Напоминание

"Система работы со слабоуспевающими выпускниками"


Автор: Куцая Ирина Сергеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: станица Каневская
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы со слабоуспевающими выпускниками"
Раздел: среднее образование





Назад




«Система работы со слабоуспевающими выпускниками 9 и 11 классов»

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться,

формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является

школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает

минимального уровня.

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно

встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными

возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как

правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают

трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение

мысли и внимание.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают

неуклонный рост числа детей с проблемами обучения. Специалисты отмечают,

что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в

стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в

условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ

значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический

фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором

постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между

собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и

практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не

способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным,

что часть вины за такое большое количество двоечников ложится и на наши

плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину

решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими

учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо

ответить на вопрос: «Как учить?»

Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к

организации проведения индивидуальных и дополнительных занятий, которые

отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на

учащихся.

Но педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский

учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения

на себя и нам

приходится работать, помогать, понимать, содействовать и

мотивировать.

Неуспеваемость

-

сложное

и

многогранное

явление

школьной

1

действительности. В арсенале школьного педагога обязательно должны быть

такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении,

поэтапное

формирование умственных действий.

По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей

разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным

материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует

эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному

сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому

полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является

главной

причиной

«хромающих»

знаний.

В

результате

нужно

так

индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени,

сколько надо для полного усвоения материала, а особенно учащимся выпускного

класса.

С введением ЕГЭ и ОГЭ работа со слабоуспевающими выпускниками и её

отражение стали особенно актуальны.

Я хотела бы поделиться опытом своей работы в этом направлении.

В конце сентября провожу диагностику:

1.

Тест, который охватывает все важные темы

2.

Анализ допущенных ошибок.

3.

Выявляю слабоуспевающих учащихся

4.

Составляю список основных «западающих» тем у каждого.

Например:

И т.д.

Умножение и деление обыкновенных

дробей

7

Сложение и вычитание обыкновенных

дробей

6

---+--++

Деление десятичных дробей

5

-++++

Умножение десятичных дробей

4

--+++-+++

Сложение и вычитание десятичных

дробей

3

---++-++++

Сложение чисел с разными знаками

2

--+-+++

Сложение отрицательных чисел

1

Резуль

тат

Темы, требующие отработки

п/п

Иванов Александр, 9 класс

В графе «Результат» учитываю «+, -» достижения ученика по этой теме как

на индивидуальных занятиях, так и на уроках во время проведения устной

работы, тестовых заданий или заданий на карточке.

Затем для каждого из слабоуспевающих: (сл.4)

1.

Составляю план индивидуальной работы на дополнительных занятиях;

2.

Завожу тетрадь для индивидуальной работы;

3.

Заготавливаю

информационную

листовку

для

родителей

слабомотивированных учащихся;

4.

Подготавливаю диагностическую карту.

2

Из этих материалов формирую папку по работе со слабоуспевающими

выпускниками.

ОПИСАНИЕ

1.

Индивидуальный план работы содержит столбцы, где указаны:

Число;

Тема занятия;

Отметка учителя о посещении учащимся занятии;

Результат занятия (достижение учащегося, проблемы)

Роспись

учащегося

о

присутствии

(отсутствии)

на

занятии.

Индивидуальный план работы составляю не сразу на год и даже не на четверть.

Тему следующего занятия планирую индивидуально, в зависимости от результата

предыдущего занятия. Обязательно соблюдаю цикличность повторения тем,

которые нужно отработать с учеником. Слабоуспевающих учащихся с новым

материалом

знакомлю

постепенно,

используя

образцы

знаний

и правила

выполнения того или иного задания. Слабые ученики не могут сразу усваивать

большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые

и новые знания. Поэтому на индивидуальных занятиях практикую модули, что

является большим подспорьем в работе. Недаром говорят «Скажи мне – и я

забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»,

а уже затем объединяю материал в блоки.

2.

На всех индивидуальных занятиях ученики обязательно работают в

тетрадях, в которых обязательно прослеживается число занятия, отрабатываемые

темы. Всё в тетради полностью совпадает с индивидуальным планом работы. В

этих же тетрадях они могут выполнять небольшие домашние задания к

следующему занятию

3.

Так

же,

как

и

все,

завожу

на

слабоуспевающих

учащихся

диагностические карты, в которых указываю вид работы, число её проведения,

«1» отмечаю выполненное задание, «0» - невыполненное. Но считаю, что одна

диагностическая карта на все письменные работы не даёт чёткого представления

об ошибках, допущенных учащимся, а отражает только сам факт выполнения или

невыполнения задания. Поэтому стала практиковать бланк анализа ошибок не

только в целом по классу, но и для каждого ученика индивидуально.

4. В целях обратной связи с родителями веду для них информационные

листы в которых указываю: (сл.12,13)

Дату;

Предмет;

Замечания, информация;

Графу для росписи родителей об ознакомлении с информацией на

листе о посещаемости и успеваемости учащегося.

3

Такие

листы

веду

не

для

каждого

учащегося,

а

только

для

слабомотивированных, отличающихся отрицательным отношением к учёбе.

Некоторые родители сначала настроены против учителя, всё увиденноё на

информационном листе воспринимают в штыки, считают, что к их ребёнку плохо

относятся,

к нему «придираются». Но когда такая работа проводится

систематически, удаётся их убедить, что только совместными усилиями мы

сможем

добиться результата. В итоге

родители из такой категории

поворачиваются лицом к учителю, меняют свою позицию в этом вопросе

Описанная мной система работы со слабоуспевающими выпускниками

представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и

терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы,

если учитель

сумеет правильно поставить работу с такой категорией

выпускников.

В заключении хочу предложить Вам несколько правил работы со

слабоуспевающими.

Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания»

в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь

передать ему эту веру.

Многократное повторение основного материала - один из приемов

работы со слабыми.

Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте

им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого

выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете

расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не

очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться. И я вам этого искренне

желаю!

4



В раздел образования