Автор: Коншина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Материал для родителей
Тема: Журнал для родителей младшей группы "Гномики"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №20 общеразвивающего вида"
Журнал «Гномики»
для родителей младшей группы
Выпуск подготовили:
Коншина И.В.
Клейменова Н.М.
г. Мончегорск
апрель 2022г
ГДЕ ЛЕВО, ГДЕ ПРАВО? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ?
Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в
применении понятий "верх-низ" и "право-лево" до выхода в "большой
мир" нет. И будут совсем не правы.
Оказывается, пространственные представления служат основой, на
которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление,
письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается
очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению
с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему,
знакомя кроху с понятиями "верх - низ - право - лево", мамы и папы
ненавязчиво создают очень полезную "зону ближайшего развития", на
которой успешно произрастают самые разнообразные знания и
практические навыки. И чем раньше детка услышит и пощупает их
своим мышлением, тем быстрее и крепче усвоит и будет успешнее
применять их на практике.
Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать
пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать
особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш
воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При
этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на
объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и
тому же. Результат "исследований" окружающего пространства его
интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.
ОРИЕНТИРУЕМСЯ. ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей.
Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с
окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать
малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых
объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает
банк чувственных образов, который позже послужит базой для
освоения мышления и речи.
Память детки до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо
вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую
эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает
формироваться конкретная память, дающая способность описать
словами события, заново их переживая. Выводы из
вышеперечисленного таковы:
* познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс
познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте
незнакомом малышу);
* во время игры провоцируем у крохи появление положительных
эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они
начинают утомлять;
* многократно вводим незамысловатые пространственные
обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи,
прогулки и так далее).
УЗНАЕМ И ЗНАЕМ.
Первая ось, существование которой становится понятным малышу,
как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш карапуз
уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки ,
значит "верх" и "низ" для него уже практически освоены. Теперь
осталось только ввести эти понятия в его речь: "Смотри, солнышко,
ножки внизу, а головушка вверху" или "Вставай на ножки, поднимайся
вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз". К полутора годам малыш
начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них
забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов "вверх" и "вниз".
Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для
начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия
ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со
стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол.
Обязательно озвучьте инструктаж: " Ручкой возьмись ниже - тогда
ножка достанет до пола". Аналогично можно использовать обратную
ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул:
"Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку".
Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также "поработают" в
освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз
(естественно, под бдительным присмотром родителей -
телохранителей).
РУЧКИ, НОЖКИ -НА СТАРТ! "Лево - право" игра.
Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный
инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки
"правая" и "левая". С этого ориентационного "приручения" и
начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже
перекочует в мышление и будет работать на логические процессы
анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить "имена"
своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.
1. Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую -
тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой
ручке разместилась). Затем поиграйте в игру "Покажи нужную руку":
попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-
то время поменяйтесь ролями.
2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных
цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на
большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.
3. Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок
нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из
ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот,
выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно,
особенно, если к "оберучному" рисованию подключится и мама.
4. Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или
левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой
собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже,
когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать
малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите
прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.
Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика
определения где лево и право. Как только малыш начинает
предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно
подсказывать, например: "Правую ручку - в правый рукавчик, а левую
ручку - в левый. Готово?"
Следует помнить, что понятия "спереди" и "сзади" усваиваются
последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс
одевания сыграет важную роль.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков,
солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто
сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по
ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: "Я
бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты -
сзади!" Малыши с большим удовольствием помогают сервировать
стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте,
что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик
кладете справа и слева.
УЧЕБА С НАСТРОЕНИЕМ
Склонность детей к подражанию - ваш помощник в их развитии и
воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке - всюду, где вы
вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете
и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При
этом помните, что ребенок развивается "во все стороны", в каждой
игре включаются все его чувства и способности.
ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ
* Поставьте два стула, на каждый положите три - четыре одинаковых
предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать
отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.
* Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует
определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где
расположено окно.
* Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в
импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.
* Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников -
пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно
рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по
команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит Ваш
малыш.
* Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где
лево, где право. Например: "Видишь зайка - в левом нижнем углу под
кустом сидит, а с правой стороны - мишка. " .
* Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок.
Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В
общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую
половинку раскрашивал в нужный цвет.
Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой
форме.
Как успокоить детскую истерику
1. Дошкольники в норме много плачут.
Именно в 2–7 лет (на этот возраст приходится больше всего истерик)
ребёнок учится проявлять эмоции, здоровым образом обходиться с
ними, учится доносить свои потребности словами.
