьютер, программа Blender, проектор,

3D принтер, пластик.

Планируемый результат: познакомить с программой Blender, создав

модель pencil topper и распечатать на 3D принтере.

Мастер-класс включает в себя 4 части:

организационная (5 минут);

теоретическая (5 минут)

практическая (25 минут);

заключительная (5 минут).

Ход мастер-класса:

Организационная.

Добрый день. Напомню, что меня зовут Анна Сергеевна и сегодня нас

ждёт

заключительный

мастер-класс,

на

котором

мы

займемся

3D

моделированием.

Трехмерное изображение любого предмета, обязательно в создании

будущей модели, практически в каждой производственной сфере, начиная от

простейших изделий до сложных макетов. Использование компьютерных

11

программ позволяет увидеть визуальное воплощение будущего объекта. Почти

каждый предмет, который нас окружает проходит этап визуализации.

Может быть кто-то из вас работал в подобных программах и сможет их

назвать? (дети отвечают на вопрос, педагог дополняет ответ).

Сегодня для создания 3d

модели мы будем использовать программу

Blender.

Теоретическая.

Изначально Blender был разработан голландской анимационной студией

NeoGeo как рабочий инструмент. На сегодняшний день, Blender — это

профессиональное свободное

и открытое программное обеспечение, при

помощи которого можно

создать трёхмерную компьютерную графику. В

данной программе включены средства моделирования, скульптинга, анимации,

симуляции, рендеринга

,

постобработки и монтажа видео со звуком.

В настоящее время, Blender пользуется большой популярностью среди

бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым стабильным развитием и

технической поддержкой.

Практическая часть.

Для учащихся подготавливается необходимые материалы: компьютер,

программа Blender, 3D принтер и пластик.

Дети выполняют задание, смотря за педагогом, шаги моделирования

отображаются на доску через проектор.

Сегодня мы с вами попробуем смоделировать pencil topper (наконечник

для карандаша) в виде пирожного.

После запуска программы Blender

нам необходимо удалить все

ненужные объекты, с помощью горячих клавиш: клавиша «А» 2 раза для

выделения всех объектов на рабочем поле, затем клавиша «Х», чтобы данные

объекты удалить.

Для дальнейшей работы нам понадобится «новый объект» (сочетание

клавиш «Shuft+A»), в сплывающем окне Add выбираем пункт Mesh и нажимаем

на Cylinder (цилиндр), так у нас появился «новый объект». Затем нажимаем

клавишу «Numpud 3», чтобы перейти в режим просмотра объектов справа.

Цилиндр необходимо поднять до пересечения координат (клавиша «G+Z»,

тянем немного вверх). Клавиша «Tab», дает возможность редактировать объект,

в левом верхнем углу выбираем пункт «выделение вершин», клавиша

«Alt+правая кн. мыши» выбираем верхнюю окружность цилиндра, клавиша «S»

и тянем мышкой в сторону от центра, чтобы расширить верхнюю часть.

Клавиша «E» для экструдирования вершин вверх «S», тянем курсор мыши

немного к середине. Затем верхнем левом углу выбираем пункт «выделения

рёбер», зажимаем и удерживаем клавишу «Shift», левой кнопкой мыши

выбираем рёбра через одно, «S» тянем курсор немного верх, что бы

выделенные ребра вытянулись вперед, у нас получилось основание нашего

12

пирожного. Выходим из режима «редактирования объектов» и создаем новые

объекты «Shift+A», в всплывающем окне Add

выбираем пункт Mesh

и

нажимаем на Top, это будет верхняя часть пирожного (крем). Клавишей «S»

уменьшаем масштаб объекта, затем нажимаем клавишу «Numpud 3», чтобы

перейти в режим просмотра объектов справа. Top необходимо поднять до верха

нашего основания пирожного (клавиша «G+Z», тянем вверх). По аналогии

создаем еще 3 штуки Top’а, уменьшаем каждое кольцо до размера меньше

предыдущего. Таким образом модель пирожного готова, осталось только

нанести цвет. Для этого в правой панели находим кнопку «настройка

материалов». Выбираем основание пирожного, в правом меню нажимаем

кнопку «New», выбираем «Base Color» и нажимаем на понравившийся цвет. По

аналогии выбираем «крем» пирожного и также настраиваем цвет. Далее

нажимаем комбинацию Shift+a в окне выбираем mesh и создаем цилиндр, для

того что бы сделать отверстие для карандаша. Нажимаем Numpud3 и переходим

на вид справа и клавишей S уменьшаем размер цилиндра. Далее клавишей G+Z

поднимаем цилиндр до середины пирожного. Переходим в окно, которое

расположено справа, находим на панели инструментов кнопку "модификаторы"

и добавляем модификатор Boolean. Затем нажимаем клавишу Apply (применяем

модификатор), теперь у нас появилось отверстие для карандаша.

После

нажатия сочетания клавиш «Shift+Z» начнется визуализация нашей 3D модели.

Рендер pencil topper «Пирожное»

Заключительная часть.

Ну а теперь я предлагаю поставить ваши модели на печать, используя 3D

принтер (педагог показывает возможность печати объекта на 3D принтере).

Пока

наши

модели

печатаются

предлагаю

посетить

небольшую

экскурсию работ учащихся Промдизайнквантума.

Педагог проводит экскурсию, рассказывая детям о представленных

работах и технологиях их изготовления.

Рефлексия.

13

Наш мастер-класс подходит к концу и мне бы очень хотелось узнать,

понравилось

ли

вам

небольшое

погружение

в

«Увлекательный

мир

Промдизайнкантума».

На ваших столах лежат разноцветные листочки, выберите, пожалуйста,

понравившийся цвет и оставьте свой отзыв или пожелание.

Дети пишут свой отзыв, складывая его в подготовленную заранее

коробочку.

Ну, что теперь у каждого из вас есть небольшой сувенир из

Промдизайнквантума! (Дети получают напечатанные 3D модели).

Если вам захотелось узнать больше и совершенствовать дальше свои

навыки, то приглашаю вас на наши занятия в детский технопарк «Кванториум».

Большое спасибо!

Результат МК:

Получив начальные навыки по 3D моделированию в программе Blender,

дети создадут 3D модель пирожного с визуализацией с последующей печатью

на 3D принтере.

14

Заключение

Данный

цикл

мастер-классов

был

разработан

для

привлечения

школьников с целью дальнейшего обучения в Промдизайнквантуме.

Деятельностный подход всегда находит положительный отклик у детей,

так как позволяет почувствовать себя в роли творцов и создать что-то своими

руками. Все мастер-классы ориентированы на детей, не имеющих навыков

работы с такими программами как Sai 2 или же Blender, а также с таким

оборудованием как графический планшет и 3D принтер.

Чтобы поддержать интерес детей, в основе методической разработки

лежит идея создания объектов «от простого к сложному», что можно

проследить от одного мастер-класса к другому (3D

ручка – графический

планшет – программа 3D моделирования и печать на 3D принтере). Данный

подход

поможет

педагогам

определить

наиболее

способных

и

заинтересованных школьников.

Так же немаловажная роль отводится и демонстрации работ учащихся

Промдизайнквантума в виде небольшой экскурсии, для того, чтобы на примере

работ других детей, показать, что изучается в данном объединении и что еще

можно создать, реализуя свой творческий потенциал.

Таким образом, апробированная методическая разработка, позволяет

сделать вывод о том, что после проведенных мастер-классов, появляются дети,

желающие обучаться в Промдизайнкантуме, а, следовательно, наблюдается

положительная динамика.

15



В раздел образования