Автор: Зуева Ольга Борисовна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 131
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Конспект НОД по окружающему миру
Тема: "Волшебница-вода"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №131
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
для детей средней группы
на тему: «Волшебница – вода».
Подготовила: Зуева Ольга Борисовна
г. Комсомольск – на – Амуре
2022 год.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Волшебница – вода».
Тип НОД: Экспериментирование.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
1.
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.
Прививать
навыки
экологически
грамотного
поведения
в
быту,
в
природе. Познакомить со свойствами воды. Обогащать и активизировать словарь
по теме (жидкая, газообразная, бесцветная, безвкусная, прозрачная).
2.
Развивать исследовательские способности у детей. Развивать
мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы. Развивать связную
речь.
3.
Воспитывать бережное отношение к воде, как природному ресурсу.
Оборудование: Демонстрационный материал: иллюстрации (водные ресурсы),
корточки-символы для проведения опытов, д/и «Кому в природе нужна вода»,
карточки-символы «Охрана воды», игрушка Капелька. Для опытов: лед, спиртовка,
зеркало, стаканчики с чистой водой на каждого ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг с
изображением родников, озер, горных рек ,водопадов, морей, океанов.
Беседы о воде. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен,
пословиц, загадок, поговорок. Просмотр видеозаписей, телепередач.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Восп: Ребята, я хочу загадать вам загадки.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! ( Вода)
Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт(Лед)
Захочешь помыться — Нужна тебе … ( Водица)
Я прозрачна и легка,
Поднимаюсь в облака.
Знаете меня, не так ли?
Я же водяная … (капля) .
Восп: Ребята, что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем
говорить?
Дети: О воде.
Восп: Молодцы! Скажите, а где в природе мы можем увидеть воду?
Дети: В реке, море, океане, луже, ручейке (разные ответы детей )(на мольберте
изображения реки, озера, моря, ручейка, лужи).
Восп. Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости капельку воды. Пойду, встречу ее.
-Ой, ребята, посмотрите, а наша капелька воды превратилась в кусочек льда.
- Как вы думаете, что произошло. Как вода могла превратиться в лед?
Дети: попала в холод (холодильник).
Восп. А как вы думаете, можно обратно превратить кусочек льда в капельку воды?
Дети: можно!
Восп; А как это сделать?
Дети: Поставить в тепло?
(поставили на батарею)
Восп: Ребята, а во что еще могла превратиться наша капелька?
Дети: роса, дождь, град. снег, туман.
Восп: А еще, дети, вода может превращаться в пар.
Я хочу показать вам это на опыте (показываю опыт со спиртовкой).
Восп: Ребята, посмотрите, вода нагревается и превращается в пар. А сейчас пар
охлаждается на зеркале и превращается вновь в капельки воды.
Восп: Ребята, давайте сделаем вывод: В каких состояниях бывает вода?
Дети: жидкая, твердая (лед), и газообразная (пар).
Восп; Давайте посмотрим, превратилась ли лед в капельку воды?
Капелька: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы меня выручили.
Капелька: я пришла к вам , не с пустыми руками. Я принесла вам чистую воду и
хочу вас угостить.
(на столе, на разносе стоят на всех детей одноразовые стаканчики с водой).
Восп: посмотрите, какая вода у вас в стаканчиках по цвету?
Дети: прозрачная, бесцветная.
Восп: Понюхайте воду. У нее есть запах?
Дети: нет.
Капелька: А попробуйте меня на вкус!
Капелька: вы почувствовали какой - нибудь вкус?
Дети: нет.
Капелька: да, я безвкусная.
Восп: Ребята, давайте сделаем вывод:
(показываю символы- карточки) и делаем вывод: Вода не имеет цвета, запаха и
вкуса.
Капелька: Ребята, давайте поиграем.
К речке быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно (круговые движения руками)
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой (ходьба на месте)
Капелька: Ребята, я для вас приготовил игру. А называется она:
Кому в природе нужна вода?
(на столе разложены карточки с изображением рыб, животных, растений ит.д.)
Капелька: Посмотрите внимательно на картинки и выберите только те, кому в
природе нужна вода.
(дети выбирают картинки и прикрепляют на доску к стрелочкам)
(Идет обсуждение кому и для чего нужна вода, последнего обсуждаем человека).
Восп: Скажите, а для чего человеку нужна вода? Может быть, мы можем обойтись
без воды?
Дети: умываться, мыться, стирать, готовить еду, убирать в доме, пить, поливать
огород, поить животных и т. д.
Восп: А еще вода используется на фабриках и заводах.
Восп: Ребята, что произойдет, если на земле исчезнет вода?
Дети:Все живое на земле погибнет.
Капелька: Ребята, а вы знаете, что на земле чистой пресной воды очень мало, к ней
надо относится очень бережно.
Восп: Как вы думаете, что мы можем сделать .чтобы сберечь чистую воду.?
Дети:
- Не выливать и ничего не бросать в реку.
- Не мыть машины на берегу.
- На заводах и фабриках строить очистные сооружения
- Не открывать сильно кран с водой.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Восп: Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня узнали о воде. (Воспитатель
показывает иллюстрации. Дети называют состояния воды: вода бывает жидкая, твердая
(лед), газообразная (пар). Свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса.
Воспит: Капелька, оставайся с нами, ведь мы всю неделю будем говорить о воде и
ты поможешь нам узнать много нового.