Это означает простую, но не понятную взрослым вещь: в этом
возрасте ребёнок должен плакать много!
И это не значит, что родители что-то делают не так.
Наш социум ещё не воспринимает негативные эмоции. Даже взрослые
порой не знают, как справиться с гневом, печалью, позором. Но
игнорировать их не безопасно для здоровья: подавленные чувства
затем оборачиваются психосоматическими расстройствами. Как
говорят психологи, идут в тело.
2. Знайте признаки неестественной реакции.
Насторожить должны конкретные симптомы:
— каждый раз во время истерики бьёт себя или других;
— бледнеет, задерживает дыхание, закатываются глаза;
— как бы ни успокаивали, плач длится не меньше получаса;
— истерики по несколько раз в день, и их количество увеличивается.
В других случаях волноваться не о чем. Пусть ребёнок учится
выпускать пар. Слёзы снимают напряжение и приносят успокоение.
3. Не стоит обесценивать эмоции.
Каждый из нас десятки раз в день сталкивается с тем, что его «хочу»
нельзя удовлетворить, но у нас есть способы реагировать на это,
помочь себе и найти другие варианты. Мы можем сказать себе, если,
например, любимый кофе внезапно закончился, что это неприятно, но
так даже лучше для здоровья. Все эти защиты ребёнок только учится
нарабатывать. К тому же его мозг не созрел, поэтому нет достаточно
волевых качеств для сдерживания себя. Когда малыш успокаивается,
это становится тренировкой для самоконтроля.
Чаще всего родители не хотят видеть слезы ребёнка, потому что не
могут сами справиться со стрессом. И папы с мамами делают всё,
чтобы прекратить слёзы как можно скорее. Кто-то начинает
критиковать: мол, причина не стоит выеденного яйца. Кто-то
предлагает что-то быстро делать, чтобы решить проблему. Кто-то
наказывает или оставляет ребёнка одного, чтобы он «выкричался». Но
все эти способы — не помощь малышам, а способ защититься для
родителей.
4. Каждый имеет право на недовольство.
Когда взрослые что-то запрещают, хотелось бы, чтобы дети спокойно
смирились с этим, а когда что-то приказывают сделать — сразу же
бежали выполнять, а не злились. Но ребёнок — это уже другой
человек, который имеет право на собственные эмоции. На
недовольство.
Поработайте со своими ожиданиями. Лучше подумать заранее, в каких
случаях ребёнок может плакать, чтобы это не вызвало столько
негатива у вас.
5. Причины истерики могут не касаться её повода.
Когда малыш рыдает из-за какой-то мелочи, капризничает, это не
значит, что причины нет. Возможно, он плачет, потому что устал,
голоден, не выспался, плохо себя чувствует. Вспомните, как всё
вокруг раздражает, когда вы страдаете от физического дискомфорта
или эмоциональной перегрузки.
6. Ребёнок не манипулирует.
Правда в том, что у детей закрепляется способ получать желаемое:
нужно истерить — и желание удовлетворят. Если бы везде платили
зарплату, только если поплачете, то и взрослые привыкли бы так себя
вести.
Случается так вовсе не из-за хитрости ребёнка, а из-за опыта:
несколько раз родители меняют решение при искренних слезах, и это
закрепляется в памяти. То есть причина проблемы — не манипуляция,
а непоследовательность родителей!
И отучить от этого можно только одним способом: не менять
родительское решение из-за истерики.
Если я сочувствую, то должен отменить своё решение? Ребёнок
плачет не потому, что не съел ещё одну конфету. А потому, что не
смирился с тем, что его желание не удовлетворено, ожидания не
оправдались. Этот опыт человек будет переживать много раз, поэтому
родители могут посочувствовать и поддержать.
7. Слёзы гнева и страха не одинаковы.
Самое простое, что можно сказать о наших врождённых реакциях на
стресс, это: «Сражайся или беги».
Ребёнок, подверженный реакции «сражайся», обычно
трансформирует в истерику гнев. Острых реакций можно избежать,
если с самого детства такому ребёнку давать больше прав и
обязанностей, относиться как к более взрослому, позволять делать
выбор. Во время истерики такому ребёнку нужно, чтобы вы были
рядом, разговаривали и поддерживали. Но не обнимали, не
удерживали, позволили выплеснуть энергию гнева.
Ребёнок, склонный к реакции «беги», обычно плачет, испытывая
стресс. Такому ребёнку как раз помогут объятия, поглаживания и
другой физический контакт, позволяющий чувствовать себя
защищенным.
Что же делать при истерике
Алгоритм таков – быстро успокоиться, подышать или сделать что-то
другое, что помогает (способ нужно найти заранее).
