Автор: Куцая Ирина Сергеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: станица Каневская
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы со слабоуспевающими выпускниками"
Раздел: среднее образование
«Система работы со слабоуспевающими выпускниками 9 и 11 классов»
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться,
формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является
школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает
минимального уровня.
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно
встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными
возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как
правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают
трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение
мысли и внимание.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают
неуклонный рост числа детей с проблемами обучения. Специалисты отмечают,
что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в
стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в
условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ
значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический
фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором
постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между
собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и
практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не
способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным,
что часть вины за такое большое количество двоечников ложится и на наши
плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину
решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими
учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо
ответить на вопрос: «Как учить?»
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к
организации проведения индивидуальных и дополнительных занятий, которые
отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на
учащихся.
Но педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский
учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения
на себя и нам
приходится работать, помогать, понимать, содействовать и
мотивировать.
Неуспеваемость
-
сложное
и
многогранное
явление
школьной
1
действительности. В арсенале школьного педагога обязательно должны быть
такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении,
поэтапное
формирование умственных действий.
По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей
разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным
материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует
эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному
сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому
полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является
главной
причиной
«хромающих»
знаний.
В
результате
нужно
так
индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени,
сколько надо для полного усвоения материала, а особенно учащимся выпускного
класса.
С введением ЕГЭ и ОГЭ работа со слабоуспевающими выпускниками и её
отражение стали особенно актуальны.
Я хотела бы поделиться опытом своей работы в этом направлении.
В конце сентября провожу диагностику:
1.
Тест, который охватывает все важные темы
2.
Анализ допущенных ошибок.
3.
Выявляю слабоуспевающих учащихся
4.
Составляю список основных «западающих» тем у каждого.
Например:
И т.д.
Умножение и деление обыкновенных
дробей
7
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей
6
---+--++
Деление десятичных дробей
5
-++++
Умножение десятичных дробей
4
--+++-+++
Сложение и вычитание десятичных
дробей
3
---++-++++
Сложение чисел с разными знаками
2
--+-+++
Сложение отрицательных чисел
1
Резуль
тат
Темы, требующие отработки
№
п/п
Иванов Александр, 9 класс
В графе «Результат» учитываю «+, -» достижения ученика по этой теме как
на индивидуальных занятиях, так и на уроках во время проведения устной
работы, тестовых заданий или заданий на карточке.
Затем для каждого из слабоуспевающих: (сл.4)
1.
Составляю план индивидуальной работы на дополнительных занятиях;
2.
Завожу тетрадь для индивидуальной работы;
3.
Заготавливаю
информационную
листовку
для
родителей
слабомотивированных учащихся;
4.
Подготавливаю диагностическую карту.
2
Из этих материалов формирую папку по работе со слабоуспевающими
выпускниками.
ОПИСАНИЕ
1.
Индивидуальный план работы содержит столбцы, где указаны:
Число;
Тема занятия;
Отметка учителя о посещении учащимся занятии;
Результат занятия (достижение учащегося, проблемы)
Роспись
учащегося
о
присутствии
(отсутствии)
на
занятии.
Индивидуальный план работы составляю не сразу на год и даже не на четверть.
Тему следующего занятия планирую индивидуально, в зависимости от результата
предыдущего занятия. Обязательно соблюдаю цикличность повторения тем,
которые нужно отработать с учеником. Слабоуспевающих учащихся с новым
материалом
знакомлю
постепенно,
используя
образцы
знаний
и правила
выполнения того или иного задания. Слабые ученики не могут сразу усваивать
большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые
и новые знания. Поэтому на индивидуальных занятиях практикую модули, что
является большим подспорьем в работе. Недаром говорят «Скажи мне – и я
забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»,
а уже затем объединяю материал в блоки.
2.
На всех индивидуальных занятиях ученики обязательно работают в
тетрадях, в которых обязательно прослеживается число занятия, отрабатываемые
темы. Всё в тетради полностью совпадает с индивидуальным планом работы. В
этих же тетрадях они могут выполнять небольшие домашние задания к
следующему занятию
3.
Так
же,
как
и
все,
завожу
на
слабоуспевающих
учащихся
диагностические карты, в которых указываю вид работы, число её проведения,
«1» отмечаю выполненное задание, «0» - невыполненное. Но считаю, что одна
диагностическая карта на все письменные работы не даёт чёткого представления
об ошибках, допущенных учащимся, а отражает только сам факт выполнения или
невыполнения задания. Поэтому стала практиковать бланк анализа ошибок не
только в целом по классу, но и для каждого ученика индивидуально.
4. В целях обратной связи с родителями веду для них информационные
листы в которых указываю: (сл.12,13)
Дату;
Предмет;
Замечания, информация;
Графу для росписи родителей об ознакомлении с информацией на
листе о посещаемости и успеваемости учащегося.
3
Такие
листы
веду
не
для
каждого
учащегося,
а
только
для
слабомотивированных, отличающихся отрицательным отношением к учёбе.
Некоторые родители сначала настроены против учителя, всё увиденноё на
информационном листе воспринимают в штыки, считают, что к их ребёнку плохо
относятся,
к нему «придираются». Но когда такая работа проводится
систематически, удаётся их убедить, что только совместными усилиями мы
сможем
добиться результата. В итоге
родители из такой категории
поворачиваются лицом к учителю, меняют свою позицию в этом вопросе
Описанная мной система работы со слабоуспевающими выпускниками
представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и
терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы,
если учитель
сумеет правильно поставить работу с такой категорией
выпускников.
В заключении хочу предложить Вам несколько правил работы со
слабоуспевающими.
•
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания»
в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
•
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь
передать ему эту веру.
•
Многократное повторение основного материала - один из приемов
работы со слабыми.
•
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте
им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
•
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого
выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
•
Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете
расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
•
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не
очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться. И я вам этого искренне
желаю!
4