Напоминание

"Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование"


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 83 «РУЧЕЕК»

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья

«Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста

через экспериментирование»

Подготовила:

Воспитатель:

Васильева Ирина Витальевна

Чебоксары – 2022

«Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста

через экспериментирование»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он

узнал».

В.А.Сухомлинский

Мы

хотим

видеть

наших

воспитанников

любознательными,

общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими

ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

А это во многом зависит от нас.

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем,

проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,

в частности - к экспериментированию.

Гуманизация

сферы образования, ориентация ее на формирование

творческой личности выдвигают в число важных и существенных задач

развития интересов и способностей каждого ребенка.

В связи с этим со всей очевидностью встает проблема развития

познавательного интереса и любознательности.

Любознательность - активный поиск предмета или явления - интерес не к

отдельному стимулу, а к объекту в целом. Любознательность сопровождается

выражением

эмоций

удивления,

радости

познания,

удовлетворения

деятельностью. Любознательный ребенок не ищет легких задач. Это

выражается в стремлении знать больше, чем дается обычно на занятии, найти

ответы на вопросы, возникшие, например, во время наблюдений.

Детское экспериментирование (Поддъяков Н.Н.) - одна из форм

организации с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с

другой.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и

любознательность ребенка.

Решая проблему по развитию любознательности детей младшего

дошкольного

возраста

через

экспериментирование,

мы

проводили

систематически познавательные

занятия по ознакомлению с окружающей

действительностью,

со

свойствами

песка,

воды,

воздуха,

предметов,

окружающих

детей.

Эти

занятия

с

использованием

метода

экспериментирования были адаптированы с учетом младшего возраста

(например, свойства воды «Вот вы, детки, тоже что – то умеете делать:

играть, рисовать, танцевать, петь, а водичка тоже умеет что – то делать. А вы

хотели бы узнать, что умеет делать водичка?»). Все занятия проводились в

игровой форме.

Мы ввели экспериментирование во все виды деятельности, так как

экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности,

он тесно связан со всеми видами деятельности, и в первую очередь, как

наблюдение и труд. Мы наблюдали за животными, за растениями, за

пробуждением природы, за самим собой. Так, например, дети хотели узнать,

есть ли травка под снегом. Но при этом необходимо было раскопать снег, что

дети приложили трудовые усилия, так как эти связи двусторонние. С одной

стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает

благоприятные

условия

для

экспериментирования,

с

другой

экспериментирование,

особенно

вызывающий

у

ребенка

интерес

способствует

развитию

наблюдательности

и

формированию

трудовых

навыков. Во время экспериментирования мы большое внимание обращали на

развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента.

Если в начале I младшей группы дети в основном наблюдали, многие дети не

владели активной речью, то в конце года, дети сами стали формулировать

цель в виде вопроса «Что делает вода?», «Сосулька в группе растает?», «А

котенок конфетку будет кушать?», а чем питается гусеница? Во время

обсуждения хода опыта и результатов опыта, при проведении простейших

экспериментов, начинают отвечать на вопросы взрослого: «Как это сделать?»

(Как можно узнать запах воды, что вода холодная или теплая, прозрачная и

т.д.). Они могут уже ответить, каким способом это можно узнать (потрогать,

понюхать,

попробовать).

Также

при

проведении

итогов

экспериментирования,

дети

по

рисункам,

карточкам,

схемам

могут

рассказать, что умеет делать вода, песок, воздух, бумага.

Связь экспериментирования отражалась во всех видах деятельности:

- в музыкальной: разучивание песен о явлениях живой и неживой

природы

«Солнышко»,

«Дождик»,

«Радуга

дуга»,

танец

капелек,

подвижная игра «Солнышко и дождик», прослушивание музыкальных

произведений

композиторов

о

временах

года

и

явлениях

природы,

аудиозапись «Звуки природы», игровые упражнения «Капельки», «Ветер

дует мне в лицо», «Солнечные лучики».

- в изобразительной деятельности: рисовали, лепили. Дети, таким

образом, выражали свое отношение к окружающей действительности, к

природе средствами изобразительного искусства.

Мы старались не давать детям знания в готовом виде, а помочь ребенку

получить

их

самостоятельно,

проявляя

любознательность,

поставив

небольшие элементарные опыты. Например, дети хотели узнать «Ест ли

кошка яблоко?». Перед кошкой положили яблоко и наблюдали, что будет. В

конце эксперимента я спросила «Кошка ест яблоко?». И дети, оценивая

результат, ответили «нет». В этом случае, детский вопрос превратился в

формулирование цели, а мы помогали детям продумать ход проведения

опыта,

давали

советы,

рекомендации,

вместе

с

ними

осуществляли

необходимые действия. Также стали привлекать детей к прогнозированию

результатов своих действий: «Что случится, если мы занесем снег в

группу?», «Что случится, если опустим железный и деревянный кораблик в

воду?». У детей начинают проявляться элементы произвольного внимания.

Это

позволяет

им

делать

первые

попытки

фиксировать

результат

наблюдения: «Принеси картинку, где показано, что сейчас делает вода!»,

«Давайте на этом рисунке поставим стрелку на те продукты, которые съела

кошка!». Это способствовало развитию у детей умения анализировать факты

и давать простейшие умозаключения. Благодаря этой работе мы разработали

перспективный план «Воздух» и «Вода» для детей младшего дошкольного

возраста.

Благодаря этой работе дети стали более самостоятельными в выполнении

простейших опытов и экспериментов; ярко проявилась любознательность,

дети стали активнее задавать вопросы. Если раньше были вопросы на

выявление внешних признаков (Где? Что? Какой?), а теперь стало больше

вопросов на выявление причин явления (Почему?). У большинства детей

появилась потребность в получении новых знаний.

В уголке экспериментирования мы выделили место для постоянной

выставки, место для приборов, место для выращивания растений, место для

хранения материалов, место для проведения опытов.

Работа по развитию любознательности детей младшего дошкольного

возраста

через

экспериментирование

у

нас

будет

продолжаться

на

протяжении дошкольного возраста.

Результатом развития любознательности через экспериментирование

является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие всех

психических процессов, расширение словарного запаса, обогащение речевого

общения на основе культурных норм.

Список используемой литературы

1. Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка – дошкольника,

Чебоксары,1995г.

2. Григорьева Г.Г, Кочетова Н.Т, Сергеева Д.В. Программа «Кроха»,

Москва, 2000г.

3. Баранова Э.А. Развитие познавательных интересов у детей,

Москва, 2003г.

4. Гарифуллина И.В. Игровой метод – эффективный инструмент развития

познавательного интереса дошкольников//Детский сад от А до Я, 2009г:№1

5. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников, Москва,2005г.

6. Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом, Москва, 2005г.

7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду, Москва, 2004г.

7. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности ДОУ, Москва,2005г.

8. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, М, 2003г.

9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников, Москва, 2003г.



В раздел образования