Авторы: Лебедева Светлана Сергеевна, Сергеева Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие межполушарного взаимодействия как основы для интеллектуального развития детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
«Развитие межполушарного взаимодействия как основы
интеллектуального развития детей 3-4 лет».
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она
существует уже двести лет и используется во всем мире.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои
функции. Левое отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы.
Обеспечивает способность чтения и письма; запоминание (стихов, дат, фактов);
планирование будущего; математические способности. Правое отвечает за
творческие процессы, интуицию. Помогает разбираться в ситуации, находя
нестандартные решения. Обеспечивает развитие образного мышления; ориентацию
в пространстве; чувство юмора; восприятие эмоций; развитие воображения,
фантазии.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное воздействие.
Ребенок не только становится активным, сообразительным, улучшается его речь и
координация пальцев.
Задачи:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления, внимания,
речи);
• снятие утомляемости, нервного напряжения;
• создание положительного эмоционального настроя.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступными являются
пальчиковые игры. Игра самая любимая и естественная деятельность младших
дошкольников. Поэтому детям трех лет целесообразно предлагать
простые кинезиологические упражнения в виде игр. Их можно использовать в
утренние часы, во второй половине дня, на прогулке и при проведении
образовательной деятельности в качестве динамических пауз. Возможно
музыкальное сопровождение упражнений. Кинезиологические упражнения педагог
выполняет вместе с детьми в медленном темпе по 3-5 раз каждой рукой, затем двумя
руками вместе. Для постепенного усложнения упражнений применяется ускорение
темпа выполнения. Продолжительность умной гимнастики может составлять 5-6
минут в день. Используем и такие достаточно эффективные и доступные приемы,
как игры с мозаикой пальцами одной и другой руки, двумя руками одновременно.
Кинезиологические упражнения.
«Лягушка».
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит
смена положения рук.
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
«Ладушки-оладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена
позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Солнышко и тучка».
Кисти обеих рук лежат на столе. Пальчики выпрямлены (это лучики солнышка).
Пальцы сжать в кулак– «тучка». «Солнышко» – пальцы выпрямить. «Солнышко и
тучка» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение
рук.
«Зайчик-колечко-цепочка».
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к
ладони большим пальцем. Затем образуем колечко. Указательный и большой
пальцы соединяются. Средний безымянный и мизинец вытянуты вперед. И цепочка.
Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т.д. и через них
попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.
«Дом – замок – ежик».
Поочередная смена позиций: дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют
крышу, замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик - ладони сомкнуты,
пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.