Присесть к ребёнку, проговорить его чувства. Быть просто рядом,
когда градус эмоций зашкаливает.
Не реагировать на крики, требования, обвинения — сейчас ребёнок не
очень понимает, что говорит, и к нему не удастся достучаться.
Напомнить, что хотите помочь. Но не побуждайте сразу перейти к
действиям, прекратить плакать, не подгоняйте.
Поделки с детьми 3-4 лет.
Растительный мир интересен и разнообразен. Расскажите ребёнку о
деревьях, кустарниках, травянистых растениях. Чем они отличаются.
Растения необходимы человеку, т. к. они поглощают углекислый газ и
выделяют кислород. Именно поэтому в лесу так хорошо дышится.
Многие
растения
дают
съедобные
плоды.
Попросите
ребёнка
вспомнить фрукты, овощи, ягоды, злаки. Животные тоже питаются
растениями. Коровы, овцы, лошади летом едят траву, а зимой — сено.
Пчёлы собирают нектар с цветов, а гусеницы поедают листья.
Объясните, как из семени вырастает растение. Семечко сажают в
землю, появляется росток. Потом он цветёт, и затем на месте цветка
созревает плод или семечко.
Посадите дома в горшочке какие-нибудь семена (подсолнечника,
фасоли) или лук, чеснок. Попросите ребёнка регулярно поливать его и
наблюдать за тем, что будет происходить.
Цветок с желаниями
Материалы и инструменты
- Лист картона для основы
- Клей с блёстками
- Ножницы
- Клей
- Цветная бумага
Пошаговый процесс изготовления
1. Вырежьте из цветной бумаги лепестки цветка, сердцевину и стебелёк.
2. С обратной стороны цветной бумаги обведите ладошки малыша, или пусть он
сделает это сам. Вырежьте по кон- туру — это будут листики цветка.
3. Пусть ребёнок наклеит лепестки на лист картона, но намажьте лепестки клеем
только у основания, в том месте, где они приклеиваются к сердцевине. Таким
образом, каждый лепесток можно будет приподнять.
4. Затем малыш может приклеить сердцевину, стебелёк и листики в виде
ладошек.
5.
Когда
аппликация
высохнет,
приподнимите
каждый
лепесток
цветка
и
напишите под ним пожелания тому, кому предназначается цветок. Конечно же
такой подарок будет ещё и памятью о том, какие были крохотные ладошки у вашего
ребёнка.
6. Предложите ребёнку украсить аппликацию по желанию, например капельками
клея с блёстками.
О чём поговорить с ребёнком
➙
При изготовлении поделки называйте части цветка (лепестки, сердцевина,
стебель, листья).
➙
Расскажите малышу о праздниках, о традиции пожеланий и о том человеке,
кому открытка предназначается.
➙
Можно оформить открытку в виде «цветика-семицветика» (семь лепестков
различных цветов). Расскажите или прочитайте малышу сказку В. Катаева «Цветик-
семицветик» и спросите ребёнка, какие у него есть желания. Вы можете специально
изготовить
такую
открытку
для
того,
чтобы
ребёнок
оторвал
лепестки
и
сформулировал свои желания.
Розочки из салфеток
Материалы и инструменты
- Бумажные салфетки (белые, красные, розовые)
- Картон для основы
- Фломастеры
- Клей
Пошаговый процесс изготовления
Лучше использовать двухслойные салфетки хорошего качества —
такие салфетки не дают бумажной пыли и розочки получаются как
настоящие.
1. Покажите ребёнку, как отделить слои салфетки друг от друга и как
разорвать салфетку на несколько частей. Пусть малыш выполнит это
самостоятельно.
2. Из полученных кусочков скатайте шарики. Дети легко справятся и
с этим.
3. На картоне нарисуйте стебель розы. Места, где должны быть
прикреплены розочки, намажьте клеем.
4. Теперь малыш может приклеить полученные комочки на эти места.
Не удивляйтесь, если ваши гости подумают, что розы настоящие.
Вы можете придумать и другие сюжеты. Например, таким же образом
можно
сделать
корзину
со
снежными
комочками
или
рожки
с
мороженым.
О чём поговорить с ребёнком
➙
Розы можно назвать символом любви. Люди часто дарят их друг
другу,
чтобы
выразить
свою
любовь.
Чаще
всего
розы
бывают
розовыми (отсюда и их название), красными, белыми. Стебельки у роз
с колючими шипами.
➙
Вспомните про свою поделку, когда в доме будут настоящие розы.
➙
Вспомните сказку «Снежная королева», в которой мальчик и
девочка выращивали розы.