Напоминание

"Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"


Автор: Павлова Людмила Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 Белогорье
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников»

Введение

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый

благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий

еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все

психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была

подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые,

изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений

пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое

влияние на развитие головного мозга.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного

мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные

окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов,

идущих от рук.

1.

Развитие речи дошкольника

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых

конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую

актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и

стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества

детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с

неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема

исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые

отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и

исправлять.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно

снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое

распространение получили низкопробная литература,

«бедная речь с экранов

телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного

времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле - и

радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию

правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться

изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и

психическим.

С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие

основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать

лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно

развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных

проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и

письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то

установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали

сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем

появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но

долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали

совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения

пальцев

рук,

затем

появляется

артикуляция

слогов;

всё

последующее

совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени

тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают

говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может

подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то

же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно

высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень

развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного

мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной

областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает

проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению

артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного

мозга,

стимулирующим развитие мышления ребенка.

2.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека,

направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических

функций:

внимания;

мышления;

зрительной памяти;

воображения;

пространственной ориентации;

связной речи.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи

занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого

пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования

отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей

нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только

с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют

улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный

исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки

нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью

детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата

мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка

находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", –

заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только

развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного

возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас,

вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка

движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим

речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что

современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для

развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и

пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже

в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на

себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с

ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье,

вязать, вышивать.

1.

1.

Работа по развитию мелкой моторики

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным

правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными

особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено

воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более

сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в

конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и

проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не

все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и

пальчики, вы сейчас узнаете.

Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные

навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не

будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита.

Возможность самостоятельно выполнять действия, которые раньше были доступны

только взрослым, всегда очень мотивирует ребенка и переводит его на новый этап

развития.

Во-вторых, при тренировке ручек и пальчиков улучшаются графические навыки

ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным

нагрузкам.

Стоит отметить также, что при развитии мелкой моторики рисунки становятся

правдоподобнее и с большим успехом передают то, что задумал нарисовать малыш.

В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и

раскрытию творческого потенциала.

Проекция

кисти

в

коре

больших

полушарий

занимает

почти

1/3

от

общего

размера.

Соответственно, если деятельность активирует около 30% ресурсов головного мозга, это

значительно улучшает умственные способности ребенка, память и восприятие, ускоряет

мыслительные процессы.

И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на речь. Тренировка ручек и

пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный

запас. Дети с хорошо развитой координацией рук, как правило, хорошо говорят, умеют логично

рассуждать, объяснять.

2.2 Дидактические средства развития мелкой моторики

Мелкую моторику рук развивают:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения с массажным мячом;

- пальчиковый театр;

- массаж ладошек;

- пластилинография;

- игры моталочки;

- ниткография;

- тренажер для вырезания;

- рисование пальчиками, ладонью;

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Рассмотрим

наиболее простые и эффективные игры:

1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

2. Ладушки

3. Разрывание бумаги

4. Перелистывание страниц

5. Бусы

6. Вкладыши-мисочки

7. Крупы

8. Баночки с крупами

9. Рисование на песке

10. Горошина

11. Завинчивание крышек

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

13. Лепка

14. Рисование и раскрашивание

15. Собирание мозаик и пазлов

16. Вырезание

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут

проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в

школе.

Заключение

Таким образом, вследствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая

неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с

плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,

шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы,

счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за

сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей

узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме

усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах

карандаш.

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше,

особенно у детей с общим недоразвитием речи.



В раздел